Консультация для воспитателей "Земля - наш дом родной"
консультация по окружающему миру

Северина Елена Леонидовна

Что означает слово «экология» и откуда оно происходит? «Экология» (от греческого oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, учение). В основном в первоначальном своем значении – одна из биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих землю организмов, как между собой, так и с окружающей средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_zemlya_-nash_dom_rodnoy.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Земля – наш дом родной»

          Что означает слово «экология» и откуда оно происходит? «Экология» (от греческого oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, учение). В основном в первоначальном своем значении – одна из биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих землю организмов, как между собой, так и с окружающей средой.

         К великому сожалению, за последние десятилетия, а может быть и на протяжении последнего столетия человечество утратило то, что мы могли бы назвать «экологической интуицией». Сошлемся на строжайший запрет на вырубку кедра, действовавший когда-то в Западной Сибири. Тайга издревле была источником жизни и пропитания людей. Поэтому ослушника привязывали к древесному стволу и оставляли на съедение таежному гнусу…

          Совсем другим путем пошла современная цивилизация. Максимум комфорта она постаралась обеспечить человеку именно за счет эксплуатации природных богатств. Вырубались леса, истощались природные ресурсы; землю, воду и воздух загрязняли отходы производства, служащего так называемому «прогрессу». Вспомните, как отводили воды рек Сыр-Дарьи и Амур-Дарьи, тем самым, обусловив гибель Аральского моря. До сих пор вызывают содрогание планы – к счастью, не осуществленные – поворота сибирских рек.

        Можно ли в наше время переоценивать важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное «экологическое чутье». И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего детства. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать...  Как интересно, например, узнавать растения по именам! Не просто – «травка», а травка «сныть» (ее народное название снитка), зацветающая летом в каждом дворе, часто на улице, по краям тротуаров. Или скромная, с белыми цветочками яснотка – иначе называемая глухой крапивой. В теплый весенний денек наверняка на участке детского сада раздается веселое теньканье синичек. Даже задорное чириканье воробьиной стаи не стоит оставлять без внимания. О чем поет синичка? Поговорите об этом с ребятами. Заметим, в действительности поет самец синицы. Поет о том, что день стал длиннее, что скоро придет весна, станет  тепло, тогда надо будет свить гнездо и вместе с подругой вынянчить птенчиков. Так – или приблизительно так – можно побеседовать  с детьми и по ходу беседы вспомнить стихотворение Валентина Берестова:

                О чем кричат воробышки

                В последний день зимы?

                Мы выжили, мы дожили,

                Мы живы, живы мы!

        Чтение стихов о природе – полезный элемент экологического воспитания ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а поэтическое слово непосредственно воздействует на их эмоции. При помощи стихов маленькому человеку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое и требует бережного к себе отношения. Не секрет: сколько раз по весне видишь, как вянут сорванные детской рукой и брошенные одуванчики… Если бы малыш знал стихотворение Е.Серовой, может бы и остановилась бы шкодливая ручонка:

              Носит одуванчик

              Желтый сарафанчик.

              Подрастет – нарядится

              В беленькое платьице,

              Легкое, воздушное,

              Ветерку послушное.

      А вот непосредственный, глубоко прочувствованный призыв поэта А.Николаенко к ребенку, несомненно, заставит его призадуматься:

               Глаза распахните!

               Смотрите:

               Растущая дико

              Цветет земляника.

              Не рвите!

              И любку не рвите –

              Ночную фиалку.

              Не делайте палку

              На случай

              Из маленькой елки

              Колючей.

              Цветка не сорвите,

              А лучше скажите:

              Купальница,

              Ландыш,

              Лесная гвоздика,

               Цветите!

               Не исчезайте,

               Растущие дико!

         Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдения необходимо сопровождать речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

        Необходимость и значение наблюдения связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые, непосредственные встречи с природой, наблюдения за его объектами.

       Наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи в отношении природных явлений доступны непосредственному наблюдению. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию любознательности, а значит решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

       Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"

Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения,...

Консультация по ознакомлению дошкольников с родным краем

Консультация составлена на основе теоретического и практического материалов. Предназначена для проведения старшим воспитателем, заместителем заведующего по методической работе с воспитателями ДОУ. В м...

Консультация для родителей :" Любовь к родному дому"

Беседа с детьми о проявлении доброжелательного отношения и любви к близким ( родителям, родственникам), обращать внимание на настроение и самочувствие близких людей в семье. В группе вместе с вос...

Консультация родителям "Воспитание любви к родной станице"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5143377","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 96px; height: 100px;"}}]]Консультация родителям "Воспитание любви к родной стан...

Консультация для родителей :" Любовь к родному краю".

....Мечты уходят в бесконечностьСледы запутаны в тениПрирода открывает вечность,Для тех, кто в мыслях чист своих.                        ...

Консультация " Приобщение детей к истории родного края."

В этой консультации я описала, почему я взяла такую тему по самообразованию, указала какие методы и приёмы использовала для знакомство детей с родным краем, что в итоге дети стали располагать зна...

Консультация для родителей на тему: «Родной наш край - Мордовия»

   Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к с...