Конспект ООД в старшей группе "Вода, вода, кругом вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Сальникова Оксана Владимировна

Продолжать формировать представления о воде и ее свойствах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_issledovatelskoy_deyatelnosti_s_vodoy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект исследовательской деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Вода, вода, кругом вода»

Воспитатель: Сальникова О.В.

Детский сад №233 ОАО «РЖД»

Цель: продолжать формировать представления о воде и ее свойствах

Ход занятия.
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию, где проводят опыты. Но для опытов всегда нужны какие-то вещества. Попробуйте догадаться с каким веществом мы будем работать…          Говорят она везде!
                                       В луже, в море, в океане.
                                       И  в водопроводном кране.
                                       Как сосулька замерзает,
                                       В лес туманом заползает,
                                       На плите у вас кипит,
                                       Паром чайника шипит.
                                       Без нее Вам не умыться,
                                       Не наесться, не напиться!
                                      Смею вам я доложить:
                                       Без неё вам не прожить!

Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения)..
Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какой видят космонавты  нашу Землю из космоса?.. Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет.  

 А сейчас мы с вами пройдем в нашу  лабораторию и  продолжим разговор  о воде. Но для этого давайте наденем фартуки , чтобы не испачкаться.

ОПЫТ 1.

"ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ".

Воспитатель: Вы сказали: "вода льется, течет". Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?

Дети: Стеклянная.

Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться.

Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.

Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды в стаканчик.

 - Почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко.

- Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети: Вода жидкая.

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, форма их не меняется.

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

 Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. (карточка – схема №1)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо".

 

  Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки.

 Если не умеешь плавать, можно утонуть.  

Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду.

Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.

Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

 Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

 Горячей водой можно обжечься.

Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть.

 ОПЫТ 2.

"ВОДА - РАСТВОРИТЕЛЬ".

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к   столу. У меня на столе стоят три тарелочки, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Слушайте первую загадку:

                                              Белый камень в воде тает.

                                                                                     (сахар).

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

 

                                                В воде родиться,

                                                 Воды боится.

                                                                          (соль).

Убираем салфетку со второго блюдца.

  И, наконец, третья, последняя загадка (самая трудная).

                                               Желтое, а не солнце,

                                               Льется, а не вода,

                                               На сковороде - пенится,

                                               Брызгается и шипит.

                                                                            (масло).

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.

 Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?

Затем, в другую баночку положите соль

Дети: Сахар растворилась в воде и соль растворилась в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?

 Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

(  самостоятельная работа детей.)

 Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Вывод:   В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. (карточка)

ОПЫТ 3.

"ОЧИСТКА ВОДЫ".

Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло.

Оно так и осталось плавать на поверхности воды. А если в воду попадет песок, он растворится?

 Можно пить такую воду и почему?

  Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить .

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. (карточка)

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки воронки.  Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр.)

 А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

(Самостоятельная работа детей.)

Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить  воду с песком в баночку с фильтром.

(самостоятельная работа детей)  

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: Куда же спрятался песок?

Дети:   остался на фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. ( карточка – схема)

 Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода.  (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная, речная,  ).

 Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете.  О каких  е свойствах воды мы говорили на сегодняшнем занятии.(с опорой на схемы)

Дети: Вода это жидкость;

Вода не имеет собственной формы;

 Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.

Воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека.  

 Итог: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

А я предлагаю вам попить морс, который приготовили наши повара на основе чистой воды и свежих ягод.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода, вода, кругом вода"

Конспект познавательного занятия с детьми старшей группы экологической напрвленности поисково-иследовательной деятельности с региональным компанентом....

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема «Вода, вода, кругом вода»

Цель: закрепить знания детей о воде, её свойствах, научить применять их в        предметно – практической деятельности. Задачи.   Образовательны...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект прогулки в старшей группе "Весна.Кругом вода".

Одно из главных условий воспитания здоровых детей-прогулки.Свежий воздух,открытое пространство ,общение с природой - всё это благотворно сказывается на растущем организме,укрепляет физическое и психич...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ «ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА»

Цель занятия:Вызвать у детей радостное настроение, доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой....