«Значение проведения экологических игр с детьми старшего дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Александра Александровна Гаршина

Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.                    

В.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.            

В.Сухомлинский.

Мир природы удивителен и прекрасен! Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой не развивается само собой, а воспитывается! Развитие и воспитание происходит во всех видах деятельности, но прежде всего в игре. Игра- не только развлечение, но и один из методов, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.                                                                                                                                                     Использование игровых обучающих ситуаций помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные представления о природе и взаимосвязях с ней. Воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Дети играют охотно и с удовольствием даже на занятиях!                                                                          

Наиболее эффективное средство, способствующее успешному решению задач экологического воспитания детей- дидактическая игра. Именно в процессе дидактической игры у ребёнка активно происходит психическое развитие. Развивается воля, внимание, мышление, речь. Дидактическая игра имеет две цели: обучающую и игровую. Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

 -игры с предметами (игрушками);                                                                                                          -настольные печатные игры;                                                                                                             -словесные игры.                                                                                                                                    

Сегодня мы представим вашему вниманию несколько дидактических экологических игр, которые используем в своей работе:                                                                                              1. Игры с предметами:                                                                                                                          -Д/и «Собери шишки в корзину», «Собери грибы в лукошко» не только дают возможность повторить и закрепить отличительные признаки сосновых и еловых шишек, съедобных и несъедобных грибов, но и способствуют развитию математического мышления: дети отсчитывают необходимое количество предметов, сравнивают их по величине и по форме. -Дидактические игры «Дары природы», «Мир животных», «Времена года» на ознакомление с многообразием животного и растительного мира, с явлениями природы, обогащают словарный запас. Дети не только называют животных, птиц, растения, насекомых, но и учатся описывать их внешний вид, характерные особенности, учатся вычленять отдельные признаки, учатся вычленять отдельные признаки явлений природы.             -Дидактические игры  на формирование нравственного отношения к природе, такие как «Собери дерево», «Что где растёт?», «Кто где живёт?», «Когда это бывает?», «Наши друзья» помогают закрепить взаимосвязь между живой и неживой природой на примере жизни растений, учат различать хвойные и лиственные деревья, воспитывают бережное отношение к растительному миру.                  

Настольные печатные игры:                                                                                                                      -Увлекательное путешествие по окружающему миру (умная игра- бродилка про животных);                                                                                                                                               - Лото «Собирай-ка»- собрать овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения;                                         - «Живая азбука»-знакомит со всеми буквами алфавита и  с некоторыми животными, которые обитают на территории России. (Дети передвигают фишки по игровому полю, по мере необходимости, используя карточки с буквами и изображениями);                                        

- Пазлы «Дикие животные»;                                                                                                                - «Сортируй»- позволяет обучить основам сортировки отходов, знакомит с раздельным сбором отходов, необходимости сортировки бытовых отходов для их последующей переработки- подобрать мусору подходящий контейнер;                                                                  

- Игры «Юный рыболов», «Зоологическое лото», звуковой плакат «Весёлый зоопарк»- дают информацию о животных (их звуки и изображение)

Словесные игры:                                                                                                                  Такие игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Они не требуют каких-либо условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление, гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам. Развивают внимание и быстроту реакции.                                                                    Словесные игры можно проводить как в классе, так и во время прогулки. Представляем вашему вниманию несколько словесных игр:                                                                                 1. «Назови одним словом»                                                                                                                        - берёза, липа, клён- деревья;                                                                                                                   - тюльпан, нарцисс, роза, лилия, петуния- цветы;                                                                                                                - земля, вода, воздух- неживая природа;                                                                                             2. «Что бывает в природе жёлтым?»- (одуванчик, лимон, груша, яблоко, бабочка- лимонница);                                                                                                                                             3. «Когда это бывает?»- снег идёт (зимой), скворец в скворечнике (весной), радуга на небе (летом), жёлтые и красные листья (осенью);                                                                                      4. «Что третье?»                                                                                                                                                                           - ромашка, колокольчик,… (клевер);                                                                                                       - ворона, голубь,…(воробей);                                                                                                                     - берёза, осина,…(сосна);                                                                                                                         5. «Что это такое? Кто это такой?»                                                                                                           - ворона,….. - птицы;                                                                                                                                 - олень,…..- звери;                                                                                                                                                                  - ёлка,…..- деревья;                                                                                                                                     - яблоко,…..- фрукты.

Сюжетно-ролевые игры необходимы для формирования экологической культуры. Так, например, цель                                                                                                                                                     -с/р игры «Цветочный магазин»- закрепить знания о растениях (садовых, луговых, комнатных), закрепить умение находить нужный цветок по описанию;                                            

- с/р игры «Собери урожай» (овощеводы и садоводы)- закрепить знания об овощах и фруктах, познакомить с профессиями садовода и овощевода и с их деятельностью;                - с/р игры «Лесное происшествие»- способствовать развитию основ экологического сознания детей на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей;                                                                                                                                                          - с/р игры «Тайна лесной полянки»- уточнить представления о лесе, о лесной полянке. Проследить взаимосвязь лесных обитателей, природы и человека, закрепить знания правил поведения в лесу.

Подвижные игры:                                                                                                                                   В  подвижных играх гармонично сочетаются физическая и психическая активность ребёнка. А характерной особенностью является то, что в основе их содержания лежит ярко выраженная двигательная деятельность. Эффективное воздействие на развитие личности ребёнка оказывает смысловое содержание экологической направленности сюжета подвижной игры. Восприятие ребёнком героев сюжета и их действий, творческое перевоплощение в их образы. Дети проникают во «внутреннюю жизнь» природы, что способствует развитию экологического сознания.                                                                                - «Гуси», «Кукушка»- перед игрой экологическая информация о птицах;                                               - «Ёж и мыши»- интерес к образу жизни животных;                                                                            - «Птичка на дереве»- закрепить названия деревьев;                                                                               - «Умный птицелов»- закрепить названия птиц;                                                                                   - «Наседка и цыплята», «Воробушки и автомобиль», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Журавль и лягушки», «Кошка и мышки», «Лошадка», «Хитрая лиса»- данные игры  способствуют физическому развитию, воспитывают такие качества, как ловкость, быстрота, координация движений.

Подводя итог выше изложенному, можно с уверенностью сказать, что игры экологической направленности помогают решить многие задачи воспитания и развития, оказывают неоценимую помощь в формировании личностных качеств детей с ментальными нарушениями.                                                                                                                                    

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Этическая беседа является одной из форм воспитания и обучения дошкольников. Данная статья содержит рекомендации педагогам ДОУ для успешного проведения этических бесед....

Конспект проведения музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Музыкальное занятие на тему: "Детский альбом" П.И. Чайковского....

Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование принципов православной педагогики в подготовке и проведении групповых мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.

         Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое место, так как форм...

Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...

«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве», как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.

  Цель данной методической разработки: в форме деловой игры с педагогами дошкольного отделения на конкретном примере  квест – игры кольцевого типа показать этапы организации и с...