Познавательно – исследовательская деятельность. Подготовительная группа Тема: «Магнит и его свойства».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Карагодина Валентина Николаевна

Тема«Магнит и его свойства».

Цель образовательной деятельности: Продолжать знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных элементов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его исследования.

Цель эксперимента: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с понятиями «магнетизм»«магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнитаактивизировать в речи детей слова«притягивать»«магнитные силы»«магнитное поле».

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Словарная работа.

- Активизировать в речи детей словамагнетизм, притягивать, магнитные силымагнитное полемагнитмагнитные полюсаЗакрепить словарный запас: пластмасса, железный, стеклянный, деревянный, скрепка.

Оборудование«Мешочек чудесный», фигурки на магнитах, два подноса (пластмассовый и металлический, крупа в стеклянных ёмкостях, скрепки, ёмкости с водой, магниты по количеству детеймагнитная доска, два платочка.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята! я приглашаю вас сегодня отправиться в страну волшебства, где мы станем настоящими Волшебниками. Но для этого мы должны позвать к себе Знайку. Надо хлопнуть 3 раза в ладоши и тихим голосом сказать«Раз, два, три. Знайка приходи»(Дети хлопают в ладоши и повторяют заклинание).

Под звук колокольчика входит Знайка.

Знайка:

- «Здравствуйте, ребята.  Вы меня звали? Я принёс вам волшебную коробочку, в ней лежат волшебные предметы».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Воспитатель:

«Ребята, давайте, посмотрим, какие предметы лежат в мешочке. Подходите по одному. Доставайте предмет из мешочка (дети достают из мешочка различные фигурки на магнитах и кладут на два подноса: металлический и пластмассовый).

Знайка:

- «Сейчас я вам покажу первое волшебство. Я накрою поднос платочком и шёпотом произнесу волшебные слова. Посмотрим, что же будет?». (Знайка накрывает поднос платочком).

Воспитатель:

«Я тоже хочу быть волшебником. Я возьму второй поднос».

Воспитатель берёт пластмассовый поднос, а Знайкак металлический. Знайка произносит шёпотом волшебные слова. Они убирают платочки, поднимают подносы. У воспитателя с подноса сыплются на пол предметы, а у Знайки  предметы остаются на подносе.

Воспитатель:

«Что случилось, почему? Ничего я не пойму. Почему у меня ничего не получилось?». Дети высказывают свои догадки и приходят к выводу, что фигурки на магнитах, а поднос металлический.

Воспитатель:

«Знайка, мы с ребятами разгадали твой фокус. Поднос металлический, а фигурки на магнитахМагнит притягивается к металлу».

Дети встают в круг, произносят заклинание, садятся на стульчики.

Знайка:

Теперь вы маленькие волшебники, а волшебникам нужен волшебный камень. У меня есть волшебные камни, магниты. Возьмите магнит и крепко зажмите в ладони.

ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».

Знайка:

У каждого из вас есть магнит. Давайте прикасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

Дети:

Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель:

Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный полюсы»?

Дети:

У нашей планеты Земля. На северном полюсе холодно, а на южном тепло.

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, где люди используются магниты? Люди используют магниты : с помощью магнита удобно удерживать инструменты; легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки.

Опыт №2 «Всё ли притягивает магнит

«Поможем Золушке перебрать крупу»

На стеклянных тарелочках гречка, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита дети из крупы убирают все металлические предметы.

Знайка:

-А всё ли притягивает магнит?

-У вас на столе лежат предметы вперемешку с крупой.

Разберите предметы таким образом:

-в контейнер, который находится справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;

-в контейнер, который находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.

-Как мы это проверим? (с помощью магнита)

- Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами

Воспитатель:

К каким предметам притягивается магнит?

Дети:

Магнит притягивается к железным, металлическим предметам.

Это 1 свойство магнита – притягивать предметы. Оно называется магнетизм.

Физкультминутка

Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
 

Игра-опыт №3 «Не замочив рук».

Действует ли магнит через другие материалы?

У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу-вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через стекло и в воде не исчезает.

Знайка:

-А сейчас отправляемся в страну волшебников.

-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку, не замочив рук?

-А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.

-Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).

-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)

-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

-Магнитные силы проходят через стекло.

-А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.

Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.

-Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

-Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась. Значит, магнитные силы проходят через воду.

-Садитесь на свои места.

Игра-опыт №4 «Волшебный лабиринт».

Мы продолжаем наше путешествие в стране волшебства.

Воспитатель:

Ой, посмотрите, что тут лежит на полу? в конверте находятся картинки - игра волшебный лабиринт. А как же нам с помощью магнита поиграть в эту игру. У нас же нет ни карандаша, ни ручки. Как мы найдём правильную дорожку. Давайте я начну играть, а вы продолжите.

Знайка:

-Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка. Давайте повторим ее движения. Ребята возьмите картонную карточку, на неё положите скрепку, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях по нарисованным дорожкам. Что происходит со скрепкой? (скрепка как будто танцует). Почему двигается скрепка? Ответы детей.

-Какой мы можем сделать вывод?

-Магнитная сила проходит через картон.

-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

-Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?

-Магнитная сила проходит через стекло, воду и картон.

-Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы вещества. Это 2 свойство магнита.

Итог образовательной деятельности

-Где мы с вами были?

-С какими свойствами магнита мы познакомились?

-Магнит притягивает железные предметы.

-Магнитные силы проходят через разные материалы.

Воспитатель:

-Ребята, понравилось вам наше путешествие в страну волшебников?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа

Перспективное планирование непрерывной  образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» /  Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...

Методическая разработка совместной познавательно - исследовательской деятельности на тему: «Магнит и его удивительные свойства»

Формировать у детей представления о магните. Познакомить с магнитом и его особенностями и свойствами.Развивать способности детей вести целенаправленную деятельность....

Открытое занятие "Люди идут по свету" по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа)

Занятие направлено на развитие мышления, любознательности, познавательной активности, умении анализировать, сравнивать, делать умозаключения, отстаивать свою точку зрения. Знакомит детей с нелёгкой ра...

Непосредственно образовательная деятельности Познавательное развитие. / познавательно-исследовательская деятельность/ подготовительной группы. Тема: « Нефть и ее свойства»

Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.Задачи:формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группе на тему: « Чудеса в природе —летом »

Проект по познавательно-исследовательской деятельности  подготовительной  группе  на тему:...

"УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ" - Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группы

Цель: способствовать развитию познавательного интереса воспитанников к изучению свойств солиЗадачи: формировать представления о соли и ее свойствах; упражнять в согласовании в существительных с прилаг...

Родительский клуб «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно исследовательской деятельности». (подготовительная группа детей с ТНР)

Цель: формировать единое образовательное пространство «ДОУ» - семья». Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через исследовательскую деятел...