Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Умерова Татьяна Викторовна

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. Экологическое образование дошкольников – первое звено системы непрерывного экологического образования.

Дети 5-7 лет способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы: связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие, некоторые биоценологические связи в сообществах живых организмов. Особо важное значение приобретает показ дошкольникам конкретных факторов воздействия человека на природу: усвоение систематизированных знаний и применение их в практической деятельности станет основой формирования у детей правильного отношения к ближайшему природному окружению, что и будет началом становления экологической культуры и экологического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog.docx85.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад   №3 «Ручеек»

                                                                                         

                                                                                     

Дополнительная общеобразовательная

ПРОГРАММА

естественнонаучной направленности

«Юный эколог»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Разработчики программы:

воспитатели МДОУ № 3 «Ручеек»:

Шубенкова Татьяна Михайловна

Умерова Татьяна Викторовна

 

г/0 Егорьевск, 2021 г.

                                                     

Пояснительная записка

1.Направленность образовательной программы

Программа направлена на формирование у детей начал экологической культуры, более глубокое знакомство детей с живой и неживой природой – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. На развитие самостоятельности ребенка в познании природы и взаимодействие с живыми существами.

2.Причины создания программы.

Способствовать развитию начального понимания у детей аспектов взаимодействия человека с природой:

  • человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях;
  • человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли;
  • охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.

3.Новизна программы

заключается в следующем: нетрадиционное проведение занятий с использованием дополнительных экологических пространств.

4. Межпредметные связи с разделами:

  1. «Изодеятельность», где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала.
  2. «Художественная литература», где используются произведения о природе.
  3. «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, развлечения на улице.

5. Актуальность

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. Экологическое образование дошкольников – первое звено системы непрерывного экологического образования.

Дети 5-7 лет способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы: связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие, некоторые биоценологические связи в сообществах живых организмов. Особо важное значение приобретает показ дошкольникам конкретных факторов воздействия человека на природу: усвоение систематизированных знаний и применение их в практической деятельности станет основой формирования у детей правильного отношения к ближайшему природному окружению, что и будет началом становления экологической культуры и экологического сознания.

6.Психологическая целесообразность 

Более совершенные представления детей об окружающем мире природы.

7.Цель  программы.

Цель – познавательно-речевое развитие детей, становление эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

8. Задачи образовательной программы.

Задачи: от 5 -6 лет

  • Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных; о том, что человек –часть природы; учить себя вести так, чтобы не навредить природе.
  • Обогащать представление детей о преобразовании человеком природы.
  • Формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой, начала эстетического отношения к окружающей действительности.
  •  Развивать экологическое мышление   в процессе проведения элементарных опытов.
  • Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

  • Задачи: от 6-7 лет
  • Учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса -растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга.
  • Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
  • Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.

               

9. Возраст детей.

Программа предназначена для детей старшего возраста от5 до 7 лет

10. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года.

Общее количество занятий – 72. 

Игровые занятия проводятся один раз в неделю.

Продолжительность занятия с детьми 5-6 лет – 25 минут, с детьми 6-7 лет -30   минут.

11. Форма обучения.

Занятия кружка проводятся по подгруппам. Оптимальное кол-во участников 10-12 человек.

12.Рабочая программа составлена на:

  • основе программы экологического воспитания дошкольников Николаевой С.Н. «Юный эколог» М., 2002.
  • Рыжова Н.А. «Пособие по экологическому образованию дошкольников «Наш дом – природа» М., 1998.

13.Прогнозируемые результаты реализации программы.

  • к умению детей анализировать результаты наблюдений,
  • делать выводы о некоторых закономерностях и взаимодействиях в природе
  • Объяснять экологические зависимости.
  • Систематизировать знания о животном и растительном мире, умению осознанно и бережно относиться к природе.

14. Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Способы проведения проверки – контрольно-диагностические знания: январь, май. (приложение 1)

Проведение развлечений, организация выставки поделок из природного материала.

  15. Критерии оценки выполнения программы

  • Выполнение поставленной цели
  • Уровень реализация поставленных задач
  • Анализ знаний и умений детей, соответствие предъявляемым

требованиям программы.

  • Анализ используемых методических разработок.

II. Содержательный раздел

Учебно-тематический план для детей 5-6 лет.

1 год обучения

Раздел, темы

Количество занятий

1

Раздел: Неживая природа

14

1.1

Тема: Земля - наш дом!

3

1.2

Тема: Путешествие капельки.

4

1.3

Тема: Воздух.

4

1.4

Тема: Где ночует солнышко?

1

1.5

Тема: Разноцветные песчинки.

2

2

Раздел: Живая природа

16

2.1

Тема: Растения, какие они?

5

2.2

Тема: Мир животных.

4

2.3

Тема: В лес за чудесами.

3

2.4

Тема: Птицы вокруг нас!

4

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 5-6 лет.

  • Знать и называть некоторых домашних животных.
  • Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
  • Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
  • Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Формы отслеживания и фиксации результатов: аналитическая справка, журнал посещаемости, диагностический инструментарий.

Кадровое обеспечение: программу реализовывает воспитатели высшей категории Шубенкова Татьяна Михайловна и Довженко Алла Борисовна.  Педагогами  пройдены курсы «Содержание экологического образования в ДОУ (36 часов)

«Экология в детском саду»

Учебно-тематический план для детей 6-7лет.

Раздел, темы

Количество занятий

1

Раздел: Что изучает экология?

               Как стать юным экологом.

6

Тема: Я и природа.

3

Тема: Защитники природы.

3

2

Раздел: Человек и неживая природа

18

Тема: Без воды нам не прожить

4

Тема: Воздух вокруг нас

4

Тема: Солнце - большая звезда

3

3

Тема: Богатства Земли (почва, глина, песок, камни).

7

4

Раздел: Многообразие растительного и

               животного мира.                                      

12

Тема: Растительный мир

4

Тема: Животный мир

4

Тема: Лес в жизни человека

4

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 6-7 лет

  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Иметь представление о родном крае.
  • Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
  • Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
  • Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами)
  • Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).

Содержание и методическое обеспечение программы детей 5-6 лет.

п/п

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствующие формы

работы

Неживая природа

1

Сентябрь

«Земля - наш дом»

Сформировать у детей

представления о том,

что: планета Земля -

наш общий дом.

занятие

Иллюстрации, фотографии

2

Сентябрь

«Угадай правило»

Описать поведение человека по отношению

к объектам природы, объяснить эти действия.

занятие

Рисунки с графическим изображением правил, стихи,

Посещение

выставки

рисунков

старших

детей

3

Октябрь

«Выбери правильно

дорогу»

Уточнить экологические

знания детей,

раскрывающие

взаимосвязь между

объектами природы, а

также определяющие

отношения между

природой и человеком

на основе

 

других

природных

сообществах)

занятие

Картинка, на

которой изображены

лесные

тропинки. По

краям тропинок

расставлены

маркеры с

правилами

поведения в

лесу.

конкретных

правил поведения (в

лесу, на лугу и в

других

природных

сообществах)

4

Октябрь

«Вода - друг человека»

Продолжать знакомить

детей с водой, её свойствами, вода бывает тёплой и холодной. Дать

представление о

важности воды в жизни

человека

занятие

Дидактическая

игра «Водичка,

водичка, умой

моё личико»

Разучивание стихов, потешек

5

Октябрь

«Разноцветная вода»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

воды. Отметить её

прозрачность, но её

можно сделать цветной.

занятие — опыт

Наглядный

материал,

оборудование

для опыта

6

Октябрь

«Вода холодная и горячая»

Развивать тактильные

ощущения детей кожей,

учить различать

холодную и горячую

воду, правильно обозначать словами.

наблюдение

Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание

куклы»

Игры с

дидактич.

куклой

7

Ноябрь

«Удивительные

приключения

капельки»

Учить сохранять воду в

природе,1 довести до сведения в природе, что

вода нужна всем,

растениям, животным,

человеку.

занятие -игра

Обучающая настольная игра

8

Ноябрь

«Ветер, ветер, ты могуч»

Познакомить детей с

таким природным

явлением, как ветер.

Причинами его

возникновения, ролью в

жизни живых

организмов

занятие

Фрагменты «Сказки о царе

Салтане...» А.С. Пушкина

Наблюдения

за вентилятором

9

Ноябрь

«Как мы дышим»

Познакомить детей с

органами дыхания

человека и некоторых

животных.

занятие

Иллюстрации

10

Декабрь

«Наблюдение за ветром»

Продолжать знакомить

детей с явлением

«ветер». По каким

признакам можно

узнать, есть ли он или

нет.

прогулка

Наблюдения,

игры с

флажками,

султанчиками,

вертушками

Дидактическ.

игра

«Поиграй с

нами

ветерок»

11

Декабрь

«Облака -

белогривые

лошадки»

Продолжать знакомить детей с облаками.

Предложить

представить на что

похожи облака.

прогулка

Наблюдения,

песенка

«Облака -

белогривые

лошадки»,

стихотворения

Разучивание

песен на муз.

занятии

12

Декабрь

«Пусть всегда будет солнце»

Познакомить детей с

явлениями неживой

природы, с понятием

долготы дня.

наблюдение

Опыты

а) Солнце
высушивает

предметы

б)Солнце
прогревает
предметы.

13

Январь

«Песок - наш помощник»

Дать представления о

свойствах песка, о том,

как человек использует

его. Закреплять умения.

Делать простейшие

умозаключения.

занятие -опыт

Опыт

а) Сыпучесть

песка

б)Рассматривание

под лупой

14

Январь

«Что у нас под ногами»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

песка (сыпучесть,

рыхлость, способность

пропускать воду)

занятие -опыт

Опыт №3 Опыт №6

Живая природа.

15

Февраль

«Комнатные растения»

Уточнить представление

детей о комнатных

растениях (бальзамин,

колеус). Учить

различать листья,

стебли, цветы. Знать, что

корни в земле.

занятие

Внесение

кашпо с

цветами.

Худож. слово

16

Февраль

«Как живут растения зимой»

Обобщить и

систематизировать

представление детей о

приспособлении

растений к сезонным

явлениям.

занятие -

беседа

Иллюстрации

«Зимний лес»,

«Зимние

забавы»

17

Февраль

«Как узнать ель»

Познакомить детей с новым деревом, назвать его, объяснить, чем оно

отличается от берёзы

(зелёная, колючая). Дать

почувствовать, что оно

красивое, вызывает

радостные чувства.

наблюдение

Худож. слово, загадки

Рассматриван ие ветки ели

18

Февраль

«Поможем ёлке»

Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать, как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви.

наблюдение

Худож. слово,

подвижные

игры

Дидактич.

игра «С чей

ветки детки»

19

Март

«Козы! Кыш от берёзы!»

Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети.

занятие

Песня

«Берёзка» Е.

Тиличеева на

слова П.

Воронько,

худож. слово

Слушание кассеты «Голоса

животных»

20

Март

«Корова-коза-лошадь -домашние животные»

Продолжать знакомить

детей с домашними

животными и их

внешним видом.

Объяснить детям, что

домашние животные

очень полезны человеку.

занятие

Иллюстрации,

худож. слово,

прослушивание

голосов

домашних

животных в

записи.

21

Март

«Зайчик в беде»

Учить детей доброте,

вызвать сочувствие к

больному зайчику,

желание помочь.

занятие -игра

Худож. слово,

хоровод

«Заинька»

22

Март

«Знакомство с кроликом»

Познакомить детей с

кроликом. Обратить их

внимание на

особенности его

внешнего вида. Вызвать

у детей желание

ухаживать за ним.

занятие

Живой объект,

худож. слово,

наблюдения

23

Апрель

«Сравнение собаки и кошки»

Уточнить и закрепить

представление детей о

собаках и кошках.

Сравнение собаки и

кошки, чем похожи и

чем не похожи. Учить

детей, что к незнакомым

животным подходить

нельзя

занятие

Картинный

материал,

худож. слово

Игры с

мягкими

игрушками в

группе

24

Апрель

«По

экологической

тропе»

Продолжать учить

различать и называть

деревья. Познакомить

детей с деревьями,

растущими на

территории детского

сада.

экскурсия

Худож. слово,

дидактическая

игра «С чьей

ветки детки»,

хоровод

«Берёзка»

25

Апрель

«Прогулка в лес»

Обобщить знания о том, как встречают весну звери, чем питаются.

Воспитывать интерес к повадкам зверей.

целевая прогулка на опушку леса

худож. слово

Дидактич.

игра «Кто как кричит?»

26

Апрель

«Путешествие в весенний лес»

Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны.

экскурсия -поход

худож. слово,

дидактические

игры

Наблюдения на прогулке

27

Май

«Воробей и ворона»

Расширить знания детей

о жизни птиц весной об

их внешнем виде,

питании. Учить

распознавать птиц по их

способам передвижения,

издаваемым звукам

занятие

худож. слово,

прослушивание

голосов птиц в

записи

Просмотр видеофильма

28

Май

«Птицы»

Обобщить

представление детей о

птицах.

занятие

инсценированние

сказки,

картинки

Наблюдения

за птицами во

дворе

29

Май

«Птичка живая и игрушка»

Выявить с детьми главные различия:

декоративные

экзотические птицы

живут в клетке, летают

чирикают, едят, пьют.

Игрушечные птички

очень похожи на живых,

но они не летают, не

пьют не едят.

наблюдение

сравнение

живой и

неживой птицы,

худож. слово.

30

Май

«Викторина о птицах»

Закреплять знания о

птицах, о её внешне

виде, уточнить названия

птиц.

занятие

вопросы,

Худож. слово,

прослушивание

записи птичьих

голосов

Содержание и методическое обеспечение программы детей 6-7 лет.

№ п/п

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствующие формы работы

Что изучает экология? Как стать юным экологом.

1

Сентябрь

«Экология»

Уточнить

природоведческие

знания детей о

факторах окружающей

среды, необходимых

для жизни на Земле.

Воспитывать гуманное

отношение к природе,

желание сберечь и

сохранить красоту

природы.

занятие

кукла «Инопланетянин»,

предметные

картинки, дерево

без листьев,

пособие,

«Напоминающее

знаки»

2

Сентябрь

«Мы друзья природы»

Закрепить знания о правилах поведения на

природе. Учить

доброму и бережному

отношению на

природе.

занятие

Картины с

изображением

обитателя леса,

карта - план

путешествие,

стихи, загадки,

дидактическая

игра «Кто где

живёт»

Рассматривание

иллюстраций

«Что хорошо,

что плохо»

3

Сентябрь

«Сиреневый бал природы»

Совершенствовать

знания о природе,

обогащать

музыкальные

впечатления детей.

Воспитывать любовь к

русской национальной

культуре

развлечение

слушание музыки, грамм, запись

Разучивание стихов, песен

Человек и неживая природа.

4

Сентябрь

«Где живут капли воды в детском саду»

Закрепить знания

детей, для чего нужна

человеку вода. О её

значимости и пользе.

экскурсия по

детскому

саду

наблюдения, народный фольклор

5

Октябрь

«Послушная водичка»

Продолжать

знакомить со

свойствами воды.

Развивать любознательность,

смекалку, наблюдательность

занятие опыт

опыт: определение

цвета,

прозрачности,

запаха, вкуса,

формы воды

6

Октябрь

«Вода - кровь

земли»

Развивать

познавательную

активность детей в

процессе

формирования

представления об

охране водных

ресурсов. Развивать

экологическое

мышление и

экологическую

культуру

занятие

Иллюстрация, худож. слово

Рассматривание энциклопедии

7

Октябрь

«Ходит

капелька по

кругу»

Закрепить знания о

воде. Создать

праздничное

настроение.

Формировать у детей

представления о

природных

взаимосвязях

праздник

Инсценировка по мотивам сказки

«Куда делась вода

после дождика»

А. Дитрих

8

Октябрь

«Воздух вокруг нас»

Дать детям

представление о

воздухе через опыты.

Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить детей с

некоторыми свойствами воздуха.

занятие -опыт

Опыт со стаканом

и водой.

Опыт на

доказательство

невидимости и

прозрачности

воздуха

9

Ноябрь

«Этот

удивительный

воздух»

Расширить

представления о

воздухе, о способах

его обнаружения,

учить устанавливать

причинно-следственные связи.

занятие -опыт

опыты «Буря в

стакане», «Воздух

имеет вес»

10

Ноябрь

«Вот труба, над нею дым»

Роль воздуха в жизни

человека, причина его

загрязнения. Дать

элементарные

представления об

источниках

загрязнения воздуха.

занятие

художественное

слово,

иллюстрации

11

Ноябрь

«Где же 5-й океан»

Продолжать

формировать

представление о роли

воздуха, познакомить

с некоторыми его

свойствами. Развивать

способность делать

умозаключения,

анализировать,

сравнивать,

классифицировать.

занятие

плакаты, глобус,

экологическая

лаборатория,

опыты

Беседы с детьми

12

Ноябрь

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Познакомить с

явлением солнечных

лучей на чёрный и

белый цвет. Развивать

наблюдательность и

смекалку.

наблюдения

исследовательская

деятельность,

вывод: солнце -

тепло.

13

Декабрь

«Солнце в

жизни растений

и животных»

Расширить кругозор

знаний детей о влиянии солнца на живые организмы.

занятие

Иллюстрации,

художественное

слово, народный

фольклор

Знакомство с пословицами, поговорками

14

Декабрь

«От чего

происходит

смена дня и

ночи»

Развивать у детей

элементарные

представления о

Солнечной системе, о месте Земли в

космическом пространстве.

Совершенствовать

представление детей о

времени и частях

суток.

пространстве.

Совершенствовать

представление детей о

времени и частях

суток.

занятие

Модель Земли и

Солнца. Картинки

с изображением

различных времён

суток. Детская

энциклопедия.

Игра

«Путешествие на

пароходе»,

подвижная игра

«День и ночь»

Чтение худ. литературы

15

Декабрь

«Песок и глина

-наши

помощники»

Дать представления о

свойствах песка и

глины. О том, как

человек использует их.

Научить лепить из

глины элементарные

предметы. Формировать понятие

о том, что песок и

глина - это полезные

ископаемые.

занятие -эксперимент

опыты с песком,

глиной в

экологической

лаборатории

16

Декабрь

«Удивительная глина»

Учить детей

использовать

природные материалы

в жизни, быту.

Воспитывать

бережное отношение к

объектам из неживой

природы и сделанным

их них предметам.

интегрированное занятие

художественное

слово, лепка, посуда из глины

17

Январь

«Что у нас под ногами»

Дать представление о разнообразии камней в

природе. Камни -

орудие труда древних

людей. Как человек

использует камни

(строительство,

памятники,

альпинарии).

Драгоценные камни и

украшения.

занятие

иллюстрации, коллекция

камней,

картинный

материал

18

Январь

«Земля - наша кормилица»

Дать представление о

том, что почва верхний слой Земли. В опытах познакомить с составом почвы (вода, воздух, глина, камни, перегной)

занятие -эксперимент

экологическая

лаборатория,

опыты о составе

почвы, о цвете

почвы.

19

Январь

«Сухая и влажная почва»

Учить определять и

сравнивать сухую и

влажную почвы.

Фиксировать

результаты

исследований.

занятие -эксперимент

художественное

слово, почвы бывают разными.

Зарисовки наблюдений

20

Январь

«Знакомство с подземным царством»

Продолжать

знакомить с

подземными

обитателями. С

особенностями

строения червяка и

других подземных

обитателей. Показать

их приспособленность.

наблюдение

экологическая

лаборатория,

опыты с почвой

Чтение

литературы о

подземных

царствах

21

Февраль

«Значение

почвы в жизни

растений»

Формировать знания детей о том, что без почвы нет растениям жизни. Воспитывать бережное отношение к почве.

занятие

плакаты,

иллюстрации,

художественное

слово

Многообразие растительного и животного мира.

22

Февраль

«Не уставайте удивляться»

Заинтересовать детей

открытием тайн и

загадок природы.

Учить видеть

необычное и

прекрасное в

привычном. И на

первый взгляд не

приметном.

занятие

художественное

слово, загадки,

приметы

Рассматривание

фотоальбома

«Природа

глазами

художника»

23

Февраль

«Зелёная аптека»

Дать представление о

целительных

свойствах зелёных

растений.

Познакомить с

некоторыми из них.

занятия

стенд «Лекарственные

растения»,

художественное

слово, загадки

Изготовление и

рассматривание

гербария

24

Февраль

«Растения под нашей защитой»

Формировать

познавательный

интерес к миру

растений, чувства

ответственности за

сохранение зелёного

наряда планеты

беседа

иллюстрация,

художественное

слово

25

Март

«Комнатные растения»

Уточнить

представление детей о

комнатных растениях

(бальзамин, колеус).

Учить различать

листья, стебли, цветы.

Знать, что корни в

земле.

занятие

Внесение кашпо с

цветами. Худож.

слово

Наблюдения за

цветущими

растениями в

Д/С

26

Март

«Где живут обитатели природы»

Познакомить детей с разнообразием домов

- сред обитания

живых организмов с

зависимостью от

условий

существования от

поведения человека.

занятие

таблица,

дидактические

карточки,

комнатные

аквариум,

художественное

слово,

дидактическая

игра «Где мой

дом»

27

Март

«Учитесь жалеть и беречь»

Пробудить чувства

сострадания и жалости

к обитателям природы

попавшим в беду.

Учить отделять

истинную жалось от

ложной.

занятие

художественное слово, таблица

«Прудовая

лягушка», аудио

запись «Голоса

птиц»

28

Март

«О чём поют птицы»

Развивать у детей

интерес к жизни птиц,

в частности, к их

голосам, умение

вслушиваться в их

звуковые сигналы.

занятие

приметы, художественное

слово, аудио

запись «Голоса

птиц»

29

Апрель

«Как нельзя

относиться к

братьям нашим

меньшим»

Воспитывать

гуманные чувства к

нелюбимым и

незаслуженно

преследуемым людьми

животным. Раскрывать

необоснованность

мотивов

преследования

людьми некоторых

нелюбимых

животных.

Формировать правила

поведения с этими

животными

занятие

иллюстрации, художественное слово, картинки,

легенды.

Просмотр диафильма

30

Апрель

«В гостях у зелёного друга»

Вызвать интерес детей

к защите и изучению

растений.

беседа

игра - викторина

о растениях. Чтение отрывка

«Не только

деревья» по М.

Ильину

31

Апрель

«Что растёт в

лесу и кто живёт

в лесу»

 Расширять представление детей о лесе, его обитателях и

растениях.

беседа

художественное слово, загадки

32

Апрель

«Кто главный в лесу»

Формировать у детей

представления о

взаимосвязи

обитателей леса, их

пищевой зависимости

друг у друга. Уточнить

представления о том,

что главное звено в

лесу - растения.

занятие

художественное слово, экология в

картинках,

иллюстрации о

растениях и

животных

33

Май

«Лес в жизни человека»

Углубить и обобщить

представление детей о

лесе и его обитателях.

Познакомить детей с

тем, какую роль в

жизни человека играет

лес.

экскурсия на выставку

панно для

моделирования

«Лес»,

предметные

картинки,

плакаты «Что не

следует делать в

лесу», экспонаты

«Что делают из

древесины»

34

Май

«Заповеди юных

защитников

природы»

Закрепить знания о

правилах поведения -

запретах и

предписаниях в

природном

окружении.

занятие

плакаты с

изображением

различных

ситуаций, беседа.

35

Май

«Природа просит защиты»

Приобщать детей к

миру природы, к

пониманию её

универсальной

ценности в жизни

каждого человека.

Защите природных

обитателей, живущих

рядом с нами в одном

земном доме.

занятие

художественное

слово,

иллюстрации,

рисунки детей,

игра

инсценировка

«Зимний разговор

через форточку»

Б. Брехт

36

Май

«Природа и человек»

Объяснить детям

необходимость

бережного отношения

к первозданной

чистоте природы ради

блага всего живого на

Земле. Привлечь их

внимание к тому, что

хозяйственная

деятельность людей

влияет на качество

воды, почвы, воздуха.

Показать, что природа

- основной источник

достатка и

благополучия людей,

что человек не может

сделать материал

лучше тех, что созданы природой.

занятие

художественное

слово,

иллюстрации,

картины

  1. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности педагога. Роль педагога по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

1. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей.

2. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

3. Активизация педагогического самообразования родителей.

В основу совместной деятельности с семьями положены следующие принципы:

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  • помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.

Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают специально организуемая социально-педагогическая диагностика, беседы, анкетирование, совместные с детьми мероприятия (мастер-классы, досуги и развлечения и т.д.), ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями развития детей.

Педагоги осуществляют постоянное взаимодействие с родителями по поводу разнообразных фактов жизни детей, о развитии детско-взрослых отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, собраний, либо опосредованно из стендов ДОУ, информации на официальном сайте ДОУ, а также электронной переписки.

Проектная деятельность.

Большую актуальность приобретает проектная форма совместной деятельности, позволяющая объединить усилия педагогов, родителей и детей, а родителям воспитанников стать активными членами педагогического процесса, принимать активное участие в развитии партнерских отношений.

Система взаимодействия с родителями включает:

  • ознакомление родителей с содержанием и результатами работы по Программе на родительских собраниях;
  • обучение конкретным приемам и методам экологического воспитания на консультациях, открытых мероприятиях, мастер-классах.

III. Организационный раздел

1. Материально-техническое обеспечение Программы

Образовательная деятельность по Программе организуется с детьми в специально созданном экологическом музее детского сада (далее – Музей).

2. Особенности организации предметно-развивающей среды для реализации Программы

Развивающая предметно-пространственная среда Музея обеспечивает максимальное развитие детей от 5-и до 7-и лет, охраны и укрепления их здоровья, возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Принципы организации развивающей среды Центра: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, которые обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды: детскую мебель, мягкие модули, предметы-заместители.

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую и познавательную активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности по их использованию.

3. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания 

 1. Николаева С.Н. «Юный эколог»

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»,  
  1. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
  3. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
  4. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
  5. Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
  6. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
  7. Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»

ТЦ «Сфера», М., 2005 г.

I0. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.

11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998

12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.

Средства обучения:

  1. Учебно-наглядные пособия:

        Иллюстрации;

        Наглядно-дидактические материалы;

        Игровые атрибуты;

  • Демонстрационный материал:

        Чертежи и схемы;

        Плакаты;

        Подборка стихотворений, загадок;

        Открытки для рассматривания.

4.Кадровое обеспечение реализации Программы

Реализацию Программы осуществляет 1 педагог – педагог (воспитатель). Данный педагог имеет высшее профессиональное образование, первую квалификационную категорию.

  1. Финансовые условия реализации Программы

Кружок работает бесплатно.

6.Учебный план организованной образовательной деятельности

Учебный план Программы

Наименование Программы

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Дополнительная общеобразовательная программа для детей от 5-и до 7-и лет

«Юный эколог»

1

4

50

Расписание работы кружка «Юный эколог»

Группы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Недельная нагрузка

Старшая  

16.00-16.30

1 занятие из части ООП, формируемой ДОУ

Подготовительная

16.00-16.30

7. Педагогическая диагностика усвоения Программы воспитанниками

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Однако, педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.

В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы. Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Педагогическая диагностика - это система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий и методик, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательной услуги.

Педагогическая диагностика проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень развития воспитанников. Ее главное предназначение - анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства.

Подтверждением этому являются следующие позиции:

1. Данная оценка необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения обратной связи в процессе взаимодействия с воспитанниками.

2.  Педагогическая диагностика направлена на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями.

Цели педагогической диагностики:

1 Выявление особенностей (объект и предмет диагностики конкретизируются) для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса. Такая формулировка цели диагностической работы предполагает, что рекомендации будут определять содержание и/или способы развивающей, а при необходимости коррекционной, работы со всеми, чьё состояние или развитие являлось объектом изучения,  предполагает последующее составление индивидуальной программы развития или, как минимум, рекомендаций, определяющих способы её реализации (в том случае если предметом изучения были не особенности развития, а, например, индивидуально-типологические особенности).

2. Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения. Диагностика с этой целью носит профилактический характер и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углублённом обследовании или консультации у специалиста. Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной.

3. Выявление изменений в развитии (объект и предмет конкретизируются) для определения эффективности педагогической деятельности". В этом случае в рекомендациях определяют, какие изменения необходимо внести в деятельность педагогов.

Задачи педагогической диагностики:

  1. Научное обоснование планирования и организация содержательной стороны педагогического процесса.
  2. Достижение результативности и эффективности педагогического процесса.
  3. Возможность прогнозирования развития личности дошкольника.

Принципы педагогической диагностики:

  1. Объективность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических заданий, вопросов, диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем воспитанникам, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.
  2. Систематичность. Систематичность состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения.

Виды педагогической диагностики:

  1. Основная первичная (в начале учебного года). Выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз).
  2. Основная итоговая (в конце учебного года). Оценивание результатов освоения ООП воспитанниками, степень решения педагогами поставленных задач в начале года и определение перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач.
  3. Промежуточная (может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития). Выявление динамики развития, оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им ООП.
  4. Оперативная диагностика (в рамках конкретной образовательной работы с детьми) Оценка качества решения текущих задач, выбор верной тактики взаимодействия с детьми.

Методы педагогической диагностики

Наблюдение. Педагогическое наблюдение- это непосредственное восприятие, познание индивидуальной, уникальной конкретной картины проявлений развития ребенка, предоставляющее много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях; один из самых распространенных и наиболее доступных методов педагогической практики.

Беседа – получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к педагогу за консультативной помощью. Цель беседы– обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего обследования ребенка.

Опрос в форме интервью - один из древнейших диагностических методов. Он развился из донаучной, никем не направляемой беседы и отличается от нее, прежде всего, предшествующей интервью фазой планирования, необходимой как для выяснения диагностической цели, так и для ведения разговора.

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности.

Метод экспериментального изучения ребенка - более «молодой» по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента- сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения развития ребенка, а также уровня его обученности.

Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников соблюдаются два основополагающих принципа:

• не присваиваются критериям развития ребенка числовую характеристику;

• не сравниваются индивидуальные достижения воспитанников между собой.

Привычным инструментом в работе воспитателя за многие годы стали диагностические таблицы. Данные таблицы представляют собой перечень качеств, навыков и представлений ребенка, характерных для относительной возрастной нормы в рамках какого-либо направления развития воспитанников. При заполнении таблиц не используются оценки в цифровом эквиваленте (баллы, проценты), а также оценки в уровневом диапазоне со значениями «высокий, средний, низкий» или «достаточный/недостаточный».

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

• сформирован;

• не сформирован;

•находится в стадии формирования.

Инструментарием для педагогической диагностики являются карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка, констатируется факт, не придавая ему субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности. При анализе полученных результатов результаты детей не сравниваются между собой. Педагог сопоставляет только индивидуальные достижения конкретного воспитанника, его отдельно взятую динамику.

Педагогическая диагностика усвоения дополнительной общеобразовательной программы для детей от 5-и до 7-и лет «Юный эколог» ведется по диагностике, созданной на основании «Комплексной оценки результатов освоения программы «От рождения до школы»под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, авторами программы «Юный эколог (рабочей группой административных и педагогических работников Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №3 «Ручеек» :

- Гогиной Т.В., заместителем заведующего по воспитательно- методической работе;

- Шубенковой Т.М., воспитателем;

- Языковой Т.В., воспитателем.

Диагностический инструментарий

для детей 5 -7 лет

по экологическому развитию.

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА (начало учебного года)

1.Представления о природе.

         Задание №1.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.

Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что всё это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?

- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание №2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»

Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»

Задание №3.

Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 1.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 2.

Методика.  Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.

Задание №5.

Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.

Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание №6.

Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №7.

Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

Задание №8.

Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:

- Любишь ли ты животных и растения?

- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?

- Зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?

Задание №9.

Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

2.Отношение к природе.

Задание №1.

Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.

Задание №2.

Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами  

 (труд в природе).                  

Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (конец учебного года)

1.Представления о природе.

Задание №1.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

Материал. 6 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), 2 – с изображениями объектов неживой природы (солнце, дождь), 2 – с изображениями предметов, созданных человеком (машина, самолёт).

Методика. Из представленных картинок ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:

- Как ты узнал, что всё это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется растение, животное) живой?

- Расскажи, что есть у… (называется животное, растение, человек)?

- Зачем нужны (называются части и органы)?

- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?

Задание №2.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о среде обитания конкретных растений и животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 4.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать пояснения к нему.

Задание №3.

Цель. Выяснить понимание ребёнка связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 5.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №4.

Цель. Выявить знания ребёнка об основных группах растений и животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 6.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №5.

Цель.  Выявить представления ребёнка о составе экосистем.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 7.

Методика.  Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. 

Задание №6.

Цель. Выявить представления ребёнка о стадиях роста хорошо знакомых растений и животных, о цикличности роста и развития на каждой стадии.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 8.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.  

Задание №7.

Цель. Определить представления ребёнка о сезонных изменениях в жизни живых существ.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком.

- Какое время изображено?

- Как приспособились растения и животные? Почему ты так думаешь?

- Чем занимаются люди в это время года?

Задание №8.

Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком:

- Любишь ли ты животных и растения?

- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, а с какими нет? Почему?

- Зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?

Задание №9.

Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.  

Материал. Дидактическая игра «Береги живое» (набор картинок с изображениями примеров грамотного и неграмотного поведения детей в природе).  

Методика. Проводится индивидуальная беседа по картинкам:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

2.Отношение к природе.

         Задание №1.

Цель. Выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.

Задание №2.

Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами  

 (труд в природе).                  

Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

Авторы программы «Детство» Н. Н. Кондратьева и Л. М. Маневцова предлагают определять уровень освоения программного содержания у детей старшей и подготовительной групп на основе единой качественной характеристики уровней для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому представляется нецелесообразным вычленять разные качественные характеристики уровней для детей 5 – 6 и 6 – 7 лет.

В первичной и контрольной педагогической диагностике встречаются одинаковые задания – в связи с тем, что в начале года определяются представления и умения детей, на основе которых выстраивается содержание деятельности педагога на год.

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

• сформирован;

• не сформирован;

•находится в стадии формирования.

 Сформирован:

Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

 Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

 Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

 Не сформирован

Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Находится в стадии формирования

Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам.  В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.

Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.

Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

IV. Дополнительный раздел

1. Краткая презентация Программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог» разработана с учетом ФГОС ДО для знакомства воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №3 «Ручеек» с началами экологии.

Программа имеет естественно- научную направленность и рассчитана на обучающихся 5-и - 7-и летнего возраста. Занятия по Программе положат начало формированию у обучающихся представлений об устройстве живого и неживого мира, а также послужат развитию их творчАеских способностей. Реализация учебного плана Программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь детей.  

        Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

         Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к её формированию, значимые для разработки и реализации Программы характеристики и планируемые результаты её освоения.

         Содержательный раздел представляет общее содержание Программы. Данный раздел содержит описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, способов и направлений поддержки детской инициативы, а также описание взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, особенностей организации предметно-развивающей среды для её реализации, обеспечения методическими пособиями и средствами обучения и воспитания, кадрового обеспечения, финансовых условий реализации, а также включает учебный план и расписание непосредственной образовательной деятельности по Программе. Данный раздел включает также педагогическую диагностику усвоения Программы воспитанниками.

Дополнительный раздел содержит краткую презентацию Программы, перспективы работы по совершенствованию и развитию её содержания, глоссарий, список документов и литературы, интернет-ресурсов, используемых при написании Программы, а также перечень сокращений, используемых в программе.

2. Глоссарий

Амплификация - обогащение детского развития.

Вариативность среды -  наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Возрастная адекватность дошкольного образования - соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.

Доступность среды - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Игровая деятельность - сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры.

Материально-техническое обеспечение - учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательные области дошкольного образования - социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная среда - совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).

Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста - предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Основные характеристики дошкольного образования - объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования - это связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.

Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Психологическая диагностика развития детей - выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Развивающая образовательная среда - система условий социализации и индивидуализации детей.

Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Трансформируемость пространства - изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования- совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Список документов и литературы, Интернет-ресурсов

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  6. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

Программное обеспечение:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

9. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)

Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог ЮГРЫ»

Программа кружка «Юный эколог Югры» рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на вс...

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММАестественнонаучной направленности«Юный эколог»Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные Экологи» (базовый уровень)

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение...

Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности «Юный эколог»

Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности«Юный эколог»...