Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием художественно–творческой деятельности на тему: «Русская изба» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рыжкова Надежда Евгеньевна

Цель: приобщение детей к традициям русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
  • Дать общее представление детям о внутреннем убранстве русской избы.
  • Закреплять умение лепить с использованием нетрадиционных материалов.

Развивающие:

  • Вызвать у детей интерес к жизни на Руси в далеком прошлом, к жизни наших предков.
  • Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей, обогащение словарного запаса детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.

Интеграция областей: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.

Словарная работа:

Русь, изба, бабий угол, печь, ухват, чугунок, ложка, прялка,оберег.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта, просмотр презентаций, знакомство с экспонатами мини-музея «Русская изба», разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц,  игр, чтение сказок.

Оборудование:

«Русская изба», оснащенная предметами русского быта, запись русской народной мелодии, каравай, соленое тесто,  ноутбук с презентацией        , влажные салфетки.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад № 1 г.Камызяк»

(структурное подразделение № 4)

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием художественно–творческой деятельности на тему: «Русская изба» в подготовительной группе «Б»

                                                                                    Подготовила: воспитатель

                                                              Рыжкова Н.Е.

        

        г. Камызяк-2022г.

Цель: приобщение детей к традициям русской народной культуры. 

Задачи:

Образовательные:

  • Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
  • Дать общее представление детям о внутреннем убранстве русской избы.
  • Закреплять умение лепить с использованием нетрадиционных материалов.

Развивающие:

  • Вызвать у детей интерес к жизни на Руси в далеком прошлом, к жизни наших предков.
  • Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей, обогащение словарного запаса детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.

Интеграция областей: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.

Словарная работа:

Русь, изба, бабий угол, печь, ухват, чугунок, ложка, прялка,оберег.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта, просмотр презентаций, знакомство с экспонатами мини-музея «Русская изба», разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц,  игр, чтение сказок.

Оборудование:

«Русская изба», оснащенная предметами русского быта, запись русской народной мелодии, каравай, соленое тесто,  ноутбук с презентацией        , влажные салфетки.

Ход занятия:

Под русскую народную музыку дети заходят в группу.

Воспитатель: Проходите,  гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Встанем рядком, да поговорим ладком. Посмотрите сколько у нас гостей. Раньше в старину, входя в дом, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу. Здравствуйте! (На подносе подносят хлеб и соль гостям)

Воспитатель: Я, хозяюшка Варвара, милости просим ко мне в гости. Посмотрите в каком я нарядном сарафане и платке. Проходите в мой дом. Я предлагаю окунуться вас в мир старины и  увидеть как жили русские люди много лет назад.

Проходят и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы как называется наша Родина?

Дети: Россия!

 Воспитатель:

Что мы родиной зовем?

1реб.

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Воспитатель:

Что мы родиной зовем?

2 реб.

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем.

Воспитатель: Назовите столицу нашей родины (Москва)

Воспитатель: В каком городе мы живем? (в Камызяке)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете , что в старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью. Ребята,  повторите , как называлась страна в древности?

Дети: Русь.

Воспитатель: Приглашаю вас посмотреть на древнюю Русь, а именно заглянуть в добрую избу, старину русскую, старину древнюю. 

Воспитатель: Дети, вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Дети: Всё строили из дерева.

(показ презентации)

Воспитатель: Давным  – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами.

(показ презентации)

И всё-то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки

Воспитатель: Что же такое изба? 

Дети: Изба- это жильё из брёвен с печью.

Воспитатель: Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе?

Дрова кушает, зубов не имеет, телом своим, весь дом греет! 

Дети: печь

 (показ презентации)

Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. (показ презентации)

Воспитатель: Между печью и стеной находился  бабий кут или как еще его называли- бабий угол. В  бабьем углу женщины занимались приготовлением пищи, мытьём посуды, шитьем. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей) 

Воспитатель: В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.

 Где находился в избе «бабий угол»? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие пословицы про печку вы знаете?

 Дети рассказывают знакомые пословицы

Дети: Около печи нельзя не нагреться.

Печка греет, печка кормит, печка – мать родная.

Воспитатель: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем, отгадав мою загадку.

Воспитатель:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (Самовар)

(показ презентации)

Воспитатель: Самовар ставили на стол. За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя. Ребята, а почему его так называли? (ответы детей)

(показ презентации)

Воспитатель: Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)

(показ презентации)

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Ребята, в какой посуде люди готовили еду?(ответы детей) ? Как же можно было достать из печи чугунок?

Воспитатель:  Не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает, а что схватит - отдает? (ухват).

 (показ презентации)

Воспитатель: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей.  Ребята, так чем же доставали чугунок из печи, что это такое?(ответы)

Воспитатель: Сама не ест, а людей кормит (Ложка)

(показ презентации)

Воспитатель: Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Ложки мастера изготавливали из дерева.

Воспитатель: В доме особое место занимал предмет, без которого нельзя было представить жизнь ,  а   именно жизнь женщин:

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Деткам пряжу отдает. (Прялка)

(показ презентации)

Воспитатель: Долгими зимними вечерами хозяйки на ней пряли пряжу - нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Воспитатель: В избе находились деревянные предметы быта – стол, лавки,  полки для посуды. На полу могли лежать цветные дорожки. У каждого за столом своё место. Центральное место занимал глава дома – хозяин. За столом собиралась вся семья. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу.

Воспитатель: Давайте поиграем.

Проводится игра «Четвертый лишний» (Дети должны определить какой предмет на картинке лишний)

Воспитатель: Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно дужками вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома.

(показ презентации)

Умели русские люди работать, умели, и отдыхать – пели песни, водили хороводы, играли в разные игры.

Игра «Золотые ворота»

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас! 

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Воспитатель: А  давайте пройдем и присядем  в избе  за столы. Сейчас мы с вами изготовим подкову из соленого теста как оберег для нашей избы. Ребята, а что такое оберег? (ответы детей) А прежде чем приступить к работе, мы с вами  разомнем пальчики.

                                     

Пальчиковая  гимнастика

«В гости к пальчику».

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец)

Указательный и средний,

Безымянный и последний. (поочерёдно называемые пальцы соединяются с большим)

Сам мизинчик-малышок

Постучался о порог. (вверх выставить мизинец, пальцы сжаты в кулак)

Вместе пальчики — друзья, (постучать кулачками друг о друга)

Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимать и разжимать кулачок)

Воспитатель:  Вот теперь можно и к работе приступать.

Ребята вспоминают приемы лепки, правила безопасного обращения со стекой.  Воспитатель по ходу работы помогает ребятам.

Воспитатель: Давайте украсим нашу подкову!

Ребята украшают подкову бусинами.

Воспитатель: А теперь мы ее подсушим и оставим в нашем музее «Русская изба».

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним:

-Как называется дом, в котором жили люди на Руси?

-Что было самым главным в избе?

-С какими предметами-помощниками мы с вами сегодня познакомились?

- Что лепили мы с вами из теста?

-  Какую функцию выполняла подкова в доме?

Воспитатель: Надеюсь, что вам очень понравилось наше путешествие в мир старины,  еще не один раз наш  музей будет пополняться  предметами старины. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по Познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "Моя Кубань"

laquo;Кубановедение» в детском саду – это развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре....

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию, развитию речи и рисованию в старшей группе Тема: "Здравствуй, Зимушка-зима"

Цель:- Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, стремления применять на практике имеющиеся знания и умения.Задачи:Образовательные:- обогащать эмоционально-эстетическое восприятие дошк...

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Свойства бумаги"

Цель: Формирование представления детей о свойствах и видах бумаги.Задачи:Образовательная: Расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствахРазвивающая: по...