Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Откуда берется вода? Конденсация воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рыжкова Надежда Евгеньевна

Цель: формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду  при охлаждении пара.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад № 1 г. Камызяк»

(структурное подразделение № 4)

Конспект открытого занятия по познавательному развитию  в старшей  группе «Б» на тему:

«Откуда берется вода? Конденсация воды»

 

Подготовила: воспитатель

Рыжкова Н.Е.

г. Камызяк-2021г.

Цель: формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду     при охлаждении пара.

Задачи:

Образовательные

  • Выявить свойства воды: прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха, без вкуса, без формы.
  • Сформировать понятие детей о том, что вода может быть в трех состояниях: жидкая, твердая, газообразная.
  • Познакомить детей с новым понятием «конденсация».

Развивающие

  • развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
  •  развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие.
  • формировать умения аккуратного пользования инструментарием.
  • Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Воспитательные

  • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
  •  воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение работать в паре, умение делать выводы.

Предварительная работа

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека.
  • Проведение занятий - экспериментирований с водой.
  • Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
  • Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.
  • Отгадывание загадок, чтение художественной литературы:

Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды»,

Б. Заходер, «Что случилось с рекой».

Материалы и оборудованиеноутбук, предметные картинки трех агрегатных состояний воды, горячая вода в чайнике, стаканчики с водой,  стекло, фасоль, лед, шапочки по количеству  детей, салфетки.

 Ход занятия

В.: Здравствуйте дети! Давайте поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком друг с другом,

Скажем здравствуйте друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет!» и «Добрый день!

Если каждый улыбнется, утро доброе начнется!

В.: Присаживаемся на стульчики. И не забываем про осанку! Спину держим ровно, ноги вместе.

В.: Ребята, послушайте мою загадку:

Лужа, море, океан, пруд , ручей, родник, туман

Озеро, река - всегда в них отыщется?

Дети: вода!

В.:  Правильно! А что такое вода? Где можно встретить воду? Для чего нам нужна вода?

Дети: Вода-это жидкость, ее можно встретить в реке, в кране. Вода нам нужна для того, чтобы мыться, купаться, варить обед.

В.: Молодцы!

В.: А сейчас нам дети расскажут стихи  о воде:

Анэлия

Мы говорим: она течет,

Мы говорим: она играет,

Она бежит всегда вперед

Но никуда не убегает

В морях и реках обитает

А часто по небу летает

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять!

Настя

Воду нужно уважать

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем

Без воды угаснет каждый!

Дидактическая игра «Какой бывает вода?»

В.: А сейчас давайте поиграем.  А в каких состояниях может находиться  вода?

Дети: В жидком, твердом и газообразном!

В.: Молодцы!

В.: Подходите к столу. Перед вами картинки.  Я буду называть одно из состояний воды, в котором она может находиться. А вы  должны будете найти и  показать нужную картинку. (На столе  лежат картинки: (сосульки,  вода  в реке, облако, град, дождь, лед)

Раздается музыка из мультфильма «Капитошка»

В.: Кто же  к нам пришел?

Капитошка: Здравствуйте ребята!   Меня зовут Капитошка. Я живу высоко в небе, в замке Королевы воды. Меня к вам послала Королева, чтобы узнать, куда девается вода. Королева Воды посылает множество капель воды, но почему то не все капли возвращаются к ней на небо. Одни капельки возвращаются  обратно, другие остаются жить на Земле, их домом становятся реки, моря , океаны. Как не считает, а воды не хватает. Куда вода подевалась? Может испарилась , а может сквозь землю провалилась? Как вы думаете, где может быть потерянная вода?

В.: Ребята, поможем Капитошке?

Дети: Да!

В.: Ну давайте!  А сейчас мы с вами превратимся в научных сотрудников и пройдем в нашу лабораторию (дети садятся за столы). А я буду руководить лабораторией и стану старшим научным сотрудником.

В.: А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Да! Это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

В: А сначала мы  с вами вспомним правила безопасности:

-Без разрешения запрещается вставать с места

-Кричать

-Трогать оборудование  и приборы

-Класть в рот, уши что-либо.

В.: Ребята, мы с вами уже знаем, в каких  трех состояниях  может быть вода. Это в жидком, твердом и газообразном

Опыт № 1 Вода - это жидкость, которая не имеет  ни запаха, ни цвета

В.: А  как же доказать, что вода это жидкость?

Берем  с вами  один пустой стакан и  один стакан с водой. А теперь попробуйте перелить воду  в пустой стакан. Какая вода?

Дети: Жидкая!

В.: Молодцы! А теперь давайте с вами поднесем стакан с водой к носу и   понюхаем ее. Есть ли запах у воды?

Дети: Нет! Она не имеет запаха!

В.: Правильно! Вода не имеет запаха.

В.: Давайте  опустим в стакан с водой фасоль ? Мы видим эту фасоль (Да!)

Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы! Теперь поставьте стаканы на место.

Опыт № 2. Вода имеет твердое свойство.

В.: Возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит?

Дети.: Лед!

В.: Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей). Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед – это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан и вытираем руки салфеткой.

В.:А как же получается лед?

Дети:  Когда вода  замерзает, то она превращается  в лед.

В.: Правильно ребята! Молодцы!

В.: А теперь в нашей лаборатории объявляется перерыв,  нам надо немного отдохнуть.

Физминутка

Тихо плещется вода, мы плывем  по теплой речке (плавные движения руками)

В небе тучки как овечки,

Разбежались, кто куда (потягивание, руки вверх)

Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть, погулять (ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох

Мы садимся на песок (дети приседают)

В.: А теперь присаживаемся  на  свои места и не забываем  про свою осанку.

В.: Ребята, пока мы с вами отдыхали, а Капитошка  ждет ,  ему не терпится  узнать, где  водица. А может она испаряется? Давайте проверим!

Опыт № 3 Конденсация воды.

В.: Посмотрите ребята, у меня на столе термос  с горячей водой. Сейчас я открою крышку, Смотрите, что вы ходит из термоса?

Дети: Пар!

В.: Откуда пар в термосе? (гипотезы детей) Вода при нагревании  превращается в пар.

В.:    А что должно произойти, чтобы вода опять из воздуха возвратилась  к нам , стала жидкой? (Она должна остыть!)  Процесс превращения пара в жидкость называется  сложным  словом  КОНДЕНСАЦИЯ. Чтобы увидеть как это происходит, мы с вами проведем эксперимент. Воспитатель подносит к сосуду с кипятком зеркало, на котором появляются капли воды. Делается вывод, пар поднимается вверх, оседает на поверхности зеркала, остывает и превращается в воду, конденсируется.  Вот и в природе вода при нагревании солнышком, начинает  испаряться с поверхности земли, рек. Она превращается в пар и поднимается вверх и превращается в облака. А затем в виде дождя и снега возвращается к нам на землю. Вода путешествует по кругу и  никуда не пропадает.

Капитошка:  Теперь я понял, что вода никуда не девается, она путешествует по кругу. Сейчас я полечу на небо и сообщу Королеве Воды хорошую новость. А вас ребята, я хочу поблагодарить за помощь.  До свидания!

Итог занятия

В.: Что мы сегодня с вами делали?   С каким  свойством воды  сегодня познакомились? (конденсация).

Мне,  ребята, очень понравилось, как вы сегодня работали, были доброжелательны. Ведь самое главное, что вы умеете дружить. Но на этом наши эксперименты и опыты не заканчиваются, мы  будем продолжать работать с вами на других занятиях. А вы наблюдайте за миром вокруг, за природой. Я благодарю вас за прекрасную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) на тему "Мы строим дом, волшебный дом!"

 Занятие на тему "Мы строим дом, волшебный дом!" учит детей выбирать полоски по словесному указанию воспитателя, формирует  умение детей устанавливать соответствие между цветом и...

Конспект открытого занятия ОО «Познавательное развитие» (экологическое воспитание) Тема:«Зимующие птицы»

Программное содержание: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему ж...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Лёд-вода»

В данном конспекте представлен материал посвященной изучению превращения льда в воду....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на планету геометрических фигур» в старшей группе

Цель: Совершенствовать и обобщать знания детей о геометрических фигурах и форме предметов.Задачи:Обучающие:- Закреплять знания о геометрических фигурах;- Сформировать опыт самостоятельного преодоления...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) НА ТЕМУ:«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» в старшей группе...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Сколько? Который по счету? На котором месте?»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: "Сколько? Который по счету? На котором месте?"...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...