Проект "Волшебница вода" для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения к воде в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Важно обратить внимание детей на , что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В ходе реализации проекта дети выявляют свойства и качества воды, её функции, а также влияние воды как на живую природу, так и на неживую. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_voda.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Волшебница – вода»

для детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Продолжительность: краткосрочный

Участники проектавоспитатели, дети 5-6 лет, родители

Сроки реализации: 2.11.2020 – 27.11.2020

Актуальность

Наш проект мы назвали «Волшебница вода». Наметили направления в работе с детьми: свойства и качества воды, её функции, а также влияние воды как на живую природу, так и на неживую. Дети старшего дошкольного возраста уже способны познавать не только качества и свойства предметов и явлений, но и их взаимосвязи. Они способны сравнивать, выделять главное, обобщать полученные знания. Формирование у детей знаний о свойствах и качествах воды должно сочетаться с пониманием ценности ее для общества и человека, с овладением правилами рационально ее использования. Таким образом, решается также задача воспитания экологической культуры дошкольников. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения к воде в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Работа по реализации проекта  основывается на принципе интеграции всех областей развития ребенка.      

Реализация проекта «Волшебница вода» осуществляется  в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Цель

Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи

- Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте.

- Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться.

- Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.

- Развивать речь, усложняя формы речевого общения: описательно-повествовательные, вопросно-ответные, коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов.

- Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по продуктивной деятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.

- Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.

- Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме “Вода”.

- Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме “Водоёмы”.

- Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море.

Планируемые результаты

В ходе реализации проекта дети знакомятся со свойствами, состояниями воды, ее уникальными свойствами, овладеют некоторыми познавательными способностями: умением обобщать, обосновывать свои рассуждения, ориентироваться в пространстве, умением пользоваться схемой (экспериментировать по схеме и без неё), комментировать свои действия, давать анализ своей деятельности, своим способностям. Ребенок способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности,  проявляет инициативу. Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Этапы реализации проекта

Предварительный этап: выбор темы, постановка цели и задач, подбор методического сопровождения (наглядных пособий, подвижных и речевых игр, составление конспектов тематических).

Основной этап:

Выявляем с детьми методы исследования проблемы и формулируем задачи:

- надо подумать, что или кто нам поможет узнать о воде;

- провести наблюдения за присутствием воды на улице, в группе, дома;

- расспросить взрослых (родителей и воспитателя) о воде;

- прочитать и посмотреть книги и энциклопедии о воде;

- провести эксперименты с водой;

- обратится за помощью к компьютеру.

Определяет продукт проекта.

Определяем продукт проектной деятельности.

Рисунки на тему «Вода», схемы-зарисовки опытов, плоскостной макет «Откуда берётся вода» (круговорот воды в природе, который дети сделают сами.

Перспективный план работы с детьми

Дата

Содержание

I неделя

Беседа №1 “Вода вокруг нас”.

Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение).

НОД “Путешествие капельки”.

Наблюдение за водой.

Наблюдение за испарением.

Опыт №1 “Вода прозрачная, не имеет цвета, вкуса и запаха ”.

Опыт №2 “Тонет – не тонет ”.

Опыт №3 “Подводная лодка”.

Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”.

Прослушивание аудиозаписей шума воды, водопада, моря, дождя и т.д.

Рисование “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”.

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”, физминутка “Дождик”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”.

Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А.Тараскин), “Ручеёк” (Т. Жиброва).

Заклички, пословицы, поговорки.

II неделя

Беседа №4 “Вода нужна всем”.

Беседа №5 “Волшебница вода”.

Беседа №6 “Берегите воду”.

Наблюдение №3 – за растениями.

Наблюдение №4 – за снегом.

Опыт №4 “Вода не имеет формы”.

Опыт №5 “Что растворяется – что нет»

Опыт №6 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.

Опыт №7  «Кто – куда?»

Опт 8 «Музыка воды»

Просмотр слайд-шоу “Водопады”.

Рисование “Природные водоёмы: болото, река, водопад”.

Загадки о болоте, реке, водоёме.

Подвижная игра “Болото: с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”.

Интерактивная физминутка “Весёлое болото”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”.

Лепка “Озеро с камышами”.

Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер), “ Капля дождевая” (Т. Маршалова).

Заклички, пословицы, поговорки.

III неделя

Беседа №7 “Дождь”.

Беседа №8 “Туман”.

Беседа №9 “Град и снег”.

Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.

Наблюдение №6 – за сосульками.

Опыт №9 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.

Опыт №10“Пар – это тоже вода”.

Опыт №11 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”.

Опыт 12 «Лед в шубе. Ледяная рыбалка»

Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”.

Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”.

Рисование “Природные водоёмы: море, океан”.

Загадки о море, океане.

Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”.

Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева), “Трудолюбивая вода” (В. Иванова).

Заклички, пословицы, поговорки.

IV неделя

Беседа №10 “Роса”.

Беседа №11 “Водоёмы”.

Беседа №12 “Водный транспорт”.

Наблюдение №7 – за облаками.

Наблюдение №8 – за осенним дождём.

Опыт №13 “Лёд – легче воды. Ледяные бусы. Северное сияние».

Опыт №14 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.

Опыт №15 “В солёной воде предметы не тонут”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”.

Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”.

Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.

Рисование “Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум”.

Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

Подвижная игра “Дождик”, пальчиковая игра “Капитан”, интерактивная физминутка “Чунга-чанга”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря”.

Аппликация “Рыбки в аквариуме”.

Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов), “Моряк” (Е. Стеквашова)

Заклички, пословицы, поговорки.

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности “Путешествие в царство воды”

(в рамках занятия - обучающая презентация Power Point “Волшебница вода”).

Работа с родителями

Совместная экскурсия детей и родителей на водоем.

Работа детей и родителей с дневниками наблюдений.

Оформление уголка для родителей  «Вода вокруг нас».

Выставка детских работ.

Конкурс детского творчества «Для чего нужна вода?»

Консультации для родителей

«Эксперимент в детском саду»

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

Заключительный этап проекта.

НОД «Бесценная и всем необходимая вода»

Цель: Закрепление знаний детей о воде, ее свойствах и необходимости для жизни всего живого на нашей планете

Создать у детей радостное настроение;

Вызвать желание участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях;

Показать огромное значение воды для всех живых существ;

Уточнить представления детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Развивать умения отгадывать загадки.

Совершенствовать гигиенические процедуры.

Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.

Литература

  1. Занимательные опыты и эксперименты/ Ф.Ола и др. – М.: Айрис-пресс, 2016
  2. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников.
  3. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство Детство-пресс», 2017. Ярославль. «Академия развития».
  4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.
  5. Рыжова Н. А. Наш дом - природа. - Москва, 2001. - 115 с.
  6. Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе». «Детство-ПРЕСС», 2011.
  7. http://tromentano.livejournal.com
  8. http://www.tavika.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...