Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему : «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тимофеева Яна Дмитриевна

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему : «Зимующие птицы»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему : «Зимующие птицы»

Цели занятия:

1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».

2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

4. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.

5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, чтение стихов о птицах, отгадывание загадок на тему зимующие птицы.

Ход.

-Ребята, какое время года на дворе? А какие зимние месяцы вы знаете? Прослушайте загадки

На ветвях, украшенных

снежной бахромой,

Яблоки румяные

выросли зимой.

Яблоки по яблоне

весело снуют,

Гусениц мороженых,

яблоки клюют.

(Снегири)

Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(Дятел)

В тёплый край не улетают,

На морозе распевают,

Эти птички-невелички

Называются … (синички)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует

- Коноплю ворует.

(Воробей)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её. (Сорока)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением (Ворона)

-Какие это птицы? зимующие или перелетные?

-Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите, кто к нам прилетел? Вы знаете этих птиц? Назови их. Почему они называются зимующими?

-Чем эти птички друг от друга отличаются? Рассмотрите внимательно окраску птичек и назовите, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища? А чем похожи? (Они все с нами зимуют; у них есть голова, хвост, туловище, клюв, крылья, лапки; они могут летать; они выводят птенцов).

-Кто еще зимует с нами? (К зимующим птицам относятся воробьи, вороны, сороки, поползни, синички, снегири, щеглы, голуби, свиристели С нами зимуют разные птицы)

Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой, каких птиц вы видите во дворе и зимой, и летом? (воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.

А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг.

Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом) Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Какое место они выбирают (То место, где много еды)

Кочующие птицы прилетели к нам на зиму. А где же сейчас наши ласточки, стрижи, аисты, гуси, кукушки? Куда они делись? (Это птицы перелетные, они улетели в теплые страны, их зимой у нас не встретишь)

Игра «Разрезные картинки»

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась. (дети подгруппами подходят к столам, на которых лежат разрезные картинки с изображением птиц)

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

А сейчас давайте проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробом крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы прокормиться.

Мы кормушку смастерим

И насыплем корма им. (движения по тексту)

-Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? Что нужно и людям, и птицам чтобы выжить? (еда)

Что едят птицы, которые от нас улетели? (Насекомых).

Есть ли насекомые зимой? Куда они делись? Чтобы случилось с перелетными птицами, если бы они не улетели на юг? (Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых)

Оказывается, перелетным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны. А зимующие птицы питаются шишками, ягодами, семенами и могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму!

Игра «Назови ласково»

Давайте поиграем в игру «Назови ласково»

• Птица – птичка

• Перо- … (перышко)

• Крыло — … (крылышко)

• Хвост — (хвостик)

• Клюв — (клювик)

• Синица — (синичка)

• Птенец — (птенчик)

• Воробей — (воробышек)

• Голубь — … (голубок)

-Как же птицы переносят зимой морозы? (к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло)

А где живут зимой птички? Где прячутся от холода?

Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

Давайте рассмотрим несколько птичек (Показ слайд презентации)

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Чечетки. Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Итог Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие птицы называются зимующими? Каких птиц вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"

Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.Воспитывать заботливое...

Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной к школе группы на тему "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной к школе группы на тему "Зимующие птицы". Путешествие в зимний лес....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи:   Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Как выращивают хлеб"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме:"Как выращивают хлеб"Цели:Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать представление о том, как...