Дидактическое панно по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Времена года»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Ивановна Уварова

Дидактическое панно представляет собой стенд, на котором располагаются картинки, вырезанные из фетра. Сюжет меняется согласно выбранному времени года. На картинку (солнце, облака, животные, птицы) приклеивается липучка, которая дает возможность ребенку закрепить картинку на панно. Каждый месяц происходят сезонные изменения, в зависимости от чего, дополнительные элементы меняются на другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое панно по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Времена года»

C:\Users\пк\Desktop\оля\ФОТО С ТЕЛЕФОНА\IMG_20190109_100139.jpgC:\Users\пк\Desktop\оля\ФОТО С ТЕЛЕФОНА\IMG_20190109_100529.jpg

Дидактическое панно представляет собой стенд, на котором располагаются картинки, вырезанные из фетра. Сюжет меняется согласно выбранному времени года. На картинку (солнце, облака, животные, птицы) приклеивается липучка, которая дает возможность ребенку закрепить картинку на панно. Каждый месяц происходят сезонные изменения, в зависимости от чего, дополнительные элементы меняются на другие.

Работая с дидактическим панно я использую такие методы работы с детьми, как рассматривание, беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций, обследование предметов, использование мнемотехники, элементы ТРИЗ. Чтобы детям было интересно, обучение провожу в игровой форме.

Дидактическое пособие позволяет решать задачи в образовательных областях:

• Развитие связной речи (умение составлять описательные рассказы);

• Обогащение и активизация словаря по темам «Зима», «Весна», «Осень», «Лето»;

• Формирование грамматического строя речи (умение согласовывать существительные  

с прилагательными, числительными, образовывать существительные множественного

числа, форму существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом);

• Развитие внимания, памяти, мышления;

• Закрепление счета до 10;

• Формирование способности детей наблюдать изменения в природе.

• Также развивающее панно служит для тренировки зрительного восприятия.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Задачи: Развивать память, внимание; упражнять детей в согласовании существительных в родительном падеже.

Игровой материал: листья разных цветов, яблоки, цветы.

Ход игры: Воспитатель вывешивает на дерево 4-5 картинок и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запомнить, что висит на дереве. Я буду снимать одну из картинок, а вы должны ответить чего не стало.

Дидактическая игра «Скажи когда много»

Задачи: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Ход игры: Воспитатель закрепляет на деревьях картинки и задаёт вопросы:

У меня в руке лист, а на дереве- ?

1 вариант

Лист-листья

Яблоко-яблоки

Снежинка-снежинки

2 вариант «Что висит на этих деревьях?

Дети отвечают: «На дереве слева висит один лист, а на дереве справа - много листьев.»

Дидактическая игра «Посчитай и скажи сколько»

Задачи: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными.

Ход игры: воспитатель предлагает детям подойти к панно и сосчитать, например, снежинки или другие предметы («Одна снежинка, две снежинки, три снежинки»).

Дидактическая игра «Кто больше назовет»

Задачи:

1. Уточнить, расширить и активизировать словарь.

2. Формировать умения согласовывать существительные с прилагательными, глаголами в роде и числе

3. Развивать внимание, память

Ход игры:

Игра может использоваться в ходе итогового занятия по какой – либо теме (весна, зима, лето, осень). Участники игры по очереди называют признаки осени (пожелтели листья, идет дождь, выросли грибы и т. д.). Кто назовет последнее словосочетание, тот победил.

Дидактическая игра «Сосчитай и подбери»

Задачи: Упражнять в счёте до 10; научить соотносить цифру с количеством предметов. Развивать внимание, память, мышление.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сосчитать и подобрать цифру по количеству предметов (например: желтых листьев 5 и показывает цифру 5, а также можно поиграть «Чего больше, меньше? (листьев или яблок, красных листьев или жёлтых листьев и т. д.)

Дидактическая игра «На что похоже»

Задачи: учить детей зрительно обследовать, сопоставлять формы предметов с шаблонами.

Ход игры: воспитатель показывает детям предмет, например облако, а дети должны, сказать на какую фигуру это похоже. (Солнце-круг, облако-овал, сугроб-треугольник).

Дидактическая игра «Что когда бывает?»

Задачи: закреплять признаки времён года.

Ход игры: Ведущий, в роли которого сначала выступает взрослый, а потом дети, перечисляет признаки времени года, не называя его. Участники угадывают о каком времени года идет речь.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Задачи:

- Формировать способность детей наблюдать изменения в природе.

- Расширять представление о сезонных изменениях в природе; называть приметы каждого времени года.

- Развивать связную речь

Ход игры.

Воспитатель спрашивает: "Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы". Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на доску соответствующую карточку с изображением названной приметы, составляя предложение.Например: "Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".

Дидактическая игра «Угадай загадку, покажи отгадку»

Задачи:

1. Развивать внимание, память, мышление.

2. Обогащать и активизировать словарь.

3. Развивать речевой слух.

4. Развивать творчество.

Ход игры:

Педагог загадывает загадку о каком-то времени года или о предмете, который есть на панно. Дети угадывают загадку, находят и показывают отгадку. В дальнейшем дети могут сами придумывать и загадывать загадки.

Дидактическая игра «Что где находится?»

Цель: Развитие умения правильно ориентироваться в пространстве. Закрепление понятия; вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между. Развитие умения объяснять свои ответы. Обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материалы: Затем ребенок называет все предметы, которые находятся на дереве (вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между).

Дидактическая игра «Найдите ошибку».

Цель: закрепить представление детей о признаках времен года; развивать фонематический слух, внимание.

Правила игры: воспитатель называет приметы ранней осени, а дети хлопают в ладоши, если услышит ошибку.

Ход игры:

- Ранней осенью тепло.

- Люди загорают и купаются в сентябре.

- В сентябре часто идут дожди.

- В сентябре листья опадают, и начинается листопад.

- В садах и парках цветут цветы.

- В сентябре нет овощей на полях.

- Перелётные птицы собираются на север.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: учить детей определять времена года по описанию характерных признаков времён года; рассказывать, опираясь на макет и собственный опыт.

Правила игры: дети по предложению ведущего описывают свою картину, обращая внимание на название предмета, и называют, когда бывает.

Ход игры:

Солнце, сосульки, лужи – весной; листопад, засохшая трава – осенью;

яркое солнце, горячий песок – летом; снег, мороз, метель – зимою.

Дидактическая игра «Назови цвет времени года».

Цель: закрепить представление детей о признаках времен года через цветовую гамму, соответствующую времени года; уточнить знание детей цветов и оттенков; развивать эстетический вкус, умение замечать красоту природы.

Правила игры:

Выбирается сезон года, играющие рассматривают соответствующую сюжетную картинку, называют цвета и оттенки времени года.

«Составь рассказ о весне»

Цель: Побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов.

Ход беседы: на макете прикреплены предметы, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о времени года. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа. Потом предлагает детям самостоятельно составить небольшой рассказ по образцу.

Беседа «К нам весна шагает».

Цель: закрепление и обобщение знаний о весне.

Ход беседы:

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Хотите послушать стихотворение о весне?

Дети: Да.

Воспитатель: Я распускаю почки, в зеленые листочки

Деревья поливаю, движением полна.

Зовут меня весна!

Понравилось?

Дети: Да.

Воспитатель: Повторим еще раз. (повторение стихотворение) .

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете признаки весны?

Дети: Тает снег, солнышко светит ярче, растет трава, начинается капель, на деревьях набухают почки, прилетают птицы.

Игра. Ребята давайте проведем пальчиковую гимнастику.

Кап, кап, кап

Звенит капель.

На дворе апрель.

Воспитатель: Ребята, вспомним стихотворение про «Апрель».

Апрель, апрель, на дворе звенит, капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи, после зимней стужи.

Беседа «Лето красное пришло».

Цель: обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов, особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.

Развивающая среда: иллюстрации о временах года, карты с изображением леса, поля, огорода, сада, карточки с изображением растений, букет цветов.

Ход беседы:

Воспитатель читает стихотворение Е.Трутневой:

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы,

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето,

Значит, кончилась Весна.

Предлагает вспомнить времена года. Напоминает, что каждое время года длится три месяца. Просит детей назвать летние месяцы. Что же за месяц – июнь? Какие приметы июня вы можете назвать? (можно использовать календарь погоды для характеристики летних примет.) Как сейчас выглядят леса, скверы, парки? Чем заняты и как ведут себя птицы, животные? Каких насекомых вам приходилось наблюдать? (Воспитатель уточняет, расширяет ответы детей). Верно, дети, июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне самые длинные дни, а ночи короткие – воробьиный шажок. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как на востоке уже разгорается утренняя заря. За длинный день и короткую ночь июнь называют светозаром. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм.

Запомни: здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!

Вопросы:

1. Какой же месяц приходит на смену июню?

2. Что вы знаете об июле?

3. Как светит солнце в это время года?

4. Какая вода в реке?

5. Какие осадки выпадают летом?

6. Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?

7. Какие работы приходится выполнять людям в огороде, садах, полях?

Июль – середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый дождь – и опять жара.На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы июль называют грозовиком, а за жаркие дни – жарником. В полях отцветают хлеба, но еще цветет гречиха и подсолнечник, на лугах – сенокос. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут на землю тяжелые росы –пора за грибами в лес отправляться: сыроежками, маслятами, подберезовиками. В садах,огородах много работы: прополка, окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом? (Тепло – солнце ярко светит, влага – теплые летние дожди, воздух.)

После июля наступает последний месяц лета август. Август – хлебосол, припасиха. Как вы думаете, за что люди называли так этот месяц? Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе звери, птицы? Какие изменения произошли в погоде?

В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они еще жаркие, а ночи уже прохладные. На деревьях появляются первые, желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах – овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи у августа не те, что в июле, в садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – грибами.Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир.Готовятся к отлету и птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.

Беседа «Об осени»

Цель: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды, о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных.

Ход беседы: Воспитатель читает стихи об осени А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», Е. Трутневой «Осень». Сегодня мы поговорим с вами об осени и расскажем, о ней все, что знаем. Можно пользоваться календарем природы.

Какая погода была в сентябре? в октябре? в ноябре? Как она менялась (по календарю природы? Что происходило с деревьями и кустарниками за три месяца? Как менялся покров земли? Почему? Как это связано с изменением погоды?

А теперь обсудим состояние животного мира осенью.

1. Что произошло с насекомыми? Когда они исчезли? Почему?

2. Изменился ли состав птиц на участке, в лесу? Куда исчезли скворцы, ласточки и др.? Почему они улетели в теплые края? (холодно, нечем питаться).

3. Какие изменения наступают в жизни лесных зверей?

4. Каким трудом занимаются осенью люди?

Воспитательподводит итог беседы: осень – это такое время года,когда в природе все меняется: день становится короче, солнце греет слабее, становится холоднее с каждым днем, часто идут дожди, небо пасмурное, хмурое. К концу осени – заморозки, выпадает снег. Листья желтеют и опадают, вянут цветы и трава. Насекомые прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев, чтобы не погибнуть от холода. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие – переселяются поближе к жилью человека, т. к. холодно, нечем кормиться, урожай на полях убран, насекомые исчезли. Звери в лесу готовятся к зиме, запасают корма, линяют, утепляют норы, готовятся к спячке. Люди собирают урожай овощей и фруктов, вспахивают почву, заготавливают дрова, утепляют жилище.

Физкультминутка.

Две сестрицы, две руки

Левая и правая (показ рук поочередно)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют. (имитация движений)

Две сестрички, две руки

Левая и правая (поочередно показывать)

Воду моря и реки

Загребают плавая. (выполняют плавательные движения).

Беседа «Зимушка - Зима».

Цель:конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных.

Ход беседы: Воспитатель читает стихотворение И.Сурикова:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? Зима владычица трех месяцев. Каких? Как изменилась природа зимой? Какая погода? Как зимуют растения? Почему мы не встречали насекомых? Каких птиц видели? Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении? Как зимуют домашние и дикие животные? Как заботятся люди зимой о птицах и зверях? Почему?

Зимой короткие дни и длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюги.

Реки, озера покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно и спят. Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы, корни. Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Мало птиц, большинство из них живет около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в это голодное время года. Перелетные птицы улетели в теплые края.По-разному в лесу живут звери: зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается запасами орехов, желудей, грибов. Лиса в основном в это время охотится на мышей. Медведь, барсук, накопив жир, спят в берлогах. Ежик тоже спит.О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовье, дают корм.

Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины на улицах. А вот ребятам нравится зима! Чем она вам нравится?Дети перечисляют зимние развлечения: санки, лыжи, снежки, катание с горы, постройки из снега.

Давайте с вами придумаем красивые слова-определения к слову «зима» (волшебница, кудесница, красавица).

Беседа «Поговорим о природе».

Цель: учить детей определять времена года по описанию характерных признаков времён года; рассказывать, опираясь на картинку и собственный опыт.

Правила игры: воспитатель зачитывает детям тексты, а дети должны рассказать о каком времени года говорится; учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять развернутый рассказ.

Ход беседы:

А) Листья желтеют, краснеют – начало осени, земля покрыто ковром из листьев – середина осени, деревья почти все голые – конец осени.

На лугу много цветов; реки покрылись льдом; на деревьях распускаются почки; из земли пробивается травка; бегут ручьи… кругом зелёная трава, на поляне много цветов…

Б) Какое время года вам больше нравится? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста.

         В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные пр...

«Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста»

     В методической разработке представлены игровые комплексы. В разработке показана специфика проведения дидактической игры. Преимущество данной картотеки состоит в том, что она...

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста...

Мастер - класс для педагогов "Дидактическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Снегирь из шерсти"

Данное пособие может использоваться для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми....

Методическое дидактическое поно по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Четыре времени года»

формировать представление детей о чередовании времён года, их характерных особенностях, учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе, расширять и обогащает ...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста

В материале собраны  дидактические игры по экологическому врспитанию для детей....