Конспект ОД "Удивительные свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Разработан конспект образовательной деятельности по изучению свойств воздуха для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_udivitelnye_svoystva_vozduha.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Семицветик»

Конспект образовательной деятельности

«Удивительные свойства воздуха»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила и провела

Старший воспитатель Русько О.П.

г. Гурьевск

2018 г.

«Удивительные свойства воздуха»

Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха.

Задачи:

  1. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
  2.  Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
  3.  Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой; воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование: стаканы, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, воздушный шарик, вата, листы бумаги, кисти, подставки, гуашь, салфетки.

Предварительная работа: проведение серий занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, экскурсий, чтение сказок.

Ход ОД:

Показ отрывка из мультфильма «Винни Пух».

-Ребята, что случилось у Винни Пуха? Почему у него лопнул шарик? (ответы детей)

-Смотрите, Винни Пух пришел к нам в гости, но он очень грустный. Как мы можем поднять ему настроение? (подарить шарик)

- Я вспомнила, у меня как раз есть шарик.

Винни Пух - Я не хочу такой шарик. Мне надо большой и красивый.

- Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы шар был большой и красивый? (нужно надуть его). Витя, надуй шарик для Винни Пуха.

Винни Пух – Ура! Спасибо! Ребята, а что случилось с шариком? Что появилось внутри него? (Там появился воздух)

Винни Пух  - Воздух? А для чего он нам нужен?

Ребята (чтобы дышать)

-Давайте вдохнем воздух через нос, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. А сейчас давайте закроем рот и нос. Что произойдет с вами? Почему не комфортно? (мы не могли дышать) Воздух не попал в наш организм и мы  не могли дышать.

- Нужен ли нам воздух? (нужен)

-Да, ребята, мы дышим воздухом и привыкли его не замечать. А кому еще нужен воздух(животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)

- А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? (есть)

-А вы хотите узнать о них?

Что мы должны сделать для этого? (провести опыты, эксперименты). Для этого мы  отправимся в  оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований. Кто знает, как называется это помещение? (лаборатория)

- А кто работает в лаборатории? (ученые, исследователи)

- Я  приглашаю вас и нашего гостя  в лабораторию, ненадолго стать учеными и провести опыты, чтобы мы смогли раскрыть секреты воздуха.

- Но прежде чем отправиться, давайте поговорим о правилах поведения в лаборатории.

Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

А теперь вокруг себя 3 раза повернись и в лаборатории очутись. Надеваем специальную одежду.

Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух(нет, не видим) А почему? (потому, что он не видимый)

Итак, ребята один из секретов воздуха заключается в том, что он невидимый, прозрачный.

1 опыт (Подойти к столу № 1)

   -Как вы думаете, имеет ли воздух форму? (не имеет)

Давайте, проверим. Я придумала, как его поймать.

Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто) Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (пакет изменил свою форму) Действительно, пакет изменил форму. А почему? (он полон воздуха. Воздух занял все место в пакете). Давайте посмотрим, воздух имеет цвет? (нет, он прозрачный).

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение).

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

- Ребята, мы узнали, что вокруг нас есть воздух. А где еще есть воздух? (внутри нас). Давайте проверим.

2 опыт (Подойти к столу № 2)

Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. А теперь опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Что вы видите? (Мы видим пузырьки) А что это за пузырьки? (это выходит воздух) Верно.

Мы раскрыли второй секрет воздуха.

выводвоздух есть внутри нас.

Стол № 3

- А как вы думаете, как еще мы можем почувствовать воздух? (когда дует ветер). Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер). Правильно, ветер – это и есть движение воздуха.

3 опыт

- Может ли воздух передвигать предметы? (может)

Давайте проверим. Возьмите кусочек ваты и положите ее на ладонь и попробуем подуть на нее. Что происходит с ватой (она движется, летает). У кого дальше улетела вата? Почему? (Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха) 

Следующий секрет: воздух может передвигать предметы.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише, деревцо все выше, выше…

 4 опыт

-Посмотрите в стакан. Как вы считаете есть ли воздух в стакане? (есть)

Перед вами 2 салфетки. Опустите одну салфетку в воду. Что произошло? (она намокла). Теперь возьмите стакан утрамбуйте в него сухую салфетку. Переверните стакан и опустите в воду. Что произошло? (салфетка сухая). Почему? (в стакане был воздух, он не пустил воду)

Еще раз опускаем стакан в воду, а теперь медленно наклоняем стакан и вынимаем один край стакана из воды. Что мы наблюдаем? (из стакана выходят пузыри воздуха)

Вывод: воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

- Ребята, как вы думаете, можно ли с помощью воздуха рисовать? (можно) Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы.

5 опыт

На столах палитры с разведенной гуашью. Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

- Какие красивые картины у вас получились. Такая техника рисования называется кляксография.

Какой еще секрет воздуха мы раскрыли? С помощью воздуха можно рисовать.

Итог

- Ребята, понравилось вам проводить эксперименты? (ответы детей)

Встаньте все в круг. У меня есть еще один шарик. Поиграем в игру. Передаем по кругу друг другу шарик и называем секреты воздуха, о которых мы сегодня узнали. Даем полные ответы. (невидимый, бесцветный, прозрачный, не имеет формы, есть вокруг нас, есть внутри нас, содержится не только вокруг нас, но и в окружающих нас предметах, ветер – движение воздуха, с помощью воздуха можно рисовать)

Винни Пух Ребята, сегодня я узнал, почему шарик такой большой и красивый – внутри него воздух. Благодаря вам я сегодня узнал много секретов воздуха. Большое вам спасибо! Мне пора возвращаться! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Свойства воздуха"

Конспект занятия для старшей группы по иследовательской деятельности на тему: "Свойства воздуха"...

Конспект НОД "Свойства воздуха"

Занятие с элементами экспериментирования...

План-конспект НОД "Свойства воздуха".

Автором представлен конспект НОД по иэкспериментированию для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД "Свойства воздуха"

Конспект занятия  для средней группы с учетом ФГОС...

План-конспект «Удивительные свойства воздуха»

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»....

Конспект "Удивительные свойства воздуха"

Конспект "Удивительные свойства воздуха" по эксперементально - познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...