План-конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Север-юг»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лаврентьева Татьяна Александровна

В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_sever-yug.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Север-юг»

Программное содержание:

  1. Познакомить с зависимостью частей суток, сезона от положения Земли относительно Солнца.
  2. Обеспечить активизацию разных видов восприятия: зрительного (при восприятии видеоряда), тактильного (при практическом манипулировании с разнофактурными игровыми дидактическими материалами), слухового (при восприятии стихотворных инструкций по выполнению практических действий), вестибулярного (в процессе ориентировки в двухмерном пространстве).
  3. Продолжать развивать  умение отвечать на вопросы педагога развернутым ответом.
  4. Закрепить образные  представления о  земном шаре и его сторонах света – юг и север, типичных погодных условиях, обитателях и растительности этих частей света.

Индивидуальная работа: развивать  у Миши социально-коммуникативные умения, уверенное поведение в ситуации выполнения заданий.

Материалы

Ноутбук, проектор, экран, слайд с изображением природы юга и севера,  глобус; географическая карта мира; фотографии природы Крайнего Севера,  фотографии природы жарких стран; макет  «Крайний Север», «Африка», картинки с изображением животных разных климатических условий; фонарик, мольберт.

Предварительная работа. Активизация познавательных представлений детей о глобусе как способе знаково-символического моделирования.

Методические приемы:

  1. Беседа с детьми об особенностях Севера и Юга с использованием слайдов.
  2. Показ на модели смены сезона, положения Юга и Севера.
  3. Рассказ ребенка.
  4. Показ и способ действия с компасом.
  5. Рассматривание модели Юга и Севера.
  6. Работа с макетом.
  7. Дидактическая игра «Помоги найти животным свою родину».
  8. Изготовление медведя и пингвина в технике оригами.

Ход занятия

I. Вводная часть

Воспитатель. Ребят посмотрите внимательно что вы видите? Как вы думаете,  о чем мы сегодня с вами будем говорить?

(Ответы детей).

Воспитатель. Ребята давайте вспомним о северном полюсе и о жарких странах ?

(Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, ребята, вы угадали тему нашего сегодняшнего занятия. А у меня для вас есть сюрприз. Сегодня Миша приготовил нам небольшой рассказ.

            (Показ 3-4 слайдов, рассказ Миши по каждому слайду).

Воспитатель интересуется  у Миши, кто ему помогал, что интересного для себя он открыл, где нашел интересный материал.

Воспитатель. Итак. Ребята,  давайте обобщим наши знания о юге и севере. Какие животные и растения встречаются на юге и севере, какая погода? (ответы детей).

Воспитатель.  Верно, молодцы, вы хорошо знаете особенности этих частей света.

А кто мне подскажет, почему на юге всегда жарко, а на севере всегда холодно?

(Ответы детей)

Помочь ответить на этот вопрос нам сможет такой опыт. Подойдите поближе. Что у меня в руках? (показ глобуса).

Верно это глобус. Глобус – это модель нашей планеты Земля. Каким цветом обозначена вода – (голубым), а зеленый цвет, что означает – (деревья), желтый – (пустыни), а белый – (снег и льды).

Воспитатель.  Молодцы, вы хорошо изучили глобус. Давайте представим, что вот этот фонарик – солнце. Наша планета крутится не только вокруг своей оси, но и вокруг солнца. Посмотрите внимательно, куда больше попадает солнце?

Верно, на середину глобуса, это – экватор – Юг, самое жаркое место на земле. Здесь всегда светит солнце.

А куда солнце попадает мало? На север, поэтому здесь всегда много снега, лед, они почти не тают. Вот почему такая погода в южных и северных странах.

А кто мне подскажет, как люди могут определить, где находится север и юг?

Для этого существует специальный прибор – компас. Его красная стрелка всегда показывает на север, а противоположный конец стрелки – на юг. Мы с вами учились определять стороны света на прогулке, в группе. А сейчас я предлагаю вам  определить где находится север, а где – юг, находясь в музыкальном зале. Но компасов у нас меньше, чем детей. Поэтому вам придется выбрать себе пару для того, чтобы выполнить задание.

             (Дети делятся на пары и находят определяют  север и юг).

Воспитатель. Верно определили направлении, это у нас Север. Что мы здесь с вами видим? (северное сияние, олень, снег, сопки).

 А на Юге – песок, пальмы, яркое солнце. Но что-то картины получаются скучные. Кого-то не хватает? Я предлагаю вам сделать макет Севера и Юга.

Здесь на столе животные, помогите им найти свою родину.

                 (Дети расставляют животных соответственно на север и юг).

Воспитатель. Молодцы, кого вы поместили на Север? (ответы детей), а кого вы поместили на Юг? (ответы детей).

Ой, ребята, посмотрите внимательно, кого не хватает? По-моему кого-то мы забыли?

Ответы детей

Воспитатель. Правильно в жарких странах живет слон, но его у нас нет, а на севере не хватает пингвина… Что же делать?

                      (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, можно смастерить их своими руками из бумаги в технике оригами. Я предлагаю вам разделиться и смастерить стаю пингвинов и стадо слонов.

          (Дети располагаются за столами и мастерят зверюшек).

Воспитатель.  А теперь давайте посмотрим работу своих товарищей, что понравилось, что можно еще добавить? А я предлагаю вам еще немного пофантазировать и уже вечером мы все вместе дополним наши работы.

-Скажите мне, ребята, что вам понравилось и запомнилось больше всего? О чем вы расскажете вечером родителям?  Ну, раз уж так заинтересовала вас эта тема,  я приготовила вам сюрприз. Мы с вами вечером в группе  посмотрим мультфильм про северный полюс.

- Спасибо вам, ребята, за внимание. Вы показали как вы,  много знаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

План конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности " Наши пернатые друзья"

Уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху, закрепить знания детей о приспособлениях и механизмах , позволяющих человеку летать по воздуху. Упраж...

План - конспект нод с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе.

Солнышкина семейкаЦели занятия: Познакомить детей со строением Солнечной системы и сформировать первоначальное представление о планетах (их размерах, расположении по отношению к Солнцу, некоторых особ...

Конспект ООД проведения по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме : «Город мастеров» (открытое занятие)

Конспект ООД проведения по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме : «Город мастеров» (открытое занятие)...

План-конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Север-юг»

В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....

План-конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Север-юг»

В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....

План-конспект проекта по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад «Антошка» на тему «Космос и мы»

План-конспект  проектапо образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна &l...