"Байкал- какой он" непосредственная образовательная деятельность.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Васильчук Ирина Алексеевна

Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Задачи:

Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, о жителях  Байкала – голомянке и нерпе, животных .Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.

Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Байкал- какой он".22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации города Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия № 108» г. Улан-Удэ

Непосредственная образовательная деятельность

«Байкал- какой он».

Для детей 6-7 лет.

Составила: Воспитатель

МАОУ «Прогимназия № 108» г. Улан- Удэ

Васильчук  Ирина Алексеевна

2022 г.

Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Задачи:

Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, о жителях  Байкала – голомянке и нерпе, животных .Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.

Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Оборудование: картинки байкальских рыб и животных Байкала, обручи,  стаканы  соленой водой и стаканы с пресной  водой, телевизор, презентация, запись шума волн и крика чаек.

Предварительная работа:

Беседы об озере Байкал, его обитателях, лепка « медведь», рисование «Рыбка».

Просмотр  фильмов мультфильмов : «Животный мир Байкала», Путешествие по Байкалу, « Степашка на Байкале», рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы: Легенды, стихи и интересные факты о Байкале.

Активизация словаря: нерест, продухи.

Ход.

В: ребята я сегодня утром пришла на работу, и увидела вот эту нарядную коробку. Что же в ней, хотите узнать? Но она не открывается. Что же делать?

А вот еще и письмо, а в нем  загадка:

В снежном логове родится,

Простудится не боится.

Подрастет - начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет.

Лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Может, вы видали сами?  

(Нерпа).

В: точно ребята, посмотрите к нам приплыла в гости нерпа. Давайте ее назовем. (ответы) .

- Здравствуйте ребята! Я приплыла к вам в гости. А знаете ли вы где я живу?(звук).

(ответы). Я вас приглашаю в гости. (звук).

В: Наша нерпа приглашает нас в гости на Байкал. Но дорогая нерпа наши ребята тоже знают много о Байкале, вот послушай.

Выходит один из детей и на основе картинок составляет небольшой рассказ о Байкале опираясь  н а иллюстрации и картинки.

-Байкал самое глубокое  озеро в мире, ему 25 мил. лет. С космоса если посмотреть, то Байкал похож на месяц. Местные  жители называют его морем. Вода в озере пресная и очень чистая и прозрачная, она очень холодная.  Чистая она потому, что ее чистят маленькие рачки, которые живут только в байкальской воде.  В озеро Байкал впадают 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.

В: Правильно ребята рассказал…. А сейчас давайте с вами проведем опыт в море вода какая? (соленая), попробуйте язычком. А вот стаканчик с пресной водой, попробуйте ее.  Какая приятнее? (пресная, потому что ее можно пить, а соленую нет.)

-Как переводится слово «Байкал»? (Богатое озеро)

-Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой)

- Хорошо, молодец, кто продолжит рассказ о жителях Байкала?

-Рассказ о рыбе Байкала, расскажет…….

- В водах Байкала живут разные рыбы: омуль, хариус, сиг, голомянка.

Эта рыба наиболее популярна на Байкале. Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру.

Дополнение воспитателя  При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. А знаете почему омуль уходит в реки на нерест? Нерест- это процесс размножения рыбы. (потому что в реках вода теплее, чем в озере) Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.

 Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.

Дополнение воспитателя: Осетровые – древние по происхождению рыбы, дожившие до наших дней. Своего расцвета они достигли 100 – 200 млн. лет назад, когда по земле ещё бродили динозавры. Осетровые – костно-хрящевые рыбы, сочетающие в себе свойства как ещё более древних акул и скатов, так и современных костистых рыб. Позвоночника у них нет, вместо него в основе скелета – гибкая хорда. Тело осетровых покрыто крупной ромбовидной чешуёй.  Рот, расположенной на нижней стороне головы, - беззубой (зубы есть только у мальков, да и те быстро исчезают). У осетровых в отличие от акул и скатов имеется хорошо развитый плавательный пузырь.

Щука – это хищница. Чтобы поймать свою добычу, она прячется в зарослях подводных растений, и затаившись там, неподвижно поджидает неосторожную рыбешку. Увидев подходящую жертву, щука резко бросается на нее, хватает своими острыми зубам и заглатывает целиком.

Дополнение воспитателя: Щуки имеют хороший аппетит, они легко проглатывают рыб, размер которых достигает половины ее собственной длины. Чаще всего добычей щуки становятся окуни, пескари, ерши, плотва, подлещик и другие рыбы. Голодная щука может проглотить и другую щуку меньшего, чем она размера. Эти хищные прожорливые рыбы могут охотиться и на других водных обитателей – лягушек, раков и даже утят и взрослых уток, а при случае могут схватить крысу, белку или мышь, переплывающих водоем.

-Какие интересные звери живут в лесах Байкала? Расскажет нам …..

Баргузиский соболь. Соболь — ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей. У соболя гибкое сильное тело, небольшой пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки .У его очень ценный мех.

Медведь- На Байкале распространен один из самых крупных подвидов этого вида – сибирский бурый медведь. Он хорошо плавает, лазает по деревьям. оги у его олстые, голова массивная. Цвет шерсти коричневый Любит питаться рыбой, а так же ягодами.

Красный волк- видно, что своим внешним видом, он, скорее, походит на лису, чем на волка. Это оправдано, так как окрас  – ярко рыжий, как у лисы. Это стайное животное. Охотится красный волк только в группе. Его роль в стае определяется размером и поведением. Вожаком красных волков становятся крупный самец.

Северный олень-  он питается травой, ягилем, ягодами и грибами. У него большие и красивые рога, длинный мех, сохраняет от холода, широкие копыта. Олень любит странствовать. Каждый год олень сбрасывает рога, а потом они отрастают снова.

Кабарга- это олень, о у его нет рогов, а есть клыки. Питается лишайником, травой, листьями. Кабарга быстро запутывает следы и старается убежать а более скалистую местность.

В: А кто же в озере еще живет, какой зверек? (ответы).

-Что интересного мы знаем о нерпе? Расскажет ……

Байкальская Нерпа живёт только в озере Байкал, в пресной воде.

 У нерпы есть ласты и хвост.

У нерпы рождаются детёныши-бельки. Бельки меняют свою шубку на серебристо серую, когда подрастут.  Бельки питаются молоком матери, а когда подрастут, то рыбой.  Нерпа спит в воде. Живет она более 60 лет.

Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

В: - Почему нерпа толстая?

Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде. Рождает нерпа детенышей по одному и редко по два.

-Можно дополнять выступающего.

В .-Что такое продух? Нерпа делает лунки для того, чтобы дышать кислородом.

Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.

Давайте просмотрим небольшое видео.

Физ.минутка.

Воспитатель: Мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем.

У нас будут острова (обручи, на которых будет нерпа отдыхать.

Проводится игра «Нерпа плавает, ныряет и нерпа на лежбище».

(По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (обручи). Во время игры включаем  с запись мелодии и звуков шума морских волн и крика чаек.

Воспитатель: ребята, озеро Байкал – это жемчужина планеты Земля. Это колодец с пресной водой. Что значит пресная вода?(вода, которую можно пить). Озеро Байкал наполняют более 300 рек, ручьев, родников. Все они несут пресную чистую воду, необходимую для жизни обитателей Байкала. Послушайте рассказ об одном роднике, который впадает в Байкал

С давних пор на земле, недалеко от Байкала жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев, наполнял воды Байкала. Люди очень любили родник, летом он мог утолить жажду, зимой наполнить ведра студеной водой. Животные тоже приходили утолить жажду. Всем приносил пользу родник. Как-то раз дружная компания присела отдохнуть около родника. Напившись воды, наевшись еды они пошли дальше. После себя путники оставили очень много мусора, железных банок, наломанных веток. Весь этот мусор попал в родник. 

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, банками. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. И его вода становилась все грязнее и грязнее. И вот грязная вода попала в озеро Байкал.

В:-Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? Ответы и рассуждения детей. (обитателям стало плохо, рыба начала погибать; вода стала грязной).

- Как вы думаете, может ли в такой воде размножаться рыба? И приятно ли будет нам отдыхать на таком берегу Байкала?( ответы).

-А что же надо сделать, чтобы грязная вода не попадала в Байкал?(ответы).

-Какие правила поведения в природе вы знаете? (ответы детей).

В: -Ну, вот видишь, нерпа как ребята наши много знают о Байкале. Тебе пора возвращаться к себе домой, а чтобы тебе было веселее, наши ребята  сейчас слепят маленьких нерпочек. ( практическая работа).

Итог: - ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (ответы).

Давайте попрощаемся с нерпой.

Нерпа- (До свидания ребята, приезжайте в гости.)-голос.

нам нужно сохранять богатства нашей страны, нашего озера.

В заключении мы прослушаем стихотворение  от Ани Ш.

Нужен Байкал тебе и мне,

Нужен чистый воздух на заре,

Птичий гомон, и синева рек,

Солнце, дождик и белый снег

Давайте будем его беречь,

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой,

Наш добрый батюшка,

 Байкал дорогой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»

Занятие  составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации  выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...

«Прогулка по берегу Байкала» - конспект образовательной деятельности на развитие волевой сферы дошкольников. Педагог-психолог Миникаева наталья Анатольевна

Цель: развитие эмоционально волевой сферы»Задачи: 1.Развивать умение узнавать, различать, анализировать основные эмоции радости, грусти, злости, удивления.2. Формировать умение адекватно проявля...

Ланирование образовательной деятельности в подготовительной группе "Ветры Байкала"

Материал поможет воспитателям, провильно спланировать день при такой тяжёлой теме "Ветры байкала"...

Совместная образовательная деятельность. Рисование в старшей группе. "Байкал"

Мы живем у Байкала и можем любоваться его красотой в разное время года, в разную погоду. После летних каникул представления и впечатления детей о отдыхе на озере очень яркие, поэтому рисование ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Путешествие в подводное царство Байкала».

Тема:«Путешествие в подводное царство Байкала»Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской  деятельности, в процессе знакомства со свойствами воды озера Байкал.О...

Конспект организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы. Чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды для детей подготовительного возраста.

Познакомить  детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведения, осмысливать характеры и поступки персонажей; обратить внимание на язы...