Конспект открытого интегрированного занятия ОО «Познавательное развитие» в старшей разновозрастной группе Тема: «Знакомство с воздухом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бардасова Татьяна Ивановна

Цель: Развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: воздух прозрачный, бесцветный, невидим, лёгкий, но имеет вес, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через

элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать

свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, позитивное отношение к природе, желание

исследовать мир всеми доступными способами.

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое

развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предварительная работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- беседа «Живая и неживая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии, рассматривание иллюстраций «Как сохранить воздух чистым», чтение стихотворений, загадок о воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno.odt27.87 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
  2.  «Чиршкасинская ООШ имени Л.В.Пучкова»

Конспект открытого интегрированного занятия ОО «Познавательное развитие» в старшей разновозрастной группе

Тема: «Знакомство с воздухом»

Разработала и провела:

воспитатель Бардасова Татьяна Ивановна.

д. Чиршкасы

  1. Конспект открытого интегрированного занятия ОО «Познавательное развитие» в старшей разновозрастной группе
  2. Тема: «Знакомство с воздухом»


Цель: Развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: воздух прозрачный, бесцветный, невидим, лёгкий, но имеет вес, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через

элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать

свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, позитивное отношение к природе, желание

исследовать мир всеми доступными способами.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое

развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предварительная работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- беседа «Живая и неживая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии, рассматривание иллюстраций «Как сохранить воздух чистым», чтение стихотворений, загадок о воздухе.

Оборудование (для опытов):

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- ёмкости для воды, стаканы, коктейльные трубочки (по количеству детей);

- чистые листы бумаги (по количеству детей), гуашь;

- веера (по количеству детей);

- воздушные шары, мнемотаблицы;

- банки с апельсином, кофе, пустая;

- аудиозапись «Звуки природы» (ветер).

Индивидуальная работа:

- следить  за речью детей, добиваться полных ответов;

- оказывать помощь при ответах на вопросы;

- помогать детям во время выполнения практической работы и в ходе экспериментирования.

Методические приемы:

- Проблемная ситуация: Помочь Незнайке разгадать загадку и открыть тайну шаров.

- Динамическая пауза;

- Беседа с детьми «Для чего нужен воздух?»;

- Упражнение «Задержка дыхания»;

- Рассказ воспитателя «Роль воздуха в жизни человека»;

- Игры и опыты с воздухом (технология исследовательской деятельности - ТРИЗ);

- Физкультминутка «Непоседа - ветер»;

- Фокус «Перевернутый стакан»;

- Аудиозапись «Вой ветра»;

- Игровое упражнение «Дуем в колпачки»;

- Игра «Что, где лежит?»;

- Физкультминутка «Воздух-невидимка»;

- Рисование методом кляксографии;

- Работа с мнемотаблицей;

- Анализ занятия.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

(Приветствие детей). Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться ни лень

Всем «привет» и «добрый день»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

—ДОБРОЕ УТРО!!!

Ребята, сегодня рано утром, когда я шла в детский сад, на калитке нашла письмо от Незнайки. В конверте было 7 шаров и вот это письмо. Давайте мы с вами его прочтем.

Письмо: «Дорогие ребята! Я, Незнайка, не могу разгадать загадку и прошу Вас помочь мне. Отгадав загадку и узнав все про этот предмет, вы можете разгадать тайну этих шаров.  Надеюсь на вашу помощь и жду скорейшего ответа.

                                                                                                         Незнайка».

Читаю:

«Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас».

Воспитатель: - Что это?

Дети: - Это воздух.

Воспитатель: - А для чего же он нужен?

Дети:- Что бы дышать!

Воспитатель: - А как вы думаете мы можем долго не дышать?

Воспитатель: - А это мы сейчас и проверим. Зажмите нос пальцами и задержите дыхание, я буду считать.

Если трудно станет дышать, то пальцы сразу надо убрать от носа.

(Дети по очереди убирают пальцы от носа).

Воспитатель: - Я совсем не могу без воздуха. А вы?

Воспитатель: - Видите, как трудно без воздуха. Знаете ли вы, что без еды человек может прожить 10 дней и даже 20, без воды 2-3 дня, а без воздуха мы не можем прожить и одной минуты. О жизненно-важном говорят: «Необходим как воздух»

Воспитатель: - Интересно, а кому еще нужен воздух? Да, вы правы. Воздух необходим человеку, животным, растениям – все дышат воздухом. Спускаясь в глубины морей, или улетая в космос, человек берёт с собой баллоны с воздухом, и он помогает им дышать далеко от земли.  

Воспитатель : И вообще, какой он воздух и как его обнаружить….

Воспитатель: Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам посетить нашу научную лабораторию «Почемучки».

Воспитатель: - Лаборатория - это место где проводят опыты.

А я теперь не просто воспитатель, а учёный - человек, который работает в лаборатории.

Одеваем шапочки учёных…

Теперь, ребята, вы - мои помощники.

Прежде чем мы туда зайдём, я вам расскажу о правилах поведения в научной лаборатории. Здесь нельзя бегать, толкаться, трогать приборы без разрешения, чтобы ничего не разбилось, не пролилось, не сломалось.

 Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. А чтобы

попасть туда, нужно произнести волшебные слова: « Раз, два, три –

повернись, в лаборатории - очутись! (Дети произносят слова, затем идут к

столам) Вот мы и попали с вами в лабораторию. Итак, начинаем.

Опыт № 1.

У меня в руке стакан. Как вы думаете, он пуст? На дно стакана я закреплю бумажку. Если я опущу стакан в воду, бумажка намокнет? Я переворачиваю стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду (стакан держать прямо). Вынимаю. Намокла бумажка? Бумажка осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан.

Опыт № 2.

Воспитатель: - Ребята, а в группе есть воздух?

Дети: - Да. Мы дышим.

Воспитатель: - Посмотрите, что это лежит на столе?

Дети: - Мешочек.

Воспитатель: Посмотрите сквозь пакет. Какой он?

Дети: - Прозрачный.

Воспитатель: - Спрячу мешочек в руку. Есть в нем воздух? Как вы определили?

Дети: - Воздуха нет, иначе он не поместился бы в руке.

Воспитатель: - А давайте сейчас поймаем воздух, чтобы убедиться, что он правда здесь есть. Ловим. Я поймала полный мешочек воздуха. А теперь вы видите меня? (снова смотрим сквозь мешочек).

- Какой он, воздух?

Дети: - Он прозрачный.

Воспитатель: - Верно, поэтому мы и видим друг друга (закручивает пакет и подкидывает его). Что напоминает вам пакетик с воздухом?

Дети: - Воздушный шарик.

Воспитатель: - Закрутите пакетик и подкиньте его. Какой он?

Дети:- Легкий.

Воспитатель: - Значит, что мы можем сказать о воздухе, какой он?

Дети: - Легкий, прозрачный.

Воспитатель: - А теперь попробуйте поймать воздух кулачком. Поймали или нет, как определить.

Дети: - Не поймали, кулак сжат.

Воспитатель: - В кулачках есть дырочки, через которые воздух убегает.

Воспитатель: - Выходит, что воздух нельзя потрогать, но можно поймать.

Воспитатель: - А как выдумаете, воздух можно почувствовать?

Возьмите острые палочки и проткните пакет. А теперь поднесите пакет дырочкой к лицу. Чувствуете? Воздух вырывается наружу, в пакете ему тесно. Этот опыт доказывает, что воздух можно почувствовать

А, как вы думаете ,   еще как мы сможем почувствовать воздух?

Ответы.

Помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

Ответы

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать

воздух?

Можно подуть себе на руку.

Опять дует ветерок

Имеет ли воздух форму?

Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка)

Что находится внутри этих предметов? (воздух)

Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)

Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Физкультминутка

Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)

Знает все на свете.

Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква

Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу

Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями) Кар – кар – кар

Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.

Вот мы и отдохнули, а сейчас я предлагаю пройти в нашу лабораторию и

продолжить изучать свойства воздуха.

Опыт №3

Воспитатель: - А теперь я покажу вам что-то очень интересное и удивительное. Идём к следующему столу.

- Я беру стакан с водой, закрываю его листом картона, переворачиваю, что произойдет, если я уберу руку, которой держу листок?

Дети: - Вода выльется.

Воспитатель: - Убираю. Лист как будто приклеялся, вода не вытекла. Как вы считаете, почему вода не пролилась?

Дети размышляют и предполагают.

Воспитатель: - Оказывается, что воздух не только легкий, но он еще и сильный. Потому он держит листок. Вечером, дома, покажите этот фокус родителям. Вот они удивятся!

Опыт № 4

Воспитатель:- Ребята, а как вы думаете, внутри нас есть воздух? А давайте проверим.

Дуем трубочкой в стакан, выходят пузырьки воздуха. Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была? Значит, пузырьки- это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.

Опыт №5

Воспитатель: - Ребята, мы выяснили, что воздух можно почувствовать, а вот услышать его можно? Прислушайтесь…. (Звучит запись "Вой ветра")

Ответы детей.

Воспитатель: Да, воздух звучит, когда быстро перемещается. А хотите сами воспроизвести звук ветра?

Дети: Да!

Воспитатель: - Если взять колпачок от фломастера, пустую бутылку и подуть в них… Давайте попробуем, что будет.

Дети дуют в колпачки от фломастеров.

Воспитатель: - Похож звук на вой ветра?

Дети: Да, похож!

Воспитатель: - Только тихий ветерок у нас получился. А может гости нам помогут и вместе у нас громче получится.

Гости помогают, дуют в колпачки.

Воспитатель: - Посмотрите, прям концерт получился!

Всем спасибо! Давайте похлопаем друг другу.

Ну, что, ребята, можно услышать воздух?

Когда мы слышим свист или вой ветра, это воздух летает очень быстро.

Ветер - это движение воздуха.

Где мы с вами можем увидеть движение воздуха? (Качаются деревья, бегут

облака, листья летят, метет снег и т.д.)

Опыт №6

На столе стоят три баночки: в одной лежит кофе, во второй - кусочек апельсина, третья баночка пустая.

Воспитатель: - Ребята, а чем воздух пахнет? Принюхиваемся….

У меня для вас есть три одинаковые баночки. Открываем первую, что в ней?

Дети: - Апельсин.

Воспитатель: - Чем пахнет?

Дети: - Апельсином.

Воспитатель: - Во второй?

Дети: - Кофе. И пахнет кофе.

Воспитатель: - А в третьей баночке что?

Дети: - Ничего нет.

Воспитатель: - Точно ничего нет?

Дети: - Воздух!

Воспитатель: - Чем пахнет?

Дети (нюхают): - Ничем.

Убираем из баночек апельсин и кофе и нюхаем снова, запах остался, хотя ничего в баночках кроме воздуха нет.

Выводвоздух ничем не пахнет, но имеет способность перемещать запахи других веществ.

Воспитатель: - Ребята, мы много узнали и выяснили о воздухе: он прозрачный, его можно почувствовать, он сильный, можно его услышать и он не имеет запаха.

А сейчас я вам предлагаю ненадолго покинуть нашу лабораторию и немного размяться.

Физкультминутка.

Воздух-невидимка,

Выходи гулять!

Воздух-невидимка,

Как тебя поймать?

Если быстро-быстро в поле убегу,

Чистого-пречистого воздуха найду!

Если вместе с дедушкой по лесу пойду,

Самого полезного воздуха найду!

Если вместе с папой в горы я пойду,

Самого кристального воздуха найду!

Воспитатель: - Отдохнули немного? А теперь скажите мне, пожалуйста, вы умеете рисовать?

Дети: - Умеем!

Воспитатель: - А чем вы обычно рисуете?

Дети: - Красками, карандашами, фломастерами.

Воспитатель: - А хотите, я вас научу рисовать воздухом?

Дети: - Да! Хотим!  Но для этого нам нужно попасть обратно в

детский сад. Давайте снова произнесем волшебные слова «Раз, два, три –

повернись, в детском саду очутись!»

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем-

Капельки раздуем!

Эта техника называется кляксография.

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём

трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы,

а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные

стороны. Ребята, на что это похоже? Вам нравится?

Когда высохнут ваши работы, вы дорисуете недостающие детали, и мы

устроим выставку ваших рисунков!

(дети рисуют кляксой с помощью трубочки).

Любуемся рисунками, оставляем их сохнуть.

Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемотаблица):

1) воздух – невидимка;

2) воздух не имеет формы;

3) воздух не имеет запаха;

4) воздух не имеет вкуса;

5) воздух не имеет цвета;

6) воздух можно услышать;

7) ветер – движение воздуха.

Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.

Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? (протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы)

А на улице? (поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами).

Воспитатель: - А наше занятие подходит к концу. Мне было очень интересно с вами поработать в нашей лаборатории. Вы молодцы! А тайну волшебных шаров мы вложим в конверт и отправим по почте к Незнайке.

А это вам мой воздушный подарок(Воздушные шары).

Всем большое спасибо! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию и художественному творчеству.

Цель занятия: Закрепление эталона зеленого цвета.Задачи: Образовательные, развивающие, воспитывающие....

Конспект открытого итогового просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой».

Прежде всего это сформировать у детей представления о русской избе. А именно познакомить, что представляет собой русская изба: внутри, снаружи. Также познакомить детей с домашним бытом....

Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Волшебница вода »

Цель: - Формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого.Задачи:1. Образовательная- Формирование целостной картины мира.- Познавательно- исследовательская и ...

Аналитическая справка открытого просмотра интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе

Аналитическая справка по итогам открытого просмотра интегрированного занятия "Такая разная осень"...

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию, развитию речи и рисованию в старшей группе Тема: "Здравствуй, Зимушка-зима"

Цель:- Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, стремления применять на практике имеющиеся знания и умения.Задачи:Образовательные:- обогащать эмоционально-эстетическое восприятие дошк...