Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе (старшая-подготовительная) На тему: «Квест-игра «Ключ от города»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белова Инесса Николаевна

Конспект открытого мероприятия с детьми старшей-подготовительной группы по знакомству с выдающимися людьми Чувашии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_ig.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Курмышский детский сад «Калинушка»

Чебоксарского района Чувашской Республики

Конспект непосредственной образовательной деятельности по

познавательному развитию в разновозрастной группе

 (старшая-подготовительная)

На тему:

«Квест-игра «Ключ от города»

Подготовила:

воспитатель

Белова И.Н.

д. Курмыши, 2022

Цель: формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с выдающимися людьми Чувашии.

Задачи:

Образовательные:

-расширять и закреплять первичные представления детей о выдающихся людях Чувашии (И.Я. Яковлев, К. В. Иванов, Э. Юрьев);

- повышение интереса к изучению родного края;

- расширение кругозора детей.

- прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

-Расширять представления о малой родине.

-Продолжать знакомить с государственными символами Чувашии.

-Рассказать детям о некоторых достопримечательностях города.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к Родине;

- воспитание чувства патриотизма;

- воспитание чувства любви к родной республике, чувство гордости за своих земляков.

Развивающие:

- развитие коммуникативных навыков детей: диалогической и связной речи;

- развитие воображения.

Активизация словаря: выдающиеся люди, просветитель, поэма, городовичок, Шупашкар, река Волга, герб, флаг, гимн, поэт, художник.

Материал:

- интерактивная доска, письмо Городовичка, ключ от ларца, мольберт, презентация «Выдающиеся люди Чувашии», магнитные картинки «Флаги и гербы Республик Поволжья», пазлы «Школьные принадлежности»,  карта-маршрут в электронном виде, сладости.

Предварительная работа:

- Посещение библиотеки.

- Беседа о знаменитых людях Чувашии.

- просмотр презентаций

- чтение стихов и рассказов И.Я. Яковлева и К.Иванова

Ход игры

Здравствуйте, дорогие наши гости!

День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас.

Для умной игры собралась детвора,

Квест начинать нам настала пора.

Воспитатель: Сегодня утром почтальон передал мне письмо. Оно адресовано нашей группе «Золотой ключик». Хотите узнать, что там? (Да) Тогда, почитаем, что же там написано.

Воспитатель: Здравствуйте, дети группы Золотой ключик! Меня зовут Городовичок. Я храню историю целого города Чебоксары, оберегаю его достопримечательности и покой жителей. Я за вами наблюдал и мне понравилось, что вы интересуетесь городом, я хотел вам помочь получше его узнать, приоткрыть его историю, провести по заветным улочкам, да и сладостями попотчевать! Да вот беда приключилась. Потерял я ключ от ларца, в котором тайны о городе свои храню. Чтобы их найти, нужно испытания пройти. Вы готовы мне помочь? Я вам с письмом отправил  маршрутную карту, на которой отмечен порядок прохождения станций и сладости. Очень надеюсь на вашу помощь.

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь  Городовичку найти ключ?

Дети: Да

Воспитатель:  Посмотрите на карту, на ней есть обозначения (обращает внимание на расставленные цифры на карте). Предлагаю отправиться на поиски ключа, с какой цифры мы с вами начнем  (с цифры 1)

Дети вместе с воспитателем рассматривают маршрут. И приходят к выводу, что им нужно начать с цифры 1 и определяют куда им двигаться (вперед, вправо или влево)

Станция 1: «Разминка»

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Назовите столицу России.

- В какой Республике мы живем?

- Назовите столицу Чувашской Республики.

- Как на чувашском языке будет Чебоксары?

- Как называется река, на берегу которой располагается город Чебоксары?

- Каких выдающихся людей вы знаете?

- Как сохраняют память о них?

Воспитатель: Умственную разминку мы с вами провели. Здесь предлагаетсчя еще и физкультурная разминка, чтобы мы с вами могли успешно пройти все другие станции.

Физкультминутка чувашская игра «Нам хорошо!»

Мы в Чувашии живем (руки в стороны)

Есть у каждого свой дом (руки домиком)

Есть работа (кулачек об кулачек)

Есть друзья (хлопаем в ладоши)

Мама (вправо руки разводят)

Папа (влево),

Есть и я (обнимаем себя)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Разминку мы прошли. Двигаемся дальше по карте.

Дети, следуя согласно карте, подходят к 2 станции.

 Станция 2 «Символическая»

Воспитатель: Каждая республика имеет свои символы. А какие это символы? (герб, флаг и гимн). В конверте есть гербы и флаги нескольких республик Поволжья. Вам нужно выбрать герб и флаг нашей Республики и прикрепить на мольберт. (найти флаг и герб Чувашии среди других символов соседних республик).

А что означают цвета на флаге и гербе Чувашской Республики? (слайд 1) На нем изображены Древо Жизни и Мудрости – увенчанное тремя солнцами, означающими народное понятие «Пулна»«Пур»«Пулатпар» («Было»«Есть»«Будет», а также связь трех поколений – молодости, зрелости, старости. Красный цвет символизирует стремление народа к свободе, сохранению традиций, самобытности. Желтый цвет наделен понятием самого красивого цвета. Это цвет солнца, дарующего жизнь всему на Земле. (желтый – цвет солнца, означает: справедливость, милосердие и верность. Красный цвет – могущество, мужество и сила). Всеми этими качествами обладают жители нашей республики. Действительно народ Чувашии мужественный, сильный, трудолюбивый, справедливый и талантливый.

Воспитатель: А кто помнит кто создал герб и флаг Чувашии? (Элли Юрьев). Правильно, молодцы ребята! А где он родился, кто-нибудь помнит? (д. Исаково Красноармейский район). А кем по профессии был Элли Юрьев? (Он был народным художником Чувашии). Кроме герба и флага Чувашии что он еще рисовал? (плакаты, афишы, книги иллюстрировал, делал декорации к спектаклям и тд. Также еще художественно оформил книгу поэму «Нарспи»)

Воспитатель: Имя Э. М. Юрьева присвоено Чебоксарской детской художественной школе № 4, одна из улиц г. Чебоксары носит его имя, земляки из Красноармейского района назвали в честь художника 8 улиц.

Воспитатель: Продолжаем поиски ключа. Куда мы должны дальше двигаться? (смотрят карту и направляются к номеру 3) Станция называется «Книжная». Открываем наш конверт с заданием.

Станция 3 «Книжная»:

Воспитатель: Чтобы узнать о чем здесь пойдет речь, мы узнаем отгадав загадку.

Учит он читать меня
С буквы А до буквы Я,
Он не атлас, не словарь,
Как зовут его?
- Букварь

Воспитатель: Молодцы ребята! О каком выдающемся человеке Чувашии мы будем говорить на этой станции кто может догадаться? (И.Я. Яковлев)

Воспитатель: Ребята, кто такой И.Я. Яковлев? (чувашский просветитель)

Воспитатель: Кто помнит где он родился? (д. Кошки-Новотимбаево Татарская Республика). Молодцы!

Воспитатель: а почему его назвали чувашским просветителем мы сейчас с вами вспомним. Кто помнит притчу про Золотую книгу? (дети рассказывают)

Когда-то давно у  чувашского народа была  книга, которая учила добру, дружбе, трудолюбию.  Прошло время. Нежданно-негаданно напали на чувашский народ злые племена, хотели похитить  самое дорогое, что у них было – Золотую Книгу, но не нашли ее, потому что те, кто охранял эту книгу, положили ее в Золотую шкатулку и зарыли в землю, а сами погибли в бою. Верили наши предки, что родится на чувашской земле богатырь, который разыщет Золотую книгу родного народа и вернет ее людям. И вот нашелся такой человек – это И. Я. Яковлев.

 

Воспитатель: Этим человеком стал Иван Яковлевич Яковлев. А букварь, которую он создал назвали Золотой книгой Чувашии. Он ходил по деревням, собирал по крупицам у чувашских старцев пословицы, поговорки, легенды, притчи, истории. И записывал их в свою книгу, так слово за словом, пополнялась эта книга.

В результате долгих поисков народной мудрости был  создан первый чувашский букварь, благодаря которой чувашский народ научился читать и писать на своем чувашском языке). Потом эта книга много раз переиздавалась и сейчас, когда вы пойдете в первый класс вы будете учиться с этим букварем (показ современного букваря). А кроме букваря какие еще школьные принадлежности вам понадобятся мы сейчас узнаем поиграв в игру.

Игра называется «Школьные принадлежности» (На столе выкладываются картинки школьных принадлежностей, разделенные пополам. Дети должны найти каждый по одной школьной принадлежности).

Воспитатель: Ивана Яковлева любят и помнит наш чувашский народ. В честь него в городе Чебоксары назван проспект, ему поставили памятник, его имя носит педагогический университет, в котором обучаются будущие учителя школ и воспитатели детских садов. Про него написаны много стихов. Таня и Эмилия расскажут нам про него на русском языке.

  1. По широкой Руси нашей матушки,

Колокольный звон разливается.

Иван Яковлевич Яковлев за труды свои прославляется!

  1. Народу ты ученье дал, чувашский просветитель.

Ты все на свете знал – великий наш учитель

  1. Веселые рассказы ты для детей писал.
  2. К добру, еще к ученью в своих рассказах звал.

Воспитатель: В симбирской учительской школе, которую открыл Иван Яковлев учился еще один выдающийся человек Чувашии. А кто он, мы узнаем, пройдя на следующую станцию. Посмотрим на карту, какая станция следующая? (4)

 Станция 4 «Литературная»

Воспитатель: пройдем по карте к следующей станции, а называется она «Литературная».

Воспитатель: Ребята, Кто это? (Константин Иванов, чувашский писатель). Чем он прославился? (автор поэмы «Нарспи», которая известна во всем мире). Хоть и  прожил недолгую жизнь, он успел написать много стихов для детей. Помогал Ивану Яковлеву создавать букварь. Но прославился он поэмой «Нарспи», которую перевели на многие языки народов нашей страны. Наша Таня и Степан знают отрывок из поэмы «Нарспи» про мальчика Сентти и девочку Нарспи.

Стих:

Чипер ача Сентти пур,

Чупса çÿрет урамра.

Кĕвентине утланса,

Ача вылять лашалла.

Воспитатель: В Чебоксарах именем К. Иванова установлены памятники, названа улица, драматический театр. (слайд или фото). В этом театре по поэме «Нарспи» ставят спектакли.

Воспитатель: Сейчас поиграем в чувашскую игру.

Игра «Ларать Ванюк»

Ларать Ванюк. Ларать Ванюк

Шешке темми айенче, шешке темми айенче

Щиеть ванюк, щиеть ванюк

Шешкен сара майарне, шешкен сара майарне

Вахат щитсен тарас пулать

Ятне  терес калас пулать.

Воспитатель: Обратимся к нашей карте. Оказывается мы прошли все станции. А где же наш ключ? А на карте показано где он находится. Дети находят ключ и сладости.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы нашли ключ. А в благодарность Городовичок как и обещал угощает вас сладостями. (вручают)

Воспитатель: Ребята, а как же мы отправим ключ нашему Городовичку? Мы отправим ключ ему по почте. (ложат ключ в конверт)

Воспитатель: Хочу я всех вас похвалить! Все станции мы прошли. Ключ нашли. Что вам больше всего сегодня понравилось? Что нового узнали?

 Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в Чувашской Республике. А значит мы чувашский народ. А чувашский народ он единый, сплоченный народ. А символом единения чувашского народа считается хоровод. В хороводе происходит объединение людей, и их силы, идея радости, разделенной друг с другом. Ни один чувашский праздник не обходился без хоровода. А мы какие? Мы тоже дружные, единые. Значит и мы можем с вами встать в хоровод.

Хороводная песня: (играет музыкант)

Айтар тухар ачасем

Пурте асла урама

Лартар симес йыващсем

Хуран йамра хурама

Пирен ешел йыващсем

Усчер анлан кашласа

Весем щинче кайаксем

Ларчер юра юрласа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок»   Задачи: -закрепить полученные знания детей об ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа на тему «Наши мамы».Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»

Конспект представляет собой беседу  на тему «Наши мамы», а также чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста на тему «Репка».

Конспект  непосредственно- образовательной  деятельности   по   развитию  речи  в  группе  раннего  возраста   на  тему  «Реп...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему «Наши верные друзья»

Цель:  1) развитие навыков  произношения  простых  словосочетаний;                                 ...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во 2-ой младшей группе. Тема: Звуковая культура речи. Развивающая игра: «Мама пироги печет» (под музыку).

КонспектНепосредственно образовательной деятельности по развитию речи во 2-ой младшей группе                              ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на развитие навыков звукового анализа, фонематического слуха на тему «Звуки К и Кь гуляют по зимнему городу»

В плане-конспекте описана работа на развитие фонематического слуха: различение твердого и мягкого звков К и Кь...