Перспективное планирование по экологии . подготовительная группа
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Качаева Оксана Сергеевна

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Дата

Тема

Программное содержание

Содержание деятельности

СЕНТЯБРЬ

05.09.-09.09

«Беседа о лете»

 Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках; закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых; учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

занятие №1 стр. 30

12.09-16.09

Мир растений

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху; убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями; воспитывать эстетические чувства.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений.
2. Чтение рассказа "Зелёные страницы".

3. Беседа «Растение как живое существо» (Воронкевич, 224)

4. Д/игры: "Собери букет",

"Узнай растение".

5. Рисование "Поляна цветов".

6. Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение".

19.09-23.09

«Человек – часть природы»

сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой. Показать, что природа влияет на человека, а человек – на природу.

1.Чтение Л.Дайнеко «Вот на земле огромный дом…» С.Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц…»

2.Игры: «Кто я?», «Садовник», «Кто как на свет появился?»

«Части тела»

3. Беседа о живой и неживой природе

Беседа «Кто такой человек».

26.09-30.09

Беседа «Планета Земля в опасности»

Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Большая часть земного шага покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди; на планете Земля обитает много живых существ; планета сейчас в опасности: вода, почва, воздух стали грязными; что нужно делать чтобы спасти планету.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

занятие №3 стр. 36

ОКТЯБРЬ

03.10-07.10  

«Природа-чудесница»

Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию; с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.

Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников»  (с. 150)

10.10-14.10  

«Дары Земли – матушки и Осени – красавицы»

Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия ( у злаков). Познакомить с технологиями заготовки плодов на зиму;изготовления хлеба

1.Чтение: Ю.Тувим «Овощи», Я.Тайц «Послушный дождик», Э.Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок», А.Амосов «Андрюха»

Н.Некрасов «Славная осень»

А.Марков «Осень», Л.Толс-

той «Косточка», «Мужик и огурцы», «Колосок» укр.сказка. Д.Тихомирова «Два колоска»

2.Игры: Дид. «Кузовок», «Вершки и корешки», «Откуда хлеб пришел?»,

Хороводная игра «Жнец»

3. Беседа «Путешествие колоска»

Беседа «Могут ли овощи принести вред нашему здо-

ровью?»

17.10-21.10  

«Беседа об осени»

Обобщать и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

занятие №12 стр. 66

24.10-28.10  

«Перелетные птицы»

Расширять представления о перелетных птицах. Развивать логическое мышление – формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Знакомить с народными приметами. Воспитывать чувство сопричастности с окружающей природой.

1.Чтение: В.Бианки «Синичкин календарь»,

И.Крылов «Кукушка и петух», Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

2. Беседа «Крылатые помощники»,

Беседа «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране».

НОЯБРЬ

31.10-04.11  

«Наш город. Мой родной край.»

Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; показать. какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям

БондаренкоТ.М.«Комплексные занятия в детском саду» (с.395)

Альбом "Моя малая Родина - г. Шарыпово"

https://infourok.ru/albom-moya-malaya-rodina-g-sharypovo-4578901.html

07.11-11.11  

«Шарыпово-край голубых озер»

Расширять знания ребенка о природе, озерах города Шарыпово.

https://yandex.ru/video/preview/?text=видео+озера+шарып

ово&path=wizard&parent-reqid=1636342786553454-

7908300973457316484-vla1-4615-vla-l7-balancer-8080-

BAL-8548&wiz_type=vital&filmId=10089586462351677918&url

=http%3A%2F%2Fvk.com%2Fvideo45203401_456239038

14.11-18.11  

«Кто такой человек»

  Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки; показать, что человек больше всего относится к группе зверей; рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы; воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Воронкевич.О.А.«Добро пожаловать в экологию!»  (с.263)

БондаренкоТ.М.«Комплексные занятия в детском саду»   (с.361)

21.11-25.11  

«Животные жарких стран»

Расширять и углублять представление детей о диких животных; расширять и систематизировать представления детей об умении животных  приспосабливаться к среде обитания.

ООД « Знакомство с животными жарких и холодных стран» (Воронкевич, 228)

2. Чтение Б.Заходер «Слон», «Страус»

3. Беседа «Интересные факты о животных жарких стран»

ДЕКАБРЬ

28.11-02.12

«Зимушка – зима»

Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Обогащать и активизировать словарь; развивать умение подбирать образные выражения к описанию зимней природы.

1.Чтение: С.Маршак «Сыплет,сыплет снег охапками…», «Двенадцать месяцев», Т.А.Шорыгина «Зимний лес», «Зима», «Когда дубраве лучше живётся»,А.Пушкин «Зимний вечер»

2. Беседа «Зимние приметы».

05.12-09.12  

«Покормите птиц зимой……»

«Волк и лиса – лесные хищники»

Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время; формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость; упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.

Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию!» (с.200)

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

занятие №3 стр. 76

12.12-16.12

«Русский лес. Этажи леса»

Закреплять знания детей о понятии «лес»; знакомить с разновидностями лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, лесных ягодах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Дать понятие «этажи леса».

Т.А.Шорыгина «Прогулка в лес», «Лесные этажи», «В чаще бора», «Берендеево царство», «Сосновые леса», «Зимний ельник», «Лиственница», «Кедровые орешки», О.Дмитриев «Что такое лес».

Дид. игры «Что где растёт?», «С чьей ветки детки?»,

19.12-23.12

«Русский лес. Жители различных этажей леса».

Закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы; определять их приспособленческие особенности к лесной жизни, выстраивать пищевые цепочки; объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых и т.д. Поощрять в детях познава-тельную активность.

Г.Снегирёв «Про птиц», Н.Сладков «Еловая каша» В.Зотов «Клест», «Кедровка», «Глухарь», Г.Ладонщиков «Что мы видели в лесу», Т.А.Шорыгина «Рябина», В.Бианки «Купание мед-вежат», И.Крылов «Стре-коза и муравей»

Дид. игры «Отгадай мой домик», «Кто как зимует», «Перелет-ные-зимующие», «Чей хвост», “Что будет, если…», составление пищевых цепочек.

Под.игра «Лесорубы»

Беседа «Как животные приспособились к зиме».

26.12-30.12

«Солнце – источник тепла и света»

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; развивать умения мыслить рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе.

Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников»  (с. 131)

ЯНВАРЬ

09.01-13.01

«Растительный и животный мир тундры»

Дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), животном мире, научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений (низкорослые, имеют мелкие листья); активизировать и пополнять словарь; способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы.

Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» стр. 98»

16.01-20.01

«Дары леса»

Дать детям представление о Красной книге, раскрыть ее сущность. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду» (с.358)

23.01-27.01  

«Стекло и металл.»

 

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость); способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

1. Опыт со стеклом, металлом.
2. Сравнение предметов.
3. Д/ игра "Из чего сделан предмет".
4. Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов.

ФЕВРАЛЬ

30.01-03-02

«Бумага, древесина, ткань»

 

 Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами.Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

1. Оригами из бумаги.
2. Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов.
3. Беседа
4. Опыт с бумагой, древесиной.

06.02-10.02

«Путешествие капельки»

Формировать представления детей о круговороте воды в природе; развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде

Воронкевич О.А. .«Добро пожаловать в экологию!»  

13.02-17.02  

«Я живу без докторов…»

Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни; познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека.

Воронкевич О.А. .«Добро пожаловать в экологию!»   (с.229)
Ветрова В.В. «Букварь здоровья»

20.02-22.02

«Домашние и декоративные птицы»

Расширять знания и представления детей о домашних и декоративных птицах; развивать воображение и фантазию; обогащать словарный запас, умение сравнивать, анализировать и делать обобщения. Воспитывать внимательное отношение к природе, умение глубоко чувствовать её красоту.

Т.А.Шорыгина «Мурзик, иди сюда!», «Песенка о попугае», «Розовый какаду», «Певунья-канарейка», «Почтовая голубка», «Кривая уточка», «Цыплёнок Чик и кот Федот», «Чёрный петух»(легенда), О.Донченко «Петрусь и золотое яичко»

Дид.игры «Зоологическое лото», «Летает-не летает», «Что напутал художник»,«Рыба, птица, зверь»

Беседы о домашних и декоративных птицах

МАРТ

27.02-03.03

«Зима недаром злится...»

Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»  (с.234)

06.03-10.03

 «Как поссорились март и февраль»

Продолжать формировать представления детей о марте, как месяце пробуждения природы.  Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков.Закрепить знание о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21матрта день равен ночи). Дать знания о жизни животных и птиц. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте.

Воронкевич О.А. .«Добро пожаловать в экологию!»  

13.03-17.03

«Обитатели водоемов»

Расширить представления о мноообразии неживой природы:  реки и их характерные признаки, возникновение рек. Закрепить знания о обитателях водоемов. Закреплять представления о водных просторах и средствах передвижения по воде.

 Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» стр. 110

Беседа «Кто такие рыбы?», «Правила поведения на воде», «Кто живёт в морях и океанах?». Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река» (Воронкевич, 204)«Кто живет в реке и озере?» (Воронкевич, 211)

Д/и: «Найди одинаковых рыбок».

Просмотр презентации «Вода и её обитатели»

Игра малой подвижности «Кто плавает?»

Чтение В. Бианки «Где раки зимуют», рнс «По щучьему велению», С. Сахарнов «Кто в море живёт?»

20.03-24.03

«Весенние заботы птиц»

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.  Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд), как заботятся о птенцах. Формировать гуманное отношение к птицам.

Воронкевич О.А. .«Добро пожаловать в экологию!»  

27.03-31.03

Рассказ воспитателя о многообразии насекомых.

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых. Учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы), местам обитания (наземные, водные), способу передвижения (летающие, прыгающие, ползающие, плавающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия в детском саду» (с.311)

Гризик Т.И. «Познаю мир»

АПРЕЛЬ

03.04-07.04

 «Загадки природы»

Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня).

Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

Воронкевич О.А. .«Добро пожаловать в экологию!»  

10.04-14.04  

«Космос. Вселенная. Звёзды.»

Уточнять и расширять представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение. Воспитывать уважение к труду космонавтов.

А.Шмыгина «Космонавты», А.Митяев «12 апреля. День космонавтики», В.Бороздин «Первый в космосе»,», Т.А.Шорыгина «Волшебник с планеты Омега»

Рассказ воспитателя о вращении Земли.Рассказ о звёздах и созвездиях.Опыт «Звёзды светят постоянно» «Спутник Земли – Луна»

Дид.игры: «Солнце и планеты», «Кто знает, тот отвечает»,

17.04-21.04

«Чем мы дышим?»

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию; развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 120)

Морозова Н.Г. «Формирование познавательных интересов у детей»

24.04-28.04

«Хозяин леса!»

Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе; продолжать способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, воспитывать желание беречь природу родного края.

Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия в детском саду» (с.358)

Сепеев Г.А.

МАЙ

02.05-05.05

«Весенний лес»

Вызвать у детей интерес к природе родного края и всему тому, что нас окружает . Формировать  желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников»  (с. 214)

Уланова Л.И. «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

10.05-15.05

«Сады в цвету»

Уточнить и расширить знания детей о экосистеме создаваемой руками человека – сад. Закрепить названия садовых деревьев; развиить логическое мышление, умение строить причинно-следственные связи. Познакомить с понятием «виноградник». Обогащать словарь детей. Воспитывать активную любознательность, любовь к природе.

З.Александрова «Белая черёмуха»,

С.Есенин «Черёмуха»,

Л.Толстой «Яблони», «Мудрый старик»,

А.Плещеев «Мой садик»,

Беседа «Куда отправляются созревшие фрукты»,

Беседа «Откуда взялось яблочко?».

16.05-31.05

Итоговая беседа «Весна»

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда; вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия в детском саду» (с.405)

Морозова Н.Г. «Формирование познавательных интересов у детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование на год, подготовительная группа.

МесяцЦельТемы занятий с детьмиФорма организацииПредварительная работаоктябрьЗакрепить навыки работы с бумагой.Учить пользоваться конструтивной картойПознакомить с условными обозначениямиВорона - зевак...

Перспективное планирование аппликации в подготовительной группе детского сада.

Перспективное планирование аппликации в соответствии с лексическими темами в подготовительной группе детского сада....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование области здоровье подготовительная группа.

Перспективное планирование области здоровье с элементами валеологии для работы с детьми в подготовительной  группе компенсирующей направленности с ЗПР. ...

Перспективное планирование по экологии. Старшая группа.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически ...