Конспект НОД "Для кого яблоко дом?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Иванова Людмила Геннадьевна

Обобщение имеющихся у детей представлений о яблоке, как фрукте и развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через изучение цикла развития яблони. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_23.docx85.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение д /с «Золотая рыбка»

Познавательно-исследовательская деятельность

с детьми средней группы

на основе технологии проблемного обучения (ТПО)

«Для кого яблоко дом?»

 

C:\Users\Admin\Desktop\жизненный-цикл-яблони.jpg

                                                   

                     

                                                  Подготовила Иванова Людмила Геннадьевна,

                                воспитатель высшей квалификационной категории

 

с. Печерск, 2023г.

Цель: обобщение имеющихся у детей представлений о яблоке, как фрукте и развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через изучение цикла развития яблони. 

Задачи:
Образовательная:
- активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о семенах, строении деревьев;

- учить проводить обследование природного объекта.
Развивающая:

- развивать умение устанавливать простейшие связи;
- развивать наблюдательность, внимание, умение логически рассуждать.

Воспитательная:

- воспитывать осознанное ценностное отношение к растениям, интерес к исследованию природного объекта (яблони).

Материалы: половинки яблок, схема частей дерева, карточки роста яблони (семечко, молодой побег, деревце, цветущее дерево, дерево с яблоками) на каждого ребенка и комплект для демонстрации на доске, лепбук «Чудо – фрукт».


Ход НОД:

I этап – постановка проблемы.

Воспитатель: Ребята, сегодня нам на электронную почту пришло необычное сообщение: рисунок яблока с подписью «это мой дом». (Воспитатель показывает яблоко с подписью).

 Ребята, вы не знаете, может ли быть яблоко для кого-то домом? (Выслушиваем ответы детей. Фиксируем внимание детей на обнаружении противоречий).

Воспитатель: Вы хотите узнать для кого яблоко – дом? (ответ детей)

II этап – актуализация знаний.

Воспитатель: Вспомним, что такое яблоко?
Дети: Это фрукт.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они растут на яблоне.
Воспитатель: Что такое яблоня?
Дети: Яблоня – это дерево.
Воспитатель: Какие части есть у яблони как у всех деревьев?
Дети: Корень, ствол, ветки, листья, цветы.
Воспитатель: Из какой же части яблони образуется яблочко?
Дети: Из цветка.
Воспитатель: Если хорошо цветет яблоня весной, много и яблок будет осенью. Так для кого же яблоко может быть домом? (Если дети испытывают затруднение, воспитатель задает наводящие вопросы.)
Воспитатель:
 Иногда, взяв яблоко в руки, мы видим, что оно не целое, а в нем есть «дверь», через которую кто-то заполз. Кто это?
Дети: Червяк, гусеница.
Воспитатель: Ребята, а червячок всегда в яблоке-домике живет?
Дети: Червячок заползает в яблоко для того, чтобы поесть, а потом выползает из него.
Воспитатель: Значит, червячок скорее гость, чем жилец яблока.

III этап – выдвижение гипотез, предположений.

Воспитатель: Подумаем, есть ли в яблоке постоянный «жилец»? Будем рассуждать вместе. Рассмотрим наши половинки яблок. Из чего состоит яблоко?
Дети: Кожура или кожица, мякоть, семена.
Воспитатель: Значит, внутри яблока, как в домике находятся…
Дети: Семена.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают семена внутри яблока-дома?
Дети: Растут и созревают.

Физкультминутка

Яблоня в моем саду

Гнется низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснет.

IV этап – проверка решения.

Воспитатель: Проверим, нашу мысль о том, что яблоко – это домик для семян, где они созревают и растут.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть половинки яблок.
Воспитатель: Что вы видите внутри яблока?
Дети: Мы видим внутри мякоть и семена.
Воспитатель: Рассмотрим семена. Обратите внимание, где находятся семена?
Дети: Семена находятся в твердых пластинках.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужны эти твердые пластинки?
Дети: Защищают от повреждений.
Воспитатель: Расскажите, какие семена по цвету, по форме, величине?
 (Дети описывают семена.)
Воспитатель:
 О чем говорит белый (темный) цвет семени?
(Если дети испытывают затруднения с ответом, воспитатель дает возможность продегустировать яблоки с разным цветом семян и определить их зрелость).
Дети:
 Цвет семени говорит о том, зрелое яблоко или нет.
Воспитатель: Ребята, значит, семена растут и созревают в яблоке. Теперь мы можем сказать, что яблоко – это дом для…
Дети: Семян.
Воспитатель: Значит, наша мысль о том, что в яблоке, как в доме живут семена оказалась …
Дети: Верна.

V этап – введение в систему знаний.

Воспитатель: Ребята, интересно, как себя чувствуют семена в таком доме-яблоке?
Дети: Семенам там очень хорошо: яблоко оберегает их от ветра, дождя, холода.  Дети с помощью воспитателя формулируют вывод.
Дети: Яблоко – это дом для семян, потому что оно в нем растет, и яблоко его оберегает.
        Воспитатель предлагает разложить по порядку карточки роста яблони (семечко, молодой побег, деревце, цветущее дерево, дерево с яблоками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект №4 "Зимние яблоки"

Конспект игрового занятия с детьми раннего возраста. Знакомство со снегирем. Развитие образных ассоциаций....

Конспект ООД "Кого разбудил петушок"

Конспект игровой деятельности "Кого разбудил петушок" с элементами музыкального развития для детей раннего возраста...

Конспект НОД "Собери яблоки в корзину"

Занятие по аппликации в средней группе...

Конспект занятия "Мешок яблок"

Слушание и пересказ сказки В.Сутеева «Мешок яблок» (с элементами драматизации)...

Конспект занятия: "Какие яблоки полезны"

Конспект в области познания Тема: "Какие яблоки полезны"....

Конспект занятия "Кого мы встретили в лесу?"

Занятие для 1 младшей группы на развитие речи....

Конспект НОД "Кого мы встретили в лесу?"

Материал предназначен для изучения детьми животных, их названия, отличительных признаков....