Проект "Цветы и травы нашего детского сада"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Лагуткина Марина Александровна

Стандартно дети дошкольного возраста знают два-три растения, которые растут у нас под ногами, на которые мы наступаем каждый день, не задумываясь, зачем же их создала природа.

Актуальность темы.

Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvety_i_trava.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 «Солнышко»

 г. Ершова Саратовской области»

Экологический проект

«Цветы и травы нашего детского сада»

(средняя группа)

Автор:

Лагуткина М.А.

2022 год

Введение

Проблема: Стандартно дети дошкольного возраста знают два-три растения, которые растут у нас под ногами, на которые мы наступаем каждый день, не задумываясь, зачем же их создала природа.

Актуальность темы.

Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

Тип проекта – познавательно – исследовательский, краткосрочный

Время проведения: (2 месяца) июль-август

Участники проекта – воспитатели, дети средней группы, родители.

Цель проекта:

Для детей – знакомство с многообразием дикорастущих цветов и трав на территории детского сада.

Для воспитателей – формирование представлений о значимости растениий «у нас под ногами» для всего живого на планете через знакомство с миром дикорастущих трав и цветов.

Задачи проекта:

Для детей

1. Узнать названия растений, место их произрастания, полезные или вредные для человека или животного;

2. Собрать гербарии растений на территории детского сада;

3. Определить названия растений (с помощью взрослого, используя различные источники, (с помощью метода сравнения образцов с полученными растениями)

4. Совместно с родителями придумать стихотворение или загадку собственного сочинения про одно из найденных растений.

Для родителей:

1. Оформить справку-лист для оформления атласа растений про одно из растений с информацией: полное название, место произростания в дикой природе, польза и вред.

2. Помощь детям в творческом самовыражении.

3. Помощь в подборе информации.

Для воспитателей

1. Познакомить дошкольников с дикорастущими цветами и травами, произростающими на территории детского сада, с их значимостью.

2. Способствовать формированию умения получать информацию из разных источников, использовать её в своей деятельности.

3. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.

4. Развитие у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.

5. Развитие речи, творческого самовыражения.

Вопросы, на которые необходимо было найти ответ:

1. Основополагающий вопрос: – Зачем природа создала так много растений?

2. Проблемные вопросы учебной темы – Что произойдет, если все дикорастущие травы исчезнут?

3. Учебные вопросы –

Как собрать гербарий?

Какие травы и цветы растут на территории детского сада?

Какие травы и растения (названия, польза) вам уже знакомы?

Какие правила нужно знать при сборе растений?

Оборудование:

1. Справочная литература о дикорастущих травах РФ, Саратовского края (с иллюстрациями)

2. Лупы, ножницы, корзинки для растений

3. Картон, скотч, цветная бумага.

Ожидаемые результаты:

В процессе исследовательской деятельности, дошкольники смогут увидеть насколько многообразен мир растений, трав и цветов. (разные по внешнему виду, по своему назначению – есть полезные, а есть опасные для человека).

Сформируется бережное отношение к природе, и в частности, к тому, что нас окружает каждый день, когда мы входим в мир природы.

Благодаря созданным условиям совместно с родителями – дети поймут, что книги – это источник знаний.

Изучение мира природы будет сопутствовать творческому самовыражению.

Выставка образцов всех найденных растений, трав и цветов детьми.

Продукт, получаемый в результате проекта: АТЛАС трав и цветов нашего детского сада «Под нашими ногами»

Формы и методы реализации проекта:

• наблюдения, целевые прогулки;

• индивидуальная работа с детьми;

• рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;

• чтение художественной литературы о природе;

• утренние беседы;

• самостоятельная деятельность

• тематическая выставка;

• взаимодействие с семьей.

Этапы проекта.

Предварительный этап:

1. Выявление проблемы, разработка цели и задач.

2. Составление плана работы над проектом.

3. Изучение имеющейся информации по теме проекта.

4. Подбор необходимого материала для разработки проекта:

иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки о травах, растениях.

5. Была проведена следующая предварительная работа с детьми и родителями:

Предварительная работа с детьми:

Проживание «Цветочной недели»

- Беседы о многообразии мира цветов в нашей жизни

- рассматривание иллюстраций с изображением цветов

- забота о цветах и растениях на клумбе и огороде детского сада

- рисование «Цветущий сад»

- разучивание песни «Одуванчик»

- пальчиковая гимнастика «Цветок»

Проживание «Лесной недели»

- беседы о деревьях в лесу и городе, об их пользе.

- обсуждение правил поведения в лесу, (правила поведения при соприкосновении с природой)

- чтение художественной литературы про леса, деревья, растения

- выполнение коллективной работы в технике ладошки «Берегите нашу природу»

Предварительная работа с родителями:

1. Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы

2. Консультации в родительский уголок:

-«Учите детей видеть красоту природы»

-«Сезонные изменения в природе».

6. Перед началом работы по проекту проводим беседу о растениях нашего десткого сада, которые мы видим каждый день. Цель: выяснить представление детей о растениях (какие они узнают и что о них знают, их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

Основной этап:

1. Совместное планирование с детьми предстоящих действий.

2. Рассматривание растений, цветов, трав с помощью луп, выявление отличий в строении.

3. Распознание растений, трав и цветов по характерным признакам с помощью книг.

4. Сбор растений для гербариев, с учетом правил сбора.

5. Сочинение детьми совместно с родителями стихов или загадок про найденные растения.

6. Оформление каждой семьей справки-информации про одно из растений.

7. Подготовка небольшого рассказа о своем растении детьми совместно с родителями.

8. Организация выставки собранных образцов с выступлением ребят.

9. Д/и «Найди по описанию», «Поищи такой же», «Найди одинаковые растения», «Разрезные картинки», «Что будет, если?», Игра «Хорошо – плохо»

10. П/И «Раз, два, три – к растению беги», «Кузнечики, травы, бабочки, цветы»., «Цветы, травы»,

11. Чтение художественной литературы про травы, растения, цветы. (Отрывок из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева; А. Онегова «Тропинка полевая»; Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Н. Павловой «Загадки цветов»; А. Плешаков «Зеленые страницы», «Сказки о цветах» и другие произведения)

Заключительный этап

1. Совместное с детьми обсуждение полученных результатов;

2. Презентация проекта в виде атласа трав и цветов нашего детского сада «Под нашими ногами».

Приложение 1

Беседа о растениях нашего детского сада

Цель: Выяснить представление детей о растениях (какие они узнают и что и оних знают, их отношений к ним.

Задачи:

Создание проблемной ситуации, способствующей позновательному интересу.

Развивать речь детей (описание, рассуждение, диалог).

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход беседы:

Воспитатель:

Ребята, мы столько узнали с вами интересного про многообразие цветов – луговых и садовых. Узнали о том, зачем нужны деревья, цветы. Кто напомнит?

Дети высказывают свои варианты (чтоб животные кушали, птицы, чтоб было красиво.)

Воспитатель: Каждый раз, когда мы выходим с вами на прогулку мы видим тоже растения, которые украшают нашу территорию. Эти растения по-всюду – на участке, на газонах, на тропинке. Некоторые вы уже из них знаете – (читаю загадки)

А когда он отцветает -

Непременно улетает!

Только дунь на "сарафанчик" -

Улетает (Одуванчик)

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же … (крапива)

Вдоль дорожек он растёт.

Только вовсе не цветёт.

Кровь остановить им можно.

Что за травка? –. .(подорожник)

Воспитатель:

Ребята, а что вы знаете об этих растениях? Зачем они нужны?

Ответы детей – они помогают человеку, лечат его.

Давайте вспомним нашу песенку «Одуванчик» -поем песню.

Воспитатель: так вот ребята, у каждого растения есть причина, по которой оно появилось на земле.

Вот послушайте про такое растение, которое называется кислица (показываю гербарий кислицы и на телевизоре картинку с изображением кислицы)

Кислица — маленькое растение. Ее листья похожи на листочки клевера, они состоят из трех отдельных частей, потому и называют их трилистниками. Листья растения обладают кислым вкусом, который придает им щавелевая кислота, и в них содержится много витамина С. Как и из щавеля, из листьев кислицы можно готовить супы и салаты.

Теперь вы понимаете, почему кислица получила такое название?

В народе кислицу называют заячьей капустой, ведь весной ею любят угоститься зайцы.

Сидит зайка под лозинкой,

Плетет серенький корзинку,

Он с корзинкой в лес пойдет

И капустки соберет.

А капуста не простая —

В кочаны не завитая,

Ее заячьей зовут!

И скажу я вам, ребятки,

Не растет она на грядке,

А растет в лесу густом

Возле пня и под кустом.

Хоть капуста и кисла,

Зайчикам она мила:

Любят зайки угоститься

Вкусной сочною кислицей!

А еще ее называют — "кислый клевер".

Листья кислицы очень чувствительны к изменениям погоды: перед ненастьем они складываются вдоль и поникают, складываются они и на ночь.

Еще кислицу считают дарительницей счастья. Если девушка хочет найти свою любовь, то необходимо завести кислицу.

Приложение 2

Правила сбора растений для гербария:

1. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

2. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог.

3. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

4. Сушить растения не на солнце, а в тени.

5. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

6. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.

7. Собирать растения надо каждый вид отдельно.

8. Нельзя пробовать растения на вкус.

9. После сбора растения надо тщательно вымыть руки.

Список литературы:

1. Дикорастущие полезные растения России. – СПб. : Издательство СПХФА, 2001.

2. Атлас лекарственных растений РФ. – М. : Медгиз, 1962.

3. Болотина А. Ю. Словарь лекарственных растений (латинский, английский, немецкий, русский). – М. : ABBY Press, 2008.

4. Татьяна Ильина Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений М. : Изд-во Эксмо; 2008 г.

5. С. Тарски, М. Стефенс. Книга "Дикорастущие цветы". – М. : Астпресс, 1999 г.

6. Губанов И., Новиков В. И. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М. : Дрофа, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети нашего детского сада ежегодно участвуют в соревнованиях по мини-футболу "Канавинские волгорята", 2015г 1 место, 2016г 2 место, 2017г 3 место. В марте 2019 года наши дети заняли 2 место в турнире по футболу "ВЕСЕННИЙ КУБОК"

17 ноября 2017 года на базе нашего детского сада проходил отборочный этап районных соревнований "Веселые старты" среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений Канавинского р...

Экологический проект «Цветы и травы нашего детского сада»

Проблема: Стандартно дети дошкольного возраста знают два-три растения, которые растут у нас под ногами, на которые мы наступаем каждый день, не задумываясь, зачем же их создала природа. Акту...

Буллинг. Что делать, если ребёнка травят в детском саду

Консультация родителям как поступить, если буллят ребенка в детском саду...

Экскурсия на территории детского сада "Деревья нашего детского сада"

Задачи:• Обогащать представления о сезонных изменениях в природе;• Уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев;• Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единств...