Проект "Русские народные инструменты"
проект по окружающему миру

Морозова Мария Евгеньевна

Данный проект рассчитан на детей разного возраста. Презентация сопровождалась звуковыми эффектами музыкальных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_instrumenty.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект "Русские народные музыкальные инструменты" Подготовили воспитатель группы компенсирующей направленности: Морозова М.Е.

Слайд 2

Паспорт проекта Вид проекта. По тематике : информационный По составу участников : групповой По срокам реализации : краткосрочный Сроки реализации 0 6 . 02 .202 3 - 22 . 0 2 .202 3 Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.

Слайд 3

Актуальность проекта Актуальность проекта заключается в том, чтобы слушая русскую народную музыку, дошкольники имели представление, на каких инструментах она исполняется, различали их звучание. Например, частушки, такие весёлые и понятные детям, чаще всего исполняются под аккомпанемент гармошки или балалайки. Методы обеспечения: Познавательно- игровые занятия. Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры. Познавательные беседы.

Слайд 4

Задачи проекта Образовательные Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов; Познакомить со звучанием русских народных инструментов Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в литературных источниках и детской мультипликации; Закреплять навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки, трещётки , гусли, колокольчики ); Воспитательные Формировать эстетический вкус детей Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке . Воспитывать интерес к русской культуре Развивающие Развивать музыкально-игровые импровизации , Чувство ритма Моторику рук Динамический слух

Слайд 5

Формы реализации Интегрированные творческие занятия - музыкальный оркестр Презентации с использованием звуковых файлов Экскурсии в музей музыкальных инструментов Создание выставок детского творчества Слушание народной музыки в исполнении живого ансамбля Концерт для родителей Тематические конкурсы

Слайд 6

Этапы реализации проекта Подготовительный: создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, запись звучания этих инструментов); беседы («Какие русские народные музыкальные инструменты мы знаем», «Где можно найти нужную информацию?»; слушание произведений оркестра народных инструментов; формулирование проблемных вопросов; выдвижение гипотез; планирование работы Основной: Реализация проекта совместно с родителями и детьми.

Слайд 7

Проблемный вопрос Какие инструменты – русские народные ? Выяснить , какие инструменты являются русскими народными, как они выглядят и звучат. Узнать историю русских народных инструментов. Закрепить навык игры на детских музыкальных инструментах

Слайд 8

Знакомство с литературой Из большой Советской энциклопедии мы узнали, музыкальные инструменты это – инструменты, которые звучат в разном ритме и высоты, при воздействии на них. Каждый музыкальный инструмент обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими музыкально-выразительными динамическими возможностями, определённым диапазоном звуков. Из книги «РАССКАЗЫ О РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» что каждый имеет свою историю, по особенному выглядит и по-своему звучит. На свете есть еще сотни музыкальных инструментов, которые бытуют в народе. Некоторые из них собраны и составляют оркестры народных инструментов. Человек должен был научиться определенным образом организовывать звуки и вкладывать в их последовательность свои чувства и мысли. Вот тогда и возникла музыка.

Слайд 9

Инструменты отличаются звукоизвлечением : ударные, свистящие, язычковые, струнные, духовые . Раньше всех появились ударные инструменты конечно , самые простые бубны, колокольчики, трещетки , ложки Затем — духовые: дудки, свистки, свирели. Позднее всех появились струнные балалайка, домра, гусли

Слайд 10

Ложки . С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию , что существовало у всех народах мира с древности. В ремя возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян.

Слайд 11

Трещ о тки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием . Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками . И спользование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток. Кто же играет на трещотке? Трещоточник .

Слайд 12

Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном". Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов.

Слайд 13

Рожок. Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? В него дуют, чтобы получился звук. Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный. На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные – плясовые, песенные, сигнальные. На рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его). Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, А пастуший рожок Дополняет наш кружок.

Слайд 14

Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент. Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. А есть колокола без языка. Как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой». Где вы видели настоящие колокола? Наверняка, на колокольне. «Кричит без языка, Поет без горла, Радует и бедует, А сердце не чует.» (Колокол)

Слайд 15

Балалайка. Само название инструмента, балалайка типично народное, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, « балабайка », давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать , балабонить , балаболить , балагурить , что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать. К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Слайд 16

Гусли. Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», « гудьба ». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются « яровчатыми ». Откуда произошло такое странное слово « яровчатый »? Дело в том, что раньше – давным -давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому « яворчатыми » или « яровчатыми ».

Слайд 17

Ой, звенит она, звенит! Всех игрою веселит А всего-то три струны Ей для музыки нужны. (домра) Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Н а домрах играли музыканты - скоморохи. Под игру домры рассказывали былины. Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно. Называлась она « домришка » . До самой большой под названием «домра басистая». Как вы думаете - какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий) Первые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX -X столетий.

Слайд 18

Оркестр народных инструментов

Слайд 19

Музыкально-дидактические игры. Для развития ритмического чувства. «Учитесь танцевать» Игровой материал : большая матрёшка и маленькие по числу играющих. Ход игры: у каждого ребёнка свой стул, перед которым он сидит на полу. У педагога большая матрёшка, у детей –маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» - педагог отстукивает своей матрёшкой ритмический рисунок. Дети одновременно повторяют на своих стульях. При повторении игры ведущим может стать ребёнок . « Наше путешествие». Игровой материал: металлофон, бубен, барабан, муз.молоточек , треугольник. Ход игры: воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своём путешествии. «Послушайте, сначала я вам расскажу. Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играю на металлофоне). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяю в бубен). Оле тоже захотелось прыгать и она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки. Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой. Игра проводится с подгруппой детей.

Слайд 20

Музыкально-дидактические игры. Для развития ритмического чувства. «Весёлые гудки» Игровой материал: Магнитная доска, рисунки паровоза и парохода, карточки звуков (6 штук) – широкие (долгий звук), узкие (короткий звук). Комплект для каждого ребёнка. Ход игры : « Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывёт по морю. Он хочет вас поприветствовать своим весёлым гудком» (прикрепляю пароход на магнитную доску и играю ритмический рисунок на ф-но). Дети отхлопывают ритмический рисунок и выкладывают его полосками. Аналогично с паровозом . «Растущие цветы» Игровой материал: ширма для детей, цветы на длинной ножке 5-6 штук, 2 бубна, 2 трещётки . Ход игры: цветы «растут» из-за ширмы под игру фортепиано и инструментов. Если музыка звучит медленно – цветы медленно «вырастают». Меняется темп музыки, меняется скорость движения цветов. Игра проводится с подгруппой детей .

Слайд 21

Музыкально-дидактические игры. Для развития тембрового слуха. «Определи инструмент» Игровой материал: 2трещётки, 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна. Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же . «На чём играю ?» Игровой материал : детская ширма, карточки по числу играющих (она поделена пополам – на одной половине нарисован муз.инструмент , другая – пустая для фишки), фишки, муз. инструменты. Ход игры: детям раздают несколько карточек. Ребёнок-ведущий играет мелодию или ритмический рисунок на музыкальном инструменте. Дети определяют инструмент и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Слайд 22

Упражнения для развития мелкой моторики Капли Капля – раз, капля – два, Капли медленно сперва. ( медленные хлопки по коленкам) Стали капли ударять, Капля каплю догонять. (быстрые хлопки по коленкам) Ну а потом, ну а потом, Все бегом, бегом, бегом. (имитация активного бега на месте) Мы на небо посмотрели, (ладонь ко лбу, посмотреть вверх направо, затем налево) Капельки «кап-кап!» запели (потряхивая кистями, опустить руки вниз) Мы плечами поведём И все капельки стряхнём. (движение плечами вверх-вниз) Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап! (мелкие бегающие движения пальцами левой руки по правой от плеча до запястья, затем руки меняются ролями)

Слайд 23

МЫ УЗНАЛИ ИСТОРИЮ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, НАУЧИЛИСЬ ИСПОЛНЯТЬ ПОПЕВКИ, ПЕСЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНО И В ОРКЕСТРЕ. Результат проекта: Создание творческой выставки рисунков «В стране народных музыкальных инструментов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

files.mail.ru/0XVQQ0 Презентация"Русские народные инструменты"

Презентация и конспект занятия для детей средней и старшей групп...

Оркестр народных инструментов

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с оркестром народных инструментов. Могут использоваться воспитателями на занятиях по ознакомлению с окружающим миром....

Русские народные инструменты

Русские народные инструменты...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Конспект музыкального занятия "Русские народные инструменты. Народный оркестр"

На музыкальном занятие дети  знакомятся с русскими народными инструментами и народным оркестром....

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство народными инструментами. Презентация лэпбука «Народные инструменты

Воспитание толерантности и чувств патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с народными инструментами, с их выразительными возможностями....