"Соль-помощница"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бойцова Елена Рудольфовна

Конспект занятия по познавательному развитию

для детей подготовительной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boytsova_konspekt.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43»

Конспект занятия по познавательному развитию

для детей подготовительной группы

«Соль – помощница»

Воспитатель:

Бойцова Елена Рудольфовна

март, 2021

г. Усолье-Сибирское

Познавательное развитие «Соль – помощница»

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.

Культурно-смысловой контекст: видеозапись ответного письма с выводами по результатам деятельности, изготовление сувенира для подарка.

Цель: овладение умением определять свойства и значимость соли в процессе практического исследования объекта в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- накапливать представления о применении, видах и свойствах соли;

- развивать умение планировать свою деятельность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- приобретать опыт самостоятельной работы и  работы в группе сверстников.

Оборудование и материалы:

- мультимедийный экран, проектор, ноутбук, видеокамера;

- таблицы – маршрут, тарелочки с солью, лупы, сырые куриные яйца, ложки, прозрачные стаканы, влажные и сухие салфетки, тазики с водой, , пипетки, стаканы с водой и чайные ложечки, керамические кружки, губки, стаканчики с готовой цветной солью,  ёмкость для декорирования.

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Планируемая деятельность воспитанников

Мотивационный

Педагог предлагает детям прослушать письмо, пришедшее в детский сад:  «Здравствуйте дорогие ребята! Пишут Вам дети из детского сада № 37 «Солнышко» город Иркутск. Мы совсем недавно узнали, что только в вашем городе добывают поваренную соль, под маркой «Экстра». И решили придумать и подарить вам интересную игру, в которой сможете поэкспериментировать с солью. Но для этого необходимо пройти весь маршрут, по карте, получая подсказки. Карта прилагается (мультимедийная презентация). Желаем удачи и надеемся, что Вам понравиться. Ждём ответное письмо!»

Педагог предлагает рассказать, что дети узнали из письма. Приглашает в лабораторию поиграть в игру, предложенную детьми из Иркутска.

Напоминает о правилах поведения в лаборатории:

1. Не толкаться и не мешать другому.
2. Нельзя ничего пробовать.

3. Каждую вещь необходимо убирать на место.
4. Делать все дружно.

Прослушивают

Дети высказывают свои мнения

принимают предложение.

Надевают

необходимую спецодежду: шапочки, халаты.

Основной

Педагог предлагает посмотреть на карту – маршрут, определить первый этап игры (на карте изображена ёмкость с водой).

Сообщает, что дети получать подсказку, расскажут,  если о том, что уже известно им о соли.

Педагог обобщает ответы: соль белого цвета, солёная на вкус, без запаха, сыпучая, кристаллическая.

Педагог предлагает детям подумать, как человек может использовать эти свойство соли.

Обобщает ответы детей: соль делает еду вкусной, она отличный консервант. Раньше соль имела она очень высокую цену. Поскольку холодильников в те времена не было.

- Как люди хранили продукты? (они их засаливали).

- Почему соленые продукты хранятся дольше?

(соль убивает микробы, не дает портиться продуктам).

Предлагает для удобства разделиться на команды.

Опыт №1 «Растворяется в воде»

Подсказка -   схема эксперимента.

Дети берут два прозрачных стакана: один с горячей водой, другой – с холодной. Кладут в оба стакана по 2 столовых ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. Наблюдают, что в горячей воде соль растворилась быстрее.

Вывод: соль растворяется, скорость растворения зависит от температуры воды (чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль).

Педагог предлагает детям подумать, как человек может использовать это свойство соли.

Педагог обобщает ответы: соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью. Морская соль - это прекрасное средство помощи при простуде (ингаляции, соляные пещеры), используют как косметическое средство, укрепляющее здоровье.

Второй этап игры (на карте изображены 2 стакана, над одним из которых пакетик соли)

Опыт №2 «Эффект мёртвого моря»

Подсказка -   лоток с яйцами.

Дети берут  по два сырых яйца и два стакана с водой (соленой и пресной). Опускают яйца в стаканы. Наблюдают: в пресной воде яйцо опустилось на дно, а в солёной  нет.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.

Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.

Педагог предлагает детям подумать, как человек может использовать это свойство соли.

Педагог обобщает ответы: в море будет легче плавать, чем в пресной реке.

Третий этап игры (на карте изображен стакан с рыжим налётом)

Опыт № 3 «Соль - чистящее средство»

Подсказка -   поролоновые губки.

Дети  берут керамические кружки с налётом от чая, насыпают на губку немного соли и пытаются отмыть налёт. Наблюдают: налет постепенно исчезает.

Педагог предлагает детям подумать, как человек может использовать это свойство соли.

Педагог обобщает ответы: с помощью соли можно мыть посуду.

Четвёртый этап игры (на карте изображены кусочки льда).

Опыт № 4 «Соль - чистящее средство»

Подсказка -   схема эксперимента.

Дети  берут блюдца, на которых лежат кусочки льда,  посыпьте их солью, слушают, что происходит.

Наблюдают: соль начинает трещать, лёд тает.

Вывод: соль начинает растапливать лед.

Педагог предлагает детям подумать, как человек может использовать это свойство соли.

Педагог обобщает ответы: в городах зимой дороги посыпают технической солью (чтобы не было наледи).

 

Пятый этап игры (на карте изображен цветные мешочки).

Опыт № 5 «Соль – легко покрасить»

Подсказка -   раствор пищевого красителя.

Дети  берут полиэтиленовые мешочки, наливают немного красителя, затем насыпаем соль. Завязывают пакет и хорошенько перемешивают. Наблюдают: соль  окрашивается.

Вывод: соль быстро впитывает жидкость, её можно покрасить.

Педагог предлагает детям подумать, как человек может использовать это свойство соли.

Педагог обобщает ответы: для художественного творчества.  

Педагог интересуется, понравилась ли детям игра.

Рассматривают, озвучивают варианты.

Рассуждают, комментируют высказывания

Распределяются на 4 подгруппы, располагаются вокруг столов,

рассматривают оборудование.

Дети, слушают педагога, рассматривают карту и подсказки, определяют задачи на основе поставленной проблемы, планируют этапы своих действий,

выполняют опыты самостоятельно.

На основе полученных результатов делают выводы

Размышления, высказывания,

выводы детей.

Изготавливают сувениры

Рефлексивный

Педагог приглашает детей пройти в художественную мастерскую, где они будут декорировать бутылочки цветной солью, которую получили на последнем этапе игры. Но прежде необходимо записать ответное видео письмо ребятам из детского сада «Солнышко» в нём поблагодарить за интересную игру, рассказать об этапах игры, поделиться впечатлениями - что понравилось, что было трудным.

Совместное изготовление сувениров (для детей из детского сада № 37 «Солнышко», город Иркутск, в благодарность за игру).

Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости.

На столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую необходимо насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты