Конспект непосредственно образовательной деятельности Как живут и чем занимаются люди на Крайнем Севере.
план-конспект занятия по окружающему миру

Елена Ивановна Зубачёва

ЦЕЛИ:

1. Рассказать о народах Севера, их занятиях, охоте,рыболовства, оленеводстве, быте (домашнем укладе, праздниках, сказках, играх),

2. Учить давать полные ответы на вопросы, пересказывать небольшие тексты, выразительно читать стихи, отгадывать загадки.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мой край - Ямал Как живут и чем занимаются люди на Крайнем Севере?

Слайд 2

Северную часть Ямальского полуострова часто называют белой пустыней. Слово «пустыня» происходит от слова «пусто», потому что здесь мало или совсем нет растений и не живут люди.

Слайд 3

Коренные народы Севера - ненцы, ханты, селькупы, манси, - как правило, живут на побережье моря, в тундре. Сурова природа тундры, но все - таки она может дать людям все, что нужно для жизни.

Слайд 4

Рыболовство, охота на морского и пушного зверя, оленеводство — основные занятия северян.

Слайд 5

Природные условия Ямало-Ненецкого автономного округа суровы. Поэтому для жителей округа хорошая одежда всегда представляла большую ценность. Зимой она должна защищать от сильных морозов, летом – от гнуса. Народы Севера издавна научились шить теплую и легкую одежду из меха пушных зверей. Она не пропускает холодный воздух, она мягкая, удобная красивая — украшенная разноцветны ми полосками кожи, пушистыми кисточками.

Слайд 6

Посмотрите, по тропинке между высокими сугробами за папой шагает забавный малыш - ненец. Его розовые щечки горят на морозе, словно румяные яблочки, узкие черные глазенки вёсело смеются, одет в национальную одежду- малицу, на ногах — меховые унты, сшитые из оленьего меха.

Слайд 7

Малица – нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица имеет капюшон – сава, рукавицы – нгоба (их шьют из любых шкурок мехом наружу).

Слайд 8

Малица подпоясывается поясом – ни (его делают из кожи) обшивают сукном и украшают медными пуговицами, подвесками, подвешивают на цепочке ножны с ножом. Зимой на малицу могут еще надевать парку, глухую одежду (ее шьют из тонких шкурок телят мехом наружу). В мужской одежде – малице – украшают орнаментом рукава и подол.

Слайд 9

Верхняя часть шубы в женской одежде делается из шкур с верхней части оленьих ног – камусов черного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из собачьего или песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурками.

Слайд 10

Каждая женщина имеет сумочку для швейных принадлежностей, сшитую со лбов оленей и богато украшенную орнаментом. Национальная игольница из кожи и бисера

Слайд 11

У коренных жителей, проживающих на Ямале, есть такие знаки на одежде и утвари, в которых зашифрован рассказ о хозяине этой одежды.

Слайд 12

С ранних лет мамы и бабушки обучают девочек шитью. Объясняют им значение разных узоров. Как правило, ненецкие узоры составляются из треугольников, прямоугольников и ромбов.

Слайд 13

Узор «чум» и «головки» обозначают ненцев и их жилье. Этот узор самый распространенный среди всех жителей тундры. Оленеводы на своей одежде используют такие узоры: «оленьи рога», «след оленя».

Слайд 14

Рыбаки используют узоры: «рябь воды», «щучьи зубы». Некоторые узоры указывают на род занятий. Охотники используют такие узоры: «заячьи уши», «грудь песца».

Слайд 15

Северные моря издавна славились изобилием рыбы. Моржи и тюлени — источники жира, а олени — вкусной оленины. Так что пищи на Севере людям хватает.

Слайд 16

Дом северного жителя называют чумом. Чум похож на шалаш: тонкие жесты поставлены конусом и обтянуты оленьими шкурами. На покрытие чума идёт обычно 70-80 оленьих шкур.

Слайд 17

У очага семья отдыхает, рассказывают сказки, поют песни или вырезают фигурки из моржовой кости. Этот промысел передается из поколения в поколение, а фигурки, вырезанные мастером, кажутся живыми! Изделия искусных мастеров-резчиков по кости украшают многие музеи не только России, но и всего мира!

Слайд 18

Резьба по кости. Расскажи нам, дядя Костя, Как умеешь резать ты Из моржовой белой кости Вещи сказочной красы? Смотришь, сердце замирает: Море, скалы, острова. Вот песец в снегах играет, Кружит белая сова, Мчаться весело олени, Гонит их пастух вперед, Неуклюжие тюлени Улеглись на гладкий лед. Кажется, что стужей веет Ветер Арктики седой, И встает морозный Север Перед вами, как живой!

Слайд 19

Для поездок и перёвозок грузов и зимой, и летом народы Севера используют нарты — легкие сани, в которые впрягают ездовых собак или оленей.

Слайд 20

Какие народы живут на Ямале? 2. Как они приспособились к суровым условиям? 3. Во что одеваются северные народы? 4. Чем они питаются? 5. Как называется их жилище? 6. Какие промыслы народов Севера вы знаете?

Слайд 21

Назовите лишнее в ряду слово, обозначающее коренной народ, не живущих на Севере: ненцы, ханты, эфиопы, селькупы.

Слайд 22

Загадки:

Слайд 23

Этот небольшой народ На Крайнем Севере живёт. В домах – чумах он ночует, За оленями кочует.

Слайд 24

НЕНЦЫ



Предварительный просмотр:

Занятие 6.

ТЕМА: Как живут и чем занимаются люди на Крайнем Севере.

ЦЕЛИ:

1. Рассказать о народах Севера,  их занятиях,  охоте,  рыболовства,  оленеводстве, быте (домашнем укладе, праздниках, сказках, играх),

2. Учить давать полные ответы на вопросы, пересказывать небольшие тексты, выразительно читать стихи, отгадывать загадки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

     Северную часть Ямальского полуострова  часто называют белой пустыней. Слово «пустыня» происходит от слова «пусто», потому что здесь мало или совсем нет растений, и не живут люди.  

     Негостеприимны эти места, покрыты толстым слоем снега и льда, скалисты, их насквозь продувают ледяные ветры. Никаких растений, кроме лишайников, не встретишь на голых обветренных камнях.

     И все же на Крайнем Севере люди построили метеостанции.

• Что такое Метеостанции?

     Это небольшие поселения, где ученые ведут наблюдения за погодой и движением льдов в океане. Первая метеостанция появилась в прошлом веке. Оборудование для нее доставляли самолетами. В составе этой полярной экспедиции было всего четыре чело века. Они установили приборы, с помощью которых наблюдали за природой Севера. Эти смельчаки девять месяцев плыли на льдине, а их станцию стали называть «Северный полюс-1»

     Коренные народы Севера - ненцы, ханты, селькупы, манси, - как правило, живут на побережье моря, в тундре. Сурова природа тундры, но все - таки она может дать людям все, что нужно для жизни.

• Давайте вместе подумаем, что нужно коренному жителю Севера?

Правильно! Теплая одежда,  пища, удобный дом.

• Какие основные занятии коренных народов Севера?

Рыболовство, охота на морского и пушного зверя, оленеводство — основные занятия северян.

ОДЕЖДА

     Народы Севера издавна научились шить теплую и легкую одежду из меха песцов, лисиц, горностаев, куниц, соболей и росомах — одним словом, пушных зверей. Она не пропускает холодный воздух, она мягкая, удобная красивая — украшенная разноцветны ми полосками кожи, пушистыми кисточками.

     Посмотрите, по тропинке между высокими сугробами за папой шагает забавный малыш - ненец. Его розовые щечки горят на морозе, словно румяные яблочки, узкие черные глазенки вёсело смеются, одет в национальную одежду- малицу, на ногах — меховые унты, сшитые из оленьего меха.

     Мужская одежда ненцев состоит из малицы с капюшоном, глухой просторной рубахи из оленьих шкур, мехом внутрь и штанов. Малицу подпоясывают поясом из кожи, украшенным медными ажурными бляхами и пуговицами. К поясу на цепочке прикрепляется нож, точильный камень, а сзади, в качестве амулета, зуб медведя. Обувь – комплект из меховых чулок мехом внутрь и сапог – пимов из камуса.

    Женскую одежду шьют из оленьих шкур с воротником из меха песца или рыжей лисицы.

 Полы скрепляют с помощью ремешков из замши. Вещи часто украшают вставками орнамента из белого и тёмного меха. Пояса – тканевые из цветных шерстяных нитей. Женские шапки – капоры шьют из оленьего меха. Женская обувь отличается от мужской только покроем.

      Каждая женщина имеет сумочку для швейных принадлежностей, сшитую со лбов оленей и богато украшенную орнаментом.

    • Представьте себе, что к нам зайдет в группу незнакомый человек. Сможем ли мы по внешнему  виду определить, кем он работает?

     Действительно в нашей обычной одежде нет таких признаков, которые бы рассказали о человеке. А у ненцев, проживающих на Ямале, есть такие знаки на одежде и утвари, в которых зашифрован рассказ  о хозяине этой одежды.  

• Хотите научиться расшифровывать эти тайные знаки?

     Ненецкие женщины сами шьют одежду для всей семьи и в совершенстве владеют искусством составления из кусочков темного светлого меха родного узора. Украшают в основном праздничную одежду. С ранних лет мамы и бабушки обучают девочек шитью. Объясняют им значение разных узоров. Как правило, ненецкие узоры составляются из треугольников, прямоугольников и ромбов.

     Узор «чум» и «головки» обозначают ненцев и их жилье. Этот узор самый распространенный  среди всех жителей тундры. Некоторые узоры указывают на род занятий. Оленеводы на своей одежде используют такие узоры: «оленьи рога»,  «след оленя». Охотники используют такие узоры: «заячьи уши», «грудь песца».

Рыбаки используют узоры: «рябь воды  «щучьи зубы».

Пища и жилища

     Северные моря издавна славились изобилием рыбы. Моржи и тюлени — источники жира, а олени — вкус пой оленины. Так что пищи на Севере людям хватает.

• Какие дома строили на Севере в старину?

     Многие народы тундры издавна занимаются оленеводством, Они пасут стада прирученных северных оленей, перегоняют их с пастбища на пастбище. Когда животные съедают корм вокруг, они переходят на другое место. Зимой олени кочуют на юг тундры, летом, спасаясь от  мошкары, на север. Следом за ними двигаются и оленеводы, Поэтому их дома должны быть легкими, легко разбираемыми, тёплыми.

     Дом северного жителя называют чумом. Чум похож на шалаш: тонкие жесты поставлены конусом и обтянуты оленьими шкурами. На покрытие чума идёт обычно 70-80 оленьих шкур. Посреди чума пылает костер, вокруг него греются оленеводы, их семьи и дети. Мебели в чумах нет никакой, за исключением низкого столика, за котором обедает семья.  Для освещения чума ненцы иногда пользовались жировыми светильниками, представлявшими собой чашки, наполненные оленьим салом, куда клали кусок верёвки, который потом поджигали.  

      У очага семья отдыхает, рассказывают сказки, поют песни или вырезают фигурки из моржовой кости.

     Этот промысел передается из поколения в поколение, а фигурки, вырезанные мастером, кажутся живыми!

Резьба по кости.

Расскажи нам, дядя Костя,

Как умеешь резать ты

Из моржовой белой кости

Вещи сказочной красы?

Смотришь, сердце замирает:

Море, скалы, острова.

Вот песец в снегах играет,

Кружит белая сова,

Мчаться весело олени,

Гонит их пастух вперед,

Неуклюжие тюлени

Улеглись на гладкий лед.

Кажется, что стужей веет

Ветер Арктики седой,

И встает морозный Север

Перед вами, как живой!

Изделия искусных мастеров-резчиков по кости украшают многие музеи не только России, но и всего мира!

• Как севёряне передвигаются по бесконечным заснеженным просторам, если один поселок отделяют от другого сотни и сотни километров?

     В основном, на лыжах, а для дальних поездок и перёвозок грузов используют нарты — легкие сани, в которые впрягают ездовых собак или оленей.

     В упряжку собирают 10—14 северных собак - лаек. Кстати, народы  Севера перемещаются па нартах не только зимой, но и нарты легко скользят по заболоченной поверхности не повреждая растительного покрова.

     Чтобы выжить, людям на Севере, приходится очень много трудиться. В одной из северных легенд рассказывается, что было время, когда северяне совсем не умели веселиться, только работали с утра до ночи, ели и спали. Жизнь их была серая и скучная. Но однажды мудрая старая сова научила людей веселиться.

• Как вы думаете, почему некоторые северные народы не умели жить весело, легко? Что нужно, чтобы вместе отмечать праздники, веселиться?

     Правильно! Нужно собраться всем вместе, петь пес ни, читать стихи, танцевать, организовать вкусную, изобильную трапезу. В условиях Севера это не так-то легко! Во -первых, поселения разбросаны друг от друга на сотни километров и северянам достаточно трудно навещать друг друга.

     Во-вторых, для общего веселья нужен большой удобный дом, большие запасы еды, нужно знать много песен, плясок и игр.

Ответьте на вопросы:

1. Какие народы живут на Ямале?

2. Как они приспособились к суровым условиям?

3. Во что одеваются северные народы?

4. Чем они питаются?

5. Как называется их жилище?

6. Какие промыслы народов Севера вы знаете?

Выполните задание:

Назовите лишнее в ряду слово, обозначающее коренной народ, не живущих на Севере: ненцы, ханты, эфиопы, селькупы.

Отгадайте загадки:

Этот небольшой народ

На Крайнем Севере живёт.

В домах – чумах он ночует,

За оленями кочует.

(Ненцы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Рассказывание по картине «Дети Севера».

Занятие учит детей составлять рассказ по картине, используя полученные раннее знания и представления; развивает умение самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и последующие; за...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "ЖИВОТНЫЙ МИР КРАЙНЕГО СЕВЕРА ЗЕМЛИ".

Занятие по знакомству детей с животными Севера. Разработано в соответствии с ФГОС....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Как живут домашние животные» по речевому развитию для детей первой младшей группы

Цель: формирование навыков несложной фразовой речи.Задачи:1. Воспитательные: - воспитывать эмоциональную  отзывчивость и желание общаться;- воспитывать у детей добрые отношения к животным, п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательным областям "Физическое развитие" на тему"Физкультурой занимайся- и здоровье набирайся!"

Конспект занятия предназначен для педагогов,работающих в среднем и старшем дошкольном возрасте,может также использловаться тренерами по физической культуре.По образовательной области «Физич...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.  Образовательная:Закрепление знаний детей о белом медведе, о среде его обитания – Крайнем Сев...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Этикет. Тема: « Искусство нравиться людям».

Дать детям понятия правил этикета в одежде, закрепить понятие об опрятности одежды и правильного внешнего вида.-Выяснить значение первого впечатления о человеке, объяснить выражение «встречают п...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Эти дети живут на Севере»

Развить представления детей о национальных осо­бенностях: костюмах, занятиях, языке детей, живущих на Се­вере. Воспитать интерес и уважение к любым национальным отличиям....