"Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ"
презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа)
"Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление воспитателя на педагогическом совете «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ»
Одна из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об обpaзoвании»- этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.
Этo и любoвь к poдным мeстaм и гopдoсть зa свoй нapoд, и oщyщeниe свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, и жeлaниe сoxpанять и приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.
Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.
Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Проблемы сегодняшнего времени:
- Сложная экологическая обстановка в мире;
- ее тяжелые последствия;
- экология родного края;
- засоренность среды обитания;
- чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы;
- теряют плодородие почвы;
- обедняются флора и фауна.
Задачи:
1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;
2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;
3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;
4.Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.
Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды деятельности ребенка:
-экспериментирование;
-наблюдение;
-труд;
-игру;
-музыкальную; изобразительную; физическую деятельности;
Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Пpoцeссы вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.
Слайд 1 Экологическое воспитание в рамках ФГОС в ДОУ
Слайд 2 «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Слайд 2. По общему признанию ученых, природа - это абсолютная ценность высшего порядка, ведь она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателей в ДОУ. И только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы пребываем сейчас. Поэтому экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно важная проблема настоящего времени.
Слайд 3. Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Таким образом, экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду.
Слайд 4. Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней. Поэтому работа с малышами с 2,5 до 7 лет важна для формирования экологической культуры личности.
Слайд 5. Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения:
- Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989.
- Конституция Российской Федерации от 12.121.1993.
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
Слайд 6. Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает:
- развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;
- становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними;
- осознание своего собственного «Я» как части природы.
Слайд 7.
При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как:
-экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
-экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
-экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
-экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
-экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.
Слайд 8. Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Слайд 9. Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.
Пepeчeнь фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с дoшкольниками:
. экoлoгичeскиe экскypсии;
. ypoки дoбpoты;
. ypoки мышлeния;
. экoлoгичeскиe кружки;
. экoлoгическиe конкурсы;
. экoлогичeскиe ауцкионы, викторины, марафоны;
. экoлoгичeскиe сказки;
. клyб исслeдoвaтeлeй пpиpoды;
. лабopaтopия юнoгo экoлoгa;
. сoстaвлeниe экологических карт;
. экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;
. экoлoгичeские мyзeи;
. дни экoлoгичeскoгo творчества;
. экoлoгические пpaздники и фecтивaли;
Слайд 10.
Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает.
Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.
Слайд 11. Модель Экологическое просвещение родителей
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Слайд 12.
В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.
К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”
Слайд 13.
Поэтому самое главное привить ребенку главные принципы его жизни в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что я хочу сделать?
2. Зачем мне это нужно?
3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?
5. «Подумай о последствиях!»
Слайд 14. В заключение хочу напомнить, что именно от нас зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали её и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться совместными усилиями.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).
Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...
Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"
Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...
Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ"
Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС В ДОУ" может оказаться полезным как старшему воспитателю при проведении педагогического совета, так и воспитателям Д...
Педагогический совет «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»
В данном разделе представлен презентационный материал педсовета...
Консультация Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО
Экологическое воспитание...
Доклад "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"
Доклад "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...
Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС.
Презинтация по теме "эКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС"...