Творческий проект в младшей группе «В мире сказок»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Булдакова  Светлана Николаевна

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая у всех народов. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gostyah_u_skazki.docx483.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №22 "Город детства"

        

Адрес: 142718, Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, ул. Южная, д. 11, к. 1

Творческий проект в младшей группе

«В мире сказок»

Подготовила и провела

Воспитатель: Булдакова С.Н.

р.п. Дрожжино 2023г.

Тип проекта:

художественно- эстетический.

Вид проекта:

групповой.

Продолжительность:

краткосрочный (1неделя).

Формы работы:

познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.

Дата проведения:

с 06 февраля по 10 февраля 2023 года

Актуальность проблемы:

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая у всех народов. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучение детей. Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького человека, близка его мышлению, представлению.

Постановка проблемы:

Дети знают мало русских народных сказок.

Цель: сформировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

Создать необходимые условия для знакомства со сказками.

Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.

Формировать умение пересказывать сказки.

2. Развивающее:

Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.

Пробуждать интерес к сказкам.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

- Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.

- Дети попробуют в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.

- Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)

- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

- Организация выставки рисунков.   «В гостях у сказки» (с привлечением родителей).

- Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация.

Методы проекта:

Познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры.

Этапы реализации проекта.

1 этап: подготовительный (разработка проекта).

- определение проблемы и актуальности проекта;

- постановка цели и задач;

- определение форм и методов работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;

- создание РППС:

Внесение в книжный центр русских народных сказок. Создание дидактических игр по проекту.  Пополнение музыкально-театрального центра масками для инсценировок сказок, подвижных игр. Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»

         2 этап: основной.

- проведение познавательно-игровой деятельности по теме согласно планированию.

3 этап: заключительный (подведение итогов проделанной работы).

- анализ полученных результатов;

- выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

         - итоговое мероприятие «Игра – драматизация по сказке «Репка».

Результат проекта:

1. Дети познакомились с сказками.

2. Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

3. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

4. Дети познакомились с театральными постановками.

5. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Комплексно-тематическое планирование.

        1. Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой», «Узнай, чья тень», «Добро-зло в сказках».

2. Музыкально - дидактическая игра "Покажи кто это" (соотносить музыку с персонажами сказок, учить имитировать движения детей).

3. Образовательная ситуация «Какие вы сказки?» (формировать интерес детей к сказкам, вызвать желание слушать их).

4. Выставка «Моя любимая книга».

Познавательное развитие.        

1. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

2. Просмотр любой сказки на выбор детей.

3. Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения).

4. Трудовая деятельность: «Покажем Лисичке, как мы трудимся».

Речевое развитие.

        1. ООД по развитию речи «Любимые сказки».

2. Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку).

3. Показ настольного театра «Колобок»; инсценировки сказок «Репка», «Теремок».

Художественно-эстетическое развитие.

        1. ООД лепка «Колобок».

2. ООД по рисованию «Путешествие по сказкам».

3. ЧХЛ: чтение на протяжении проекта любимых сказок детей; отгадывание загадок о героях сказок.

4. Игра на «Шумелках».

5. Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички».

6. Постановка сказки «Колобок».

Физическое развитие.        

Дыхательная гимнастика: «Курочка», «Гуси летят».

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси-гуси».

Работа с родителями:

- познакомить родителей с темой проекта;        

- привлечь родителей:

к совместной работе с детьми и воспитателем;

к оформлению выставки «Герои любимых сказок»;

повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.        

Консультации в информационный уголок:

«Ценность семейного чтения»;

«Сказка, что она дает детям».

Содержание проектной деятельности:

Понедельник, 06.02.2023г.        

1. Викторина «В мире сказок».

2. Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом».

3. Физ. минутка: Выглянуло солнышко, светит высоко.

4. Рекомендации родителям: «Какие сказки читать детям».        

Вторник, 07.02.2023г.        

1. Загадывание детям загадок «Любимые сказки».

2. Артикуляционная гимнастика. Сказка «Как Язычок лепил снеговика».

3. Физ. минутка «Посадили репку в огороде».

4. Пословицы к сказкам.

5. Рекомендации родителям «Не пытайтесь заменить чтение сказки».

Среда, 08.02.2023г.        

1. Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?».

2. Пальчиковая гимнастика «Белка».

3. ООД лепка «Колобок».

4. Считалочки.

5. Памятка для родителей «Значение сказок в жизни ребёнка».

        

Четверг, 09.02.2023г.        

1. Занятия по нетрадиционной технике рисования «Путешествие по сказкам».

2. Беседа по сказке «Колобок». Отгадывание загадок.

3. Пальчиковая игра «Как мы репку посадили».

4. Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребёнка».

Пятница, 10.02.2023г.        

1. Загадки к сказкам.

2. Подвижная игра «Теремок».

3. Дыхательная гимнастика «Курочка».

4. Итоговое мероприятие: Игра – драматизация по сказке «Репка».

Сказка «Как Язычок лепил снеговика».

Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всѐ вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5).

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха».

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом — другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом — влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!

        

Загадки к сказкам.

Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(Колобок).

Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел.

(Волк и семеро козлят).

Бабушка за дедушку,

Ухватилась крепко:

«Ох, никак не вытянуть,

Помогите, детки!».

Добрые помощники,

Скоро набегут,

Победит упрямицу,

Общий, дружный труд.

(Репка).

Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом,

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела!

(Маша и медведь).

Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!

(Три медведя).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит.

Это: (Доктор Айболит).

Как-то мышка невеличка,

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба).

В этом доме без забот,

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом.

(Теремок).

Хоть он был без рук и ног,

Но сбежать из дома смог.

Волк и заяц, и медведь,

Не смогли за ним поспеть.

Но лисичка знает дело -

Быстро "Ам" его и съела.

(Колобок).

Трудно бабушке и деду

Репу вытащить к обеду.

Внучка, Жучка, даже кошка,

Помогали им немножко,

Кто еще пришел на грядку?

Отгадай-ка ты загадку.

(Мышка из сказки Репка).

В сказке лисонька плутовка,

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

(Заюшкина избушка).

В день именин она разбогатела.

Попировать с друзьями захотела,

Но тут ее злодей задумал погубить,

Решил ее он задушить.

Это скандал, это кошмар.

Но помешал ему комар!

(Муха-цокотуха).

Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения).

Цель: формировать умение детей вести себя при ситуации с незнакомыми людьми.

Задачи:

1. Формировать знания основ личной безопасности.

2. Формировать более точное понимание того, кто является «своим», «чужим», «знакомым».

         3. Развивать память, внимание, мышление.

4. Воспитывать любовь к сказкам.

Воспитатель. Чтобы вежливыми быть надо здравствуй говорить.

(дети выполняют пальчиковую гимнастику).

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй солнце золотое.

Здравствуй утро,

Здравствуй день,

Нам здороваться не лень.

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребятки давайте с вами вспомним сказку «Колобок».

На пригорке стоял домик. Жили в этом домике дед и бабка. Как-то раз деду очень захотелось румяного колобка. Вот он и говорит бабке.

- Бабка испеки, пожалуйста, колобок.

А бабка отвечает: - Как испечь то, муки то нет.

- А ты по коробу поскреби, по сусекам помети, вот и наберешь муки горсти две.

Бабка так и сделала, по коробу поскребла, по сусекам помела и набрала две горсти муки. Испекла бабка колобок, положила на окошечко, а сама ушла в огород. Получился колобок, румяный, ароматный. Полежал колобок немножко, надоело ему лежать, и колобок скатился, к лесу покатился.

Воспитатель:

Сказка вам понравилась?

Кто первым встретился Колобку?

Какой он Заяц (трусишка, добрый)?

Кто следующий кого встретил Колобок?

Волк, он какой (страшный, злой)?

После Волка был Медведь.

А он какой (большой, косолапый)?

Кто же следующий кого встретил Колобок?

Лиса она какая (хитрая, ласковая)?

Что случилось с колобком, который ушел гулять без спроса?

А что бы случилось если Колобок не скатился с окошка (Ответы детей).

Подвижная игра «Зайка серенький сидит».

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так.

Мы узнали из сказки что все герои разные Заяц -трусишка, Волк-злой, Медведь- неповоротливый, Лиса –хитрая. Так же и люди в жизни разные бывают, которые выглядят очень добрыми, готовыми прийти на помощь. А другие люди могут выглядеть по- недоброму.

Поэтому с незнакомыми людьми надо быть осторожными. Кого из людей вы считаете своими? (Это те люди, которые называются родственниками: мама, папа, сестра, бабушка, дедушка).

Как вы думаете «чужие» - это кто? (Это люди, посторонние нам, которых вы не знаете электрик, сантехник, незнакомый человек). Не всегда незнакомые люди бывают дружелюбны к нам. Они могут замышлять что-то недоброе.

Теперь мы с вами знаем, каких людей считать чужими. Доверять можно только близким людям. Незнакомый, чужой человек может причинить большой вред, сильно испугать, разлучить с близкими, отобрать что-нибудь.

Воспитатель:

Ребятки, а вам можно так же, как и Колобок взять и уйти из дома? Нет, нельзя. Потому, что на улице вы потеряетесь, заблудитесь.

Хороший ребёнок знает,

Если один гуляет,

То быстро без взрослых заблудится,

Ведь очень опасная улица!

Запомни! Лучше всего постараться не отставать и не теряться, для этого необходимо не отвлекаться, стараться быть рядом с родными.

Памятка для родителей «Значение сказок в жизни ребёнка».

«Что за прелесть эти сказки!» - восклицал А. С. Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы».

Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет?

Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Заюшкина избушка».

Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной.

Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь.

В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему.

Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности.

Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.

Рекомендации родителям.

«Не пытайтесь заменить чтение сказки!»

- Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.

- Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

- Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.

- Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

«Какие сказки читать детям»?

Общее правило чтения сказки детям любого возраста гласит – сказку нужно читать, пока у ребенка есть интерес в глазах, то есть пока ему очень хочется слушать ее. А поэтому: большие по объему сказки (сказки с продолжением) заканчиваем читать на самом интересном месте, чтобы у ребенка было большое желание узнать, что же случится дальше и продолжить слушание.

Если ребенок устал и не хочет слушать книгу, то лучше всего не заставлять. Вместо этого пойти на прогулку или поиграть, сменить вид деятельности. Насилием интерес к книге не воспитать.

Перед чтением назовите ребенку жанр, автора и название сказки. Например: «Давай почитаем сказку Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит». Называние жанра — это маленький шажок к культуре чтения, к знанию особенностей разных жанров литературы. (Позже – к 6-7 годам Ваш ребенок сможет уже точно определять жанр и отвечать на вопрос: «Что это за произведение – сказка, рассказ или стихотворение?», «Это колыбельная или считалка?» и давать обоснование своего мнения.) Жанр называйте всегда точно, правильно – не «стишок», а «стихотворение», не «сказочка», а «сказка».

Если сказка народная – то можно сказать так: «Я расскажу тебе украинскую народную сказку «Рукавичка».

Прежде чем читать сказку ребенку, желательно взрослым ознакомиться с ее текстом и иллюстрациями. Это нужно и для того, чтобы вовремя объяснить незнакомые слова, и чтобы обратить внимание на выразительные слова и образные сравнения, на язык сказки. И еще по одной причине – которая возникла в последнее время в книгоиздании для детей. Очень важной причине.

Покупая книжку для ребенка, обязательно внимательно прочитайте текст сказки прямо в магазине, т.к. сейчас очень часто встречаются «вольные» пересказы известных сказок и переводы, которые отнюдь не отличаются художественностью.  Такие тексты очень вредно читать детям.

Очень часто малыши просят несколько раз читать одну и ту же сказку. Что делать – читать ее или предлагать другую? Конечно же, читать — читать ту сказку, которую малыш выбрал и просит повторить. Дети дошкольного возраста очень любят повторения сказок, они каждый раз заново проживают одни и те же ситуации с таким же удовольствием, как будто слушают сказку в первый раз. Потом они начинают исправлять Ваши неточности, если Вы где-то ошиблись при чтении, знают сказку почти наизусть, но всё равно снова и снова просят ее повторить. Это важный этап в развитии ребенка как будущего читателя.

У каждого ребенка или у каждой группы детей есть одна такая любимая книжка, которая зачитывается до дыр. Очень важно, чтобы такая книга — сказка несла в себе общечеловеческие нравственные ценности, имела художественный язык, несла положительные сценарии поведения и жизненные сценарии. Мы не знаем, в какую книгу из прочитанных вдруг «влюбится» Ваш ребенок, какая захватит его внутренний мир и станет спутником по жизни, на кого из сказочных героев он захочет стать похожим, поэтому к каждой книге для детей предъявляются очень высокие требования.

Прочитать одну и ту же сказку можно и сегодня, и завтра, и послезавтра, и на следующей неделе, потом сделать перерыв и снова повторить. Каждый раз сказка открывает перед нами всё новые пласты смысла, мы начинаем видеть в ней то, что раньше не замечали. Потом Вы сами увидите, как ребенок к сказке «остыл» и сам предложил послушать другую.

Дети любят инсценировать сказки. Никогда не вырезайте для театра фигурки из книжки. Этим мы продемонстрируем свое неуважение к книге. Где взять картинки для игр – инсценировок:

А) сделать цветной ксерокс страниц книжки и наклеить фигурки на картон,

Б) сделать фотографии картинок из книги, распечатать их и вырезать,

В) в Интернете есть варианты картинок по сказкам, которые тоже можно использовать. Причем очень удобно комбинировать персонажей из разных сказок для сочинения своих собственных.

Играя в сказку, ребенок может изменять ее сюжет, вводить новых персонажей, новые диалоги. Это нормально, нельзя его останавливать или тем более ругать, что «плохо слушал, в сказке такого не было». Разрешите малышу творить, придумывать, сочинять. Это замечательно! Ведь сказка и игра-инсценировка — это творчество, живая речь, а не заученный заранее наизусть текст. И творческие театрализованные и режиссерские сказки (игры по сюжетам сказок) – это очень важная часть жизни ребенка, необходимая для его полноценного развития.

Если малышу не интересны книги, не расстраивайтесь. Интерес к книге воспитывается, развивается – это не врожденное качество. В этом случае начинайте с небольших произведений, заканчивая чтение до момента усталости малыша.

Сказка или мультик — какой вариант из двух лучше?  Вариант 1 -  сначала посмотреть с ребенком мультик по сказке, а потом прочитать эту сказку. Или вариант 2 – сначала прочитать сказку, а потом посмотреть по ней мультфильм?

Лучше второй вариант. И вот почему. При слушании сказки ребенок более активен, он сам придумывает – воссоздает в своем воображении образы героев сказки. У него нет перед глазами мелькающих картинок на экране, а поэтому он более внимательно вслушивается в слова сказки. При просмотре мультика малыш пассивен, образы героев уже созданы режиссером и художником. Разумеется, что ничего страшного не будет, если малыш сначала увидит мультфильм, а потом Вы прочитаете сказку. Но если есть выбор – то лучше выбрать второй вариант. Не бойтесь читать детям не говорящим или плохо говорящим сказки с ярким художественным языком, со сложными синтаксическими конструкциями, не упрощайте язык сказки «под уровень речи ребенка». Пусть малыш еще говорит плохо – но он всё впитывает и всё понимает! Наоборот, даже плохо говорящим детям очень нужно и очень важно ежедневно и часто читать высокохудожественные сказки, давая образец литературной речи. Эта та «питательная среда», в которой будет постепенно формироваться и развиваться богатая выразительная речь ребенка. Иначе он так и останется на уровне примитивной мысли и примитивной речи. Не обедняйте литературную жизнь и язык Ваших малышей! Закладывайте задел на будущее!

Детям младшего дошкольного возраста народную сказку лучше рассказывать, а не читать по книге (если есть такая возможность). Или хотя бы просматривать текст сказки «вперед» глазами по книге, а потом повторять ее вслух малышу, глядя ему в лицо и наблюдая за его реакцией.

Когда Вы рассказываете сказку, глядя на ребенка, Вы видите его реакции, Вы можете в нужный момент сделать паузу, поменять интонацию речи, задать вопрос. Маленькому ребенку трудно и совсем не интересно слушать сказку, если взрослый уткнулся в текст и не обращает внимание на малыша.

Пальчиковая игра:

«Как мы репку посадили».

Выглянуло солнышко.

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти!

Появляются листочки,

Распускаются цветочки.

Физкультминутка «Репка».

Вот мы репку посадили (наклониться).

И водой её полили (имитация движения).

А теперь её потянем (имитация движения).

И из репы кашу сварим (имитация движения).

И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу).

Физкультминутка «Посадили репку в огороде».

Мы шагаем друг за другом.

Лесом и зеленым лугом (ходьба).

Перед нами огород (руки вытянуть вперед).

Дед на помощь нас зовет (махи руками).

Вот мы репку посадили (наклониться).

И водой её полили (имитация движения).

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны).

А теперь её потянем (имитация движения).

И из репы кашу сварим (имитация движения).

И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу).

Быстро справится сумели,

И на место тихо сели.

Бодрящая гимнастика «В огороде –Репка».

В огород мы пойдем, овощей наберем.

(дети идут по кругу и изображают как будут набирать овощи).

В огороде нашем, нет нашей репки краше!

          (поглаживают руками лицо)

Круглый бок,

(повороты в стороны)

Желтый бок,

          (наклоны в стороны)

Сидит на грядке колобок,

(дети приседают)

Врос он в землю крепко, потянем его детки!

           (наклоны вперед)

Тянем – потянем, вот и вытащили репку!

           (руки поднимают вверх)

А она сочна, кругла, большая,

(руки в стороны)

Одним словом, удалась – желтым солнышком зажглась!

(дети закрывают глаза, жмурятся; руки поднимают вверх).

Конспект ООД занятия по нетрадиционной технике рисования «Путешествие по сказкам».

Программное содержание:

Развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами.

Закреплять умение называть название сказки, и ее героев; продолжить формировать умение отвечать на вопросы, развивать речь детей; воспитывать любовь к сказкам.

Воспитывать желание помочь, заботливое отношение к животным.

Воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования.

Продолжать учить детей рисовать в нетрадиционной технике «пальчиками»; аккуратно окунать пальцы в краску, не разбрызгивая краски; прикладывать пальцы к листу бумаги прижимая ее оставляя отпечаток.

Развивать мелкую моторику рук.

Закрепить знания белого цвета. Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать.

Развивать интерес к рисованию красками.

Предварительная работа:

• чтение сказок с детьми «Колобок», «Рукавичка»;

• беседы по прочитанным сказкам;

• рассматривание иллюстраций к прочитанных сказок;

• театрализация отрывков прочитанных сказок;

• просматривание мультипликационных фильмов «Рукавичка», «Колобок»

Методический материал: игрушка- зайчик, колобок, рукавичка, театр на фланелеграфе, клеёночки, листы, салфетки, баночки с водой, крышечки с краской.

ХОД

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

         (Дети берутся за руки, друг другу улыбаются).

Воспитатель: Теперь давайте улыбнёмся и гостям.

(Звучит музыка)

Воспитатель: Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

          Может быть, добро и ласку.

          Может быть, вчерашний снег.

          В сказке радость побеждает,

          Сказка учит нас любить.

          В сказке звери оживают,

          Начинают говорить.

- Ребята, а вы любите сказки?

К нам пришел гость, а кто это вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Любит красную морковку,

Грызёт капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой - (заяц).

Заходит зайчик.

Воспитатель. Мне кажется, что он очень огорчен, давайте послушаем его и все узнаем.

Зайчик. Здравствуйте, ребята. Я потерялся и не знаю где мой дом, откуда я? Помню, что жил в какой-то сказке, но в какой забыл. Помогите мне, пожалуйста, попасть домой! Я очень замерз и мне так страшно, здесь вокруг, все такое незнакомое.

Воспитатель. Не переживай, зайчик, мы тебе поможем.

Ребята, я предлагаю отправиться в сказочный лес, чтобы найти сказку, в которой живет зайчик. А на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

Мы с вами отправимся на воздушном шарике.

Вот мы с вами в сказочном лесу. На дорожке лежит рукавичка. Ребята, что это? Кто же ее потерял?  Может она тоже из сказки? А из какой сказки? Кто же живет в рукавичке?

Дети вытаскивают из рукавички по одному герою, называют, его и выкладывают на стол.

Воспитатель. Сколько героев в этой сказке? А рукавичек? Что же случилось с жителями рукавички? Может наш зайчик в этой сказке живет? Не твоя ли это сказка, зайчик?

Зайчик. Нет, к сожалению, не моя. Заяц плачет.

Воспитатель. Что с тобой, зайчик?

Зайчик. Я кушать хочу!

Воспитатель. А чем мы можем зайку накормить? У меня в руках корзинка, а в ней разрезные картинки с изображением морковки и капусты. Если мы с вами их соберем, то сможем накормить зайчика.

Воспитатель. Ребята, а морковка, и капуста, это овощи или фрукты? А чем они полезны? Правильно, ребята в них много витаминов. В морковке есть витамин, который помогает нашим глазкам, а в капусте витамин, который способствует быстрому заживлению ран, а также быстрому выздоравливанию. Так, что зайчик, ешь на здоровье.

Зайчик. Как вкусно! Спасибо вам ребята.

Воспитатель. Тогда отправляемся дальше.

(Под музыку дети идут друг за другом) На пеньке колобок.

Воспитатель. Ребята, в какую сказку мы попали?

Каких героев встречал колобок в этой сказке? Давайте поиграем!

Пальчиковая игра «КОЛОБОК».

Колобок - румяный бок, укатился за порог!

(Левая кисть лежит на столе ладонью вверх. Правой раскрытой ладонью

 круговыми движениями, как катаем пластилиновый шарик, водим поверх левой ладошки).

        Скок-поскок, скок-поскок, укатился за порог!

(Правую ладонь сжать в кулачок, и послогово, с небольшим надавливанием "пройтись" кулачком, как молоточком, по подушечкам пальцев левой руки. На шестой слог – кулачком «стукнуть» в середину ладони, и закончить круговыми движениями).

Покатился Колобок, по тропинке во лесок!                                     (поменять руки и выполнять движения из предыдущей части)

Скок-поскок, скок-поскок,

По тропинке во лесок!

Встретил он в лесу Зайчонка,

(Двумя пальчиками каждой руки изображаем "ушки" зайчика, слегка сгибая и разгибая - указательный и средний подняты вверх, остальные прижаты к ладони)

И зубастого Волченка,

("устрашающе" сжимаем и разжимаем все пальцы на двух руках)

Мишку косолапого.

(Кулачки сжать и послогово "потопать" по столу).

А Лисичка Колобка,

Хвать! Взяла и сцапала!

(Пальцы обеих рук быстро соединить в замок).

Воспитатель. Зайчик не твоя ли эта сказка?

Зайчик. Это моя сказка, я здесь живу. Спасибо вам ребята.

Давайте нарисуем нашего зайчика.

         Какой он (белый, пушистый).

Подходите все к столам. Рисовать мы будем не обычным способом, а пальчиком. У вас на листочках нарисован контур зайчика, стоит краска белого цвета, а также салфетки для чего они вам понадобятся?

         

Приступайте к работе.

Какие красивые зайчики у вас получились. Пока они высыхают я предлагаю вам поиграть с зайчиком в игру «Зайка беленький сидит»

Воспитатель. А нам зайка пора возвращаться. А ты можешь в любое время к нам в гости прийти. Не забывай нас. До свидания. Беритесь ребята за волшебную веревку нашего воздушного шара.

Конспект ООД лепка «Колобок»

Цель - вызвать у детей интерес к созданию сказочного образа по мотивам знакомой сказки.

Задачи:

1. Обучающие: вызвать интерес к образу Колобка, побуждать называть персонажей сказки; упражнять детей в скатывании округлой формы и создании образа веселого Колобка; учить скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями.

2. Развивающие: продолжать развивать интерес к лепке, развивать мелкую моторику;

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь.

Предварительная работа: показ магнитного театра по русской народной сказке «Репка», беседа по содержанию.

Приоритетная образовательная деятельность: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы:

1. Словесный: художественное слово (стихотворение, загадка, беседа).

2. Наглядный: демонстрация.

3. Игровой: физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Словарная работа: колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

Индивидуальная работа: поупражняться с детьми в раскатывании пластилина круговыми движениями.

Демонстрационный материал: запись мелодии «В гостях у сказки», картинки персонажей сказки, персонажи к сказке «Колобок» (настольный театр).

Раздаточный материал: пластилин на каждого ребенка, доски для лепки, салфетки.

Оборудование: мольберт.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Вводная часть

Организационный момент

Дети вместе с воспитателем под мелодию «В гостях у сказки» входят в группу.

Воспитатель:

- Сегодня приглашаю вас в мир сказок.

          Вы любите, ребята, сказки?

          Вижу, заблестели глазки.

          Сядьте тихо, посидите,

          Мою сказку не спугните.

Дети проходят и садятся на стульчики.

Воспитатель обращается к детям: - Я вам загадаю загадку, давайте вместе попробуем отгадать о какой сказке идет речь?

          Он от дедушки ушел

          И от бабушки ушел.

          Только, на беду, в лесу

          Встретил хитрую Лису.

Ответы детей: (Колобок)

Воспитатель: - Правильно. Ребята, кого первым встретил в лесу Колобок, когда убежал от деда с бабкой?

Ответы детей: - Встретил зайца.

Воспитатель на мольберте выставляет первого персонажа сказки.

Воспитатель: - Какие ушки у зайчика?

Ответы детей: - У зайчика длинные ушки.

Воспитатель: - Покажите, какие длинные ушки у зайчика (дети показывают ушки).

Воспитатель: - Кого в лесу Колобок встретил после зайца?

Ответы детей: Встретил волка.

Воспитатель на мольберте выставляет второго персонажа – волка.

Воспитатель: - Как воет волк?

Дети: у-у-у.

Воспитатель: - А кого Колобок встретил после волка?

Ответы детей: - Встретил медведя.

Воспитатель: - Как рычит медведь?

Дети: р-р-р.

Воспитатель: - Укатился от медведя Колобок и кого встретил?

Дети: - Встретил лису.

Воспитатель: - Какой оказалась лиса?

Ответы детей: Хитрая.

Воспитатель предлагает детям поиграть.

Физминутка «Колобок».

Колобок, Колобок,

(Идут в полуприсядку, руки на поясе),

Колобок – румяный бок.

По дорожке покатился

(Бег на носочках, руки на поясе)

И назад не воротился.

Встретил мишку, волка, зайку,

(Лицом в круг, изображают животных)

Всем играл на балалайке.

(«Играют» на балалайке)

У лисы спел на носу,

(Пляшут, разводят руками)

Больше нет его в лесу.

Воспитатель: - Тут и сказке конец, а кто слушал молодец! Только вот беда – бабка с дедом огорчились, ведь колобка у них больше нет.

Как помочь бабе с дедом, чтобы они не расстраивались?

(воспитатель подводит детей к тому, что нужно слепить колобка)

Пальчиковая гимнастика с совместным проговариванием «Колобок»

Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)

Тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)

А потом его катаем, (катаем)

На окошко сажаем. (раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)

Укатился озорник! (вращение кистями)

2. Основная часть

Практическая работа.

Воспитатель:

Кусочек пластилина

На ладошку положу

И ладошкою прикрою.

В ручках его я покружу,

В шарик быстро превращу.

Крутим, крутим кругляшок

Получился,

Кто, ребятки? -

Дети отвечают хором: - Ко – ло – бок!

Воспитатель: - Ребята, чтобы Колобок получился веселым, что нужно сделать ему?

Ответы детей: Глазки, ротик, носик.

Самостоятельная работа детей. Во время работы воспитатель обращает внимание детей на приемы лепки (скатывании округлой формы комочков пластилина круговыми движениями ладоней)

Игра – драматизация сказки «Теремок».

Цель: развивать творчество, самостоятельность, артистические навыки в ходе обыгрывания сказки «Теремок», приобщать дошкольников к театральному искусству.

Задачи:

Образовательная: учить детей использовать для передачи образов героев сказки выразительные средства: интонацию, жесты, мимику

Развивающая: способствовать разностороннему развитию детей; развивать память, воображение, словесное творчество.

Воспитательная: воспитывать дружеские и доброжелательные взаимоотношения.

Оборудование: шапочки/маски сказки «Теремок»: мышки, лягушки, зайца, лисички, волка, медведя.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Недавно мы с вами читали сказку Теремок. Все ли из вас ее помнят? Давайте вспомним, кто жил в Теремке? Как обычно называют мышку в сказках? А почему? Как вы думаете, почему лягушку называют квакушкой? А как называют зайчика? Как вы думаете, какая обычно лиса в сказках?

Сегодня мы с вами поиграем! Я буду рассказывать сказку, а вы мне будете помогать, согласны? У нас с вами будет настоящий театр. А в настоящем театре всегда есть актеры и зрители.

А сейчас, сказка в гости к нам спешит. Давайте ее послушаем и поиграем.

Звучит музыка к сказке «Теремок» - «вступление».

Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Солнышко его пригревало, ветер обдувал.

- Ребята, а вы умеете ветер делать?

Дети выполняют дыхательное упражнение: Вдох носом, выдох ртом.

Мышка-норушка по полю бежала, теремок увидала.

Звучит музыкальное сопровождение - «мышка».

Подбежала, посмотрела в окошечко и говорит:

- Кто-кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живет?

Никто не ответил.

Но чтобы в наш теремок попасть нужно разными умениями обладать. Вот ты, например, мышка, умеешь в ладоши хлопать?

Мышка хлопает.

Заходи мышка! Стала мышка-норушка жить-поживать в теремке.

А в это время мимо лягушка-квакушка прыгала.

Звучит музыкальное сопровождение - «лягушка» .

Увидела она теремок, подошла к нему и говорит:

- Кто-кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живет?

А ей в ответ:

- Я мышка – норушка, а ты кто?

- А, я лягушка – квакушка, пусти погреться.

Пустим, но покажи сначала, как ты прыгать умеешь?

Лягушка прыгает.

3. Заключительная часть

Воспитатель.

Ребята, кого мы сегодня лепили? Что вам больше всего понравилось на занятии? Всем спасибо! Все молодцы!!!

Здорово! Заходи к нам, в теремок! Зашла лягушка и стали они вдвоем жить-поживать.

Только зашла, как вдруг бежит мимо зайчик-побегайчик.

Звучит музыкальное сопровождение - «зайчик».

Подбежал заяц к теремочку и говорит:

- Кто – кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живёт?

А ему в ответ:

- Я мышка – норушка, я лягушка – квакушка, а ты кто?

- Я зайчик – побегайчик. Пустите меня в теремок.

С удовольствием, только сыграй нам вначале на ложках!

Заяц играет.

Какой ты хороший музыкант. Заходи, вместе жить веселее!

А это время проходила мимо теремка лисичка-сестричка.

Звучит музыкальное сопровождение - «лисичка».

Подошла она к нему и говорит:

- Кто – кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живёт?

А ей отвечают:

- Я мышка – норушка, я лягушка – квакушка, я зайчик – побегайчик, а ты кто?

- А я лисичка - сестричка. Можно и мне с вами в теремке поселиться?

Мы рады будем! Но для начала покажи, как ты танцуешь!

Лисичка танцует.

Замечательно! Заходи к нам. И стали они вчетвером жить. Все они в теремке дружно живут, песни поют.

Тут по полю шел волчок – серый бочок.

Звучит музыкальное сопровождение - «волк».

Теремочек увидал и постучал:

- Кто- кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

А из теремка отвечают:

- Я мышка-норушка, я лягушка – квакушка, я зайка – побегайка, я лисичка – сестричка. А ты кто?

- А я волчок – серый бочок. Пустите в теремок.

Заходи. Только отгадай сначала нашу загадку, а ребята тебе помогут!

Невелик собою дом,

Но зато вместителен.

Уместиться можно нём

Самым разным жителям.

Не висит на нём замок.

Этот домик — ...

(Теремок)

Правильно. Заходи, волчок-серый бочок.

Живут они впятером, живут-поживают, горя не знают.

Вдруг идет мимо медведь косолапый.

Звучит музыкальное сопровождение - «медведь».

Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я мышка – норушка! Я лягушка - квакушка! Я зайчик - побегайчик! Я лисичка - сестричка! Я волчок-серый бочок.

- А ты кто?

- Я - мишка косолапый! Пустите меня к вам жить!

- Нет, ты наш теремок раздавишь.

- Пожалуйста, пустите.

- Ну хорошо, иди к нам жить!

Медведь полез в теремок. Лез-лез, лез-лез, а теремочек закачался и рассыпался!

Что же делать? Как нам быть? Решили звери построить новый теремок, лучше прежнего. Давайте и мы ребята поможем нашим героям, приготовьте свои ладошки!

Проводим гимнастику «Строим дом».

Строим, строим, строим дом. – стучим кулачком по кулачку

Будет всем уютно в нем. – сжимаем пальчики на руках в «замочек»

Строим крышу и окно. – поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома

Будет в домике светло. – поднимаем руки наверх, покачиваем, изображая солнце.

Вот какой получился теремок. Понравилось вам, ребята? В какой сказке мы побывали? А что мы сделали со сломанным теремком?

         Прощание и уход Бабушки – сказочницы.

Результат проекта:

1. Дети познакомились с новыми сказками.

2. Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

3. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

4. Дети пробовали отображать прочитанное в творческих работах.

5. Дети познакомились с театральными постановками.

6. Итогом нашего проекта стала  игра – драматизация  по сказке «Теремок».

7. Обсудили с детьми наш проект.

 

Список литературы:

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

 Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе " В мире сказок"

Сказка – жанр устного народного творчества. Она учит ребенка добру и справедливости, сопереживанию и дружбе. За вымыслом скрываются человеческие отношения, поэтому сказка имеет огромное воспитат...

Проект во 2 младшей группе «В мире сказок»

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости....

Проект по театральной деятельности для детей 1 младшей группы"В мире сказок"

Это групповой, краткосрочный проект для детей 1 младшей группы (2-3 года). Целью проекта является - приобщение детей к сказкам посредством различных видов театра. В результате которого  - де...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «В мире сказок»

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая у всех народов. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национальног...

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе "В мире сказок"

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе ...

Проект в младшей группе «В мире сказок»

Творческий, информационно – игровой проект в младшей группе...