Опытно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимний период"Секреты зимы"
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Зимина Ольга Юрьевна

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем больше количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.Старший дошкольный возраст – самый эффективный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск    знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи ребенка. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Зима

Исследовательская деятельность

·  Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка.

·  Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

·  Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

·  Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

·  Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на

·  их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень. Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.)

·  Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

·  Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)

·  Сравнить снегоочиститель с машиной «скорой помощи».

·  Сравнить ягоды до мороза и после

·  На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.

·  Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.

·  Поискать на участке детского сада следы птиц.

·  Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке"

Начинаем зимний праздникБудут игры, будет смехИ веселые забавыПриготовлены для всех!Хороша красой своеюНаша Зимушка-зимаПорезвиться здесь сегодняСобралась вся детвора....

Опыт работы "Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимней период".

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Для  решения этой проблемы необходимо  активнее вовлекать ребенка в мир движений, тем б...

Опытно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...

Опытническо-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке (теплый период года)

Опытническо-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке(теплый период года)...

Опытническо-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке

Опытническо-экспериментальная деятельность  детей старшего дошкольного возраста на прогулке...

Мастер- класс на тему: Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке.

создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов - участников мастер- класса в процессе педагогического общения....

Методическая разработка по теме " Организация деятельности детей младшего дошкольного возраста на прогулке в весенний период"

Методическая разработка по теме " Организация деятельности детей младшего дошкольного возраста на прогулке в весенний период"...