"Мир камней"
план-конспект занятия по окружающему миру

Дудченко Наталья Юрьевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_kamney.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«МИР КАМНЕЙ»

Срок реализации: январь – февраль

Группа (с 3 до 4 лет)

Актуальность

Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Проблема – проводя работу по экологическому воспитанию детей в детском саду, мы часто обращаем внимание детей на живые объекты. Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало.

Тип проекта: исследовательско - игровой.

По продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников.

Цель проекта – расширение представлений детей о мире камней, умении обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.)

Задачи:

- развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования;

- формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

- активизировать работу с родителями, привлечь их к участию в реализации проекта на основе сотрудничества.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно – подготовительный

  • Обсуждение цели, задач с детьми, родителями, специалистами.
  • Подбор методической литературы по теме.
  • Подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий.
  • Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями.

2 этап. Рефлексивно – диагностический

  • Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

3 этап. Практический

  • Реализация проекта в соответствии с планом.

Перспективный план работы

Дата

Содержание работы с детьми

Содержание работы с родителями

Январь – февраль  

Разработка и оформление проекта. Составление перспективного плана работы.

Ознакомление с темой, целями и задачами проекта.

 Работа с детьми начинается с загадки:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий — в ладошке лежать.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Беседа: «Что такое камни?»

Сбор камней, предметов из камня  для мини-музея

Игра с движениями «Собираем камни»:

На прогулку мы пошли, Камни разные нашли.

По дорожке мы шли,  много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой в садик принесли.

Экспериментирование:

1. Какими бывают камни?

-Ребята, рассмотрите камни внимательно, какие камни по форме, по поверхности, по температуре, по цвету, на ощупь. (Камни гладкие, шероховатый, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета, неровный, острый, теплый, холодный, тяжелый, легкий, маленькие, большие).

2. «Тонет – не тонет».

А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает) Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет) Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно легче воды).

3. Рассматривание камней через лупу.

-А сейчас возьмите лупу и рассмотрите камень через лупу.

-Что вы увидели?

-Трещины, точки, ямки, бугорки, песчинки.

4. Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.

От самого шероховатого до самого гладкого, от самого тяжелого к самому легкому; выложить из камней узоры.

5. «Могут ли камни издавать звуки?»

- Возьмите несколько камешков в ладони, потрясите их и послушайте, как они стучат друг о друга. Что вы услышали?

-Постучите разными камнями друг о друга.

-Камни могут звучать, если постучать ими друг с другом. Ребята, с помощью камней можно сделать музыкальный инструмент – шумелку.

6. «Мешок ощущений».

В мешке лежат несколько камни (по количеству детей). Нужно найти на ощупь самый маленький, самый большой, шершавый, с острыми краями, гладкий камень. Когда все камни окажутся на тарелочке дети сравнивают их.

7. Форма камешка. 

Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый) Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает - не получается, гвоздь гнется, но не вбивается). Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Вывод: камень тверже дерева.

8. Пластилин – камень.

А теперь возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. (Пластилин помялся, а камень остался такой же). Почему? (Камень твердый, а пластилин мягкий. Из пластилина мы можем слепить что захотим, а из камня нет, он твердый).

Знакомство с украшениями, постройками, памятниками, сувенирами из камней. (С презентацией)

На Руси издавна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Дети подходят к столу, на котором разложены женские украшения) Что вам понравилось? Какие украшения есть у вас дома? Дома вместе с родителями рассмотрите их и определите камни, из которых они изготовлены.

Многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог и др. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшений построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор, показать изделия из драгоценных камней).

Чтение художественной литературы:

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»;

Сказка «Три поросенка».

Познавательная деятельность:

Рассматривание экспонатов коллекции. Беседа «Откуда родом камешки». Сравнение предметов коллекции. Опыты и эксперименты.

Рассматривание картин «Такие красивые горы».

Речевая деятельность:

- Составление рассказа: «Какие бывают камешки».

- Беседа «Кому нужны камни».

- Рассматривание украшений с камнями.

Художественное творчество:

- рисование на тему «Самая красивая гора».

- сбор экспонатов для музея камней.

- творческая мастерская «Украшаем камешки».

Игровая деятельность:

- игра «Гора и камешки».

- дидактическая игра «Выложи картинку из камней».

- подвижные игры «Попади в корзинку», «По каменной дорожке шагают наши ножки» (оздоровительная деятельность).

- Физкультминутка «Гора»

Стоит гора старушка

До небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора страдает

И камешки теряет.

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся

Камешки прочь.

Раскатились камешки

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы.

* Могут вноситься изменения и дополнения

4 этап. Заключительный

  • Обработка и оформление материалов проекта.
  • Презентация проекта

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Кадровое обеспечение

Участники проекта:

- зам.зав. по ВМР

- дети 2 младшей группы

- родители воспитанников

- воспитатели группы.

  1. Информационное обеспечение

- видео презентации;

- наглядно – дидактические пособия;

- картинки;

- схемы.

  1. Материально – техническое обеспечение

- фотоаппарат;

- проектор;

- магнитофон;

- компьютер

- наборы конструктора ТИКО.

Ожидаемый результат:

Дети должны научиться ориентироваться в мире камня. Знать их свойства, особенности, значение и применение человеком. В исследовательской деятельности с камнями раскрыть потенциальные возможности и способности ребенка, его умение самостоятельно делать выводы.

Продукт проекта:

Выставка «Такие красивые горы», «Расписные камешки».

Коллекция камней «Гора самоцветов», «Каменный замок».

Риски.

  1. Несоблюдение сроков реализации;
  2. Проблема привлечения родительской общественности;
  3. Сложность в сборе предметов из камней.

Выводы (прописываются после реализации проекта):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Роспись камней акриловыми красками "Волшебные камни"

Роспись камней для детей – увлекательная арт-терапия, в результате которой создаются отличные игрушки. Этот процесс полезен и детям – он улучшает их навыки рисования. Кроме того, расписные...