Цикл занятий по теме самообразования. Ознакомление с окружающим миром в средней группе Тема «Зеленый огонёк»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Из года в год растут города нашей страны, возрастает интенсивность движения на улицах и дорогах. Это вызывает необходимость проводить специальные мероприятия по обеспечению безопасности пешеходов и водителей.

Актуальная проблема сегодняшнего дня - это воспитание культуры поведения пешеходов на улицах и дорогах. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zelyonyy_ogonek.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе

Тема «Зеленый огонёк»

Введение.

Из года в год растут города нашей страны, возрастает интенсивность движения на улицах и дорогах. Это вызывает необходимость проводить специальные мероприятия по обеспечению безопасности пешеходов и водителей.

Актуальная проблема сегодняшнего дня - это воспитание культуры поведения пешеходов на улицах и дорогах. Формирование дисциплинированности,организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения.

Большая роль в этом отводится дошкольным учреждениям, где уделяется много внимания формированию у детей умения ориентироваться на улице, изучению и выполнению правил дорожного движения.

«Жизнь даётся человеку только раз, и прожить её надо так...» Но, чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала надо её сохранить. Поэтому в школах введён новый предмет ОБЖ, а в дошкольных учреждениях разработано учебное пособие, которое включает программу «Основы безопасности детей старшего дошкольного возраста».

Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.

Во время прогулок по улицам дети получают разнообразные впечатления: они знакомятся с видами транспорта, их внимание привлекают сигналы светофора, дорожные знаки. Однако быстрая смена обстановки на улице затрудняет наблюдение. Иллюстрацив книгах, наглядные пособия дают возможность систематизировать полученные на прогулках детские представления, расширять их или познакомить с новыми. Статичность изображения позволяет при рассмотрении объектов на иллюстрациях подробнее останавливаться на наиболее важных и существенных сторонах правил дорожного движения, уточнять с детьми много из того, что им было непонятно во время непосредственного наблюдения.

Используя иллюстрации книгах, наглядные пособия в беседах с детьми, формировались новые, уточнялись имеющиеся у детей представления о правилах движения пешеходов по улицам.

Теоретическая часть.

Обучение детей правилам дорожного движения проводится в свободное время, начиная его в первой младшей группе. Малыши учатся различать грузовые и легковые автомобили, называют части машин, у них формируется пространственная ориентировка, умение различать красный и зеленые цвета. Всё обучение проводится в игровой форме - дидактическая игра «Красный -зелёный». Эта игра, но с разными игрушками проводится несколько раз. В результате дети хорошо учатся различать красный и зеленый цвет. Потом детям объясняется, почему при зелёном цвете светофора надо идти, а при красном - стоять.

Во второй младшей группе уточняется закрепление пройденного. материала, продолжается работа по формированию пространственной ориентировки, дети учатся различать легковые и грузовые машины, закрепляется умение называть части автомобиля.

Дети на прогулках наблюдают за различными видами транспорта, в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации с изображением машин, называют их.

Дидактические игры: «Подбери к своему цвету», «Разноцветные мячи», «Куда едут машины?» ит.д. В них закрепляется умение определять красный и зелёный цвет, добавляется - жёлтый, дети учатся ориентироваться в пространстве, давая понятие «далеко», «близко», «вверху», «внизу», «слева направо» и «справа налево». В этой группе дети знакомятся с улицей, им объясняют, что машины ездят по дороге, а люди ходят по тротуару. В игровых ситуациях учатся дети входить в автобус, трамвай и выходить из них. В качестве наглядных пособий используются плоскостные фигуры.

Много внимания уделяется индивидуальной работе с детьми: рассматриванию иллюстраций, игрушек, изображающих автобусы, машины, светофор. В беседах с детьми, выясняется на каком транспорте они приехали в детский сад, в какую дверь входили и выходили, что говорил водитель. Знания, приобретённые в младших группах, расширяются и углубляются.

Практическая часть.

Для осуществления своей темы «Зеленый огонек» я провела следующую практическую работу, разработала план работы с ребятами и родителями, подобрала специальную литературу.

Начала я с целевой прогулки «Территория нашего детского сада».

Цель: Дать понятия - газон, дорожка, игровые площадки.

Оборудование: Кукла «Незнайка», шапочки «машинки» (красного, жёлтого, зелёного цвета).

Работа с родителями.

Беседа «Причины дорожно-транспортного травматизма»

Цель: Знать элементарные правила пешеходов и пассажиров.

По статистике каждый пятый из пострадавших детей на улицах бывает в сопровождении родителей или других взрослых. Нередко родители сами нарушают правила дорожного движения - вместе с детьми переходят улицу в опасном месте, перед близко идущими машинами, на красный сигнал светофора.

Затем я провела обзорную экскурсию «Ближайшее окружение нашего детского сада».

Цель: Уточнить знания детей о ближайшем окружении нашего д/с: деревья, дома; дать понятие здания (какие здания находятся вокруг д/с; сравнить магазин и жилой дом; дорожки в д/си дороги за д/с.

Активизация словаря: широкая (узкая), высокий (низкий).

Занятие по конструированию «Теремок».

Цель: Дать понятие здания (дома); установить зависимость, чем больше этажей, тем выше дом; определить сколько этажей бывает у домов; упражнять детей в произношении слов, обозначающих пространственные понятия, что у всех домов есть фундамент, стены, окна, двери, перекрытия, крыша.

Использовала дидактические игры: «Дом, в котором ты живёшь», «Больше - меньше», «Кто быстрее построит дом» и др.

На занятии по ознакомлению с окружающим миром прочитала отрывок из книги С.Новикова «Первое сентября или безопасный путь в школу», а затем рассмотрели иллюстрации и плакаты с изображением улицы.

Цель: Научить детей правилам поведения на улице, где можно и где нельзя играть; знакомство детей с профессией водитель.

Активизация словаря: пешеход, пассажир, водитель, машины, широкая, узкая, высокий, низкий, дорога, тротуар.

Игра: «Путешествие по городу»

Цель: Уточнить понятие тротуар, пешеход, пассажир, водитель, правила поведения на улице. В игре выучили стихотворение из книги С.Волкова «Про правила дорожного движения»

Тротуар - для пешеходов.

Здесь машинам нету хода!

Чуть повыше чем дорога,

Пешеходные пути,

Чтобы все по тротуару

Без забот могли идти

Чтоб машины не въезжали

Пешеходов не ругали!

Нельзя играть на дороге (проезжей части улицы) и на тротуаре близко к дороге, даже если переулок, небольшая дорога внутри двора, где машины проезжают редко. Прежде всего, следует знать, что, выйдя на улицу, мы становимся пешеходами. Пешеходы - это те, кто ходит пешком; кроме них на улице есть ещё пассажиры - это те, кто едет на каких- нибудь транспортных средствах; и наконец водители - это те, кто управляет этими транспортными средствами. Улица делится на две части: тротуар и дорогу. Место, где ходят люди, называется тротуаром, оно немного приподнято над дорогой. Итак, пешеходы ходят только по тротуару. Но и по тротуару нужно ходить не как попало, а, соблюдая ещё одно правило, чтобы не пришлось останавливаться, уступать дорогу встречным пешеходам. Все будьте правилу верны: держитесь правой стороны.

Затем я провела целевую прогулку «Знакомство с улицей Перервинский бульвар».

Цель: Уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях.

Активизация словаря: широкая (узкая), красивая, транспорт - грузовой, легковой.

Подвижная игра: «Цветные автомобили».

Цель: Уточнение места, где можно играть. Определить понятия - дорожка, игровые площадки.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важных правилах - правилах дорожного движения. Я вам прочту стихотворение С.Михалкова «Моя улица»

Здесь на посту в любое время

Дежурит ловкий постовой,

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки,

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

- О чём: говорится в этом стихотворении? - Об улице.

- Посмотрите, какая наша улица около детского сада. - Широкая, красивая.

- Кто знает, как она называется? - Улица Братиславская.

- Что едет по дороге?

- По дороге едет много машин.

- Ребята, а на чём вы ездили по этой дороге? - На машинах, автобусе.

- Дети, сейчас я вам прочту стихотворение Я.Пишумова «Машины»:

На улице нашей машины, машины,

Машины малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат легковые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

Теперь мы знаем, что машины едут по дороге, люди ходят по тротуару. Но и по тротуару нужно ходить не как попало, а, соблюдая ещё одно правило, чтобы не пришлось останавливаться, уступать дорогу встречным пешеходам.

«Все будьте правилу верны - держитесь правой стороны.»

- Ребята, а что расположено вдоль улицы? - Дома, деревья, магазины, почта.

- Правильно.

- А теперь мы с вами пойдём на свой участок и поиграем в игру «Автомобили».

Итог.

Дети узнали, что машины ездят по дороге, люди ходят по тротуару. Они идут, не мешая друг другу по правой стороне. На улице есть дома,

В группе провела аппликацию «Грузовик».

Цель: Воспитать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность, учить составлять из частей целое, добавлять отдельные детали, вырезая их из бумаги.

Затем я провела целевую прогулку «Перекрёсток».

Цель: Познакомить с понятием перекрёсток, учить правилам перехода улицы, развивать внимание, наблюдательность.

Для усвоения этой темы использовала иллюстрации из книг С.Новикова, С.Волкова. В группе в игровой форме закрепили понятие «перекрёсток», что дало возможность систематизировать детские представления и глубже усвоить материал.

Перекрёсток - это самый опасный участок дороги, и потому здесь надо быть особенно внимательным. Ведь к перекрёстку со всех сторон мчатся машины, автобусы. Вот почему на каждом перекрёстке есть светофор. Переходить улицу, перекрёсток надо только по полосатой дорожке - пешеходному переходу, который называется «зебра», подземному или наземному переходу. Такую зебру водители замечают издалека и убавляют скорость.

На занятии по художественно-творческой деятельности рисовали пешеходный переход «зебру».

Цель: Учить ритмическими линиями рисовать полоски «зебры», вызывать у детей эмоциональный отклик на образ этой пешеходной дорожки.

Так постепенно я подвела детей к тому, чтобы рассказать им, для чего нужен светофор. С этой целью мы сначала рассмотрели игрушку - светофор, иллюстрации, наглядно-демонстрационный материал.

В городе много-много машин, и пешеходов тоже много. Машинам нужно ехать по улицам, а пешеходам бывает необходимо через эти улицы переходить. Как же быть? Самое лучшее, когда все происходит по очереди: то машины едут, а пешеходы стоят и ждут, то наоборот, пешеходы идут, а машины ждут. Для того чтобы всё это организовать придумали светофор.

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути

Помогает улицу перейти.

(светофор)

У светофора три «глаза»: красный, жёлтый, зелёный. Если горит красный, это означает: «Стой!», «Остановись!»; если жёлтый - «Внимание! Скоро можно будет идти». Если зелёный - «Путь свободен. Идите!» Когда светофор светит пешеходам красным «глазом» - «Стойте!», машинам он светит зелёным и они едут, а когда пешеходам зелёным - «Идите!» - машинам красным и они стоят. Вот как важно следовать указаниям светофора, иначе и до беды недалеко.

Для закрепления этой темы, совместно с родителями, изготовили макет улиц Новомарьинская и Перервинский бульвар.

Задача этого макета была в том, чтобы закрепить у детей представление о том, что улицу надо переходить в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора.

Путь открытый, чем прекрасен?

Он ребятам не опасен!

Лучше друга право нет,

Чет зелёный добрый свет.

- Ребята, давайте вспомним, где можно переходить улицу? - По наземному пешеходному переходу.

- Посмотрите, он обозначается белыми полосами. Такой переход называется «зебра». Итак, как называется пешеходный переход?

- «Зебра».

- А как он обозначается? - Белыми полосами.

- Правильно.

- Ребята, начинать переход можно только, когда транспорт остановится. Сначала надо посмотреть налево, а дойдя до середины дороги - направо. Если продолжает гореть зелёный сигнал светофора, надо спокойно закончить переход.

- Давайте сейчас поиграем в подвижную игру «Светофор».

Цель: Закрепить представление детей о назначении светофора, а его сигналах и цвете.

На занятии по рисованию рисовали «Светофор»

Цель: Развивать у детей умение располагать изображение на всём листе бумаги; учить эмоционально-образно воспринимать цвет; закрепить последовательность цветов, рисовать всей кистью круги, аккуратно закрашивать

В группе, чтобы проверить насколько полно и глубоко усвоили ребята правила дорожного движения по программе средней группы, я провела диагностику с использованием диагностических игр:

«Кто быстрее построит дом?»  «Дом, в котором мы живём».» «Наша улица».

«Подбери груз к машине» «Куда едут машины?» «Перекрёсток».

Выводы.

Задача средней группы по теме «Зелёный огонёк» заключалась в том, чтобы закрепить у детей представление о том, что улицу нужно переходить в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора; научить различать дорогу, тротуар, перекрёсток.

Сформировалось представление о том, что пешеходы ходят только по тротуару, придерживаясь правой стороны, улицу переходят в специальных местах - по наземному пешеходному переходу «Зебра».

Комплексно использовались на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, целевые прогулки, игры, настольные игры («Дорога», «Как проехать по Москве»), подвижные игры («Угадай какой цвет», «Воробушки и автомобили»). Демонстрационный материал к теме «Зелёный огонёк» - иллюстрации, цветные фотографии, способствовали лучшему усвоению детьми правил дорожного движения. Поэтому я в течение года планирую совместную работу с детьми и родителями в виде бесед.

Эта работа «Зелёный огонёк» будет продолжаться и в старшей группе, в которой дети узнают более сложные понятия такие, как «переход-островок безопасности» (где нет светофора), «проезжая часть дороги», «дорожный знак», познакомятся с работой регулировщика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе Тема: Мой город родной.

Цель: уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о родном крае. Познакомить с символами города,  учить детей узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о  до...

Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».

Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...

Конспект интегрированного занятия по математике, изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим в средней группе тема: «О профессиях»

Конспект интегрированного занятия по математике, изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим в средней группетема: «О профессиях» Занятие подготовила воспитатель: Березовская Л...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе тема: «Птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе тема: «Птицы»...

НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы"

формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса....