Конспект образовательной деятельности «Байкал- это жизнь» .
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

МОСКАЛЕВА ЛИЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Конспект образовательной деятельности "Байкал  - это жизнь"«Байкал- это жизнь»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к занятию «Байкал- это жизнь»  Москалева Л.Н

          Это занятие построено с учетом ФГОС с использованием технологии проблемного  метода обучения.

Цель: расширить знания  о проблемах экологического характера, касающихся мировых запасов  воды, оз. Байкал, пропаганда экологического образа жизни.

Задачи:

«Познавательное развитие»:

- закрепить представление о свойствах воды;

- расширять знания о экологических  проблемах , касающихся оз. Байкал и всего мирового пространства;

- использовать проблемно-поисковый метод, через  привлечение  детей  к поиску возможных  способов  очищения водных источников;

- воспитывать гуманное и природоохранное отношение к экологии и природе оз. Байкал.

 «Физическое развитие»:

 - повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей ;

«Речевое развитие»:

- развивать компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности, обогащать словарный запас терминами: фильтр, активированный уголь, колба, водные запасы, ,микроорганизмы, очистные сооружения;  

«Художественно-эстетическое развитие»:

 -формировать творческое воображение и мышление при создании рисунка-проекта.

Материалы и оборудование: 

- мультимедийный экран, доска, аудиоколонка, микрофон;

- оборудование для эксперимента очистки воды: песок,  активированный уголь, ватный фильтр, сфагнум, кожура  банана, воронки, колбы, сосуды с загрязненной водой;

- карточки- схемы признаков предметов: запах, вкус, цвет, форма;

 количество, прозрачность, поверхность, звук, части, размер, действие;

                                                                                                                            1

- карточки с номерами  и изображениями фильтров;

-карта  РФ с пометками;

- детские рисунки-проекты по очистке воды;

- презентация «Вода- это жизнь»;

- аудиозапись «Шум волн озера».

Предварительная работа: экспериментирование с водой, создание рисунков- проектов способов очистки воды;  рассматривание фотографий и картинок о Байкале, беседы об озере Байкал, заучивание с детьми стихотворений.

Ход:

 Слайд №1«Вода – это жизнь»

В зал входят дети здороваются  и садятся на стулья 

Воспитатель:

 В течение года мы с вами изучали свойства воды, ее значение в окружающем мире.

 Выходят в центр 4 ребенка.

1-й ребенок:

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

2-й ребенок:

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

3-й ребенок:

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

 Вместе:

Чтобы не было беды — жить нельзя нам без воды.

Воспитатель:

Вот о проблемах  воды   мы поговорим сегодня.

Тема нашего заседания «Вода- это жизнь».

Работа  на доске. 

Давайте вспомним,   какими свойствами обладает вода? Выберите нужную схему. (Ответы детей с выбором и размещение карточек-схем)

 

Наши выводы мы будем записывать на доске.

Воспитатель  комментирует слайды:

Слайд №2 Карта мира. Сравнительная картинка количества воды и суши

Кажется, что воды на земле много, столько же, сколько было всегда. Воды значительно больше, чем суши. Это видно на рисунке.

Где содержится вода? (Ответы детей)

Слайд № 3 Где содержится вода?

Вы назвали все правильно. Но сейчас на планете живет людей намного больше и воды требуется  больше.

Человек не мыслит свою жизнь без воды. Отдых возле воды, наиболее интересный и полезный. Путешественники  едут  в далекие страны, чтобы увидеть море или океан. Но какие проблемы с водой они встречают?

Слайд № 4 Берег индийского океана.

Л.Н. недавно вернулась из путешествия по Индии. (Короткий рассказ взрослого о водах  рек и океанов Индии)

Приглашенный: В этой стране растут экзотические фрукты: ананасы, кокосы, манго, бананы. В  Индии очень комфортно: солнечно, всегда тепло  и огромный океан. Но чистой питьевой воды там  мало, а морская вода для питья непригодна.

Слайд № 5 Карта мира

Сейчас Диана возьмет  интервью у наших гостей.

Опрос ребенком 2-3 гостей:

 В какой  стране вы отдыхали?

На каком море были ?  

Пригодна ли вода для питья?

Можно ли в этой стране пить водопроводную воду?

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Воды в мире  много, но не вся пригодна для питья. А если мы сравним всю морскую и питьевую воду, то выглядеть это будет так. (Выкладывает сравнительную схему)

Слайд № 6 карта России

Воспитатель: Ребята, интересно, а как обстоят дела с запасами воды  в России?

Кто из вас был на море? Какая  была  вода на вкус? Можно ли её пить?

Ответы детей с показом взрослым  места отдыха на карте.

Показ карты России, на которой светящимися огоньками отмечены места, где питьевая вода бутылированная.

Воспитатель:

Ребята , а как вы думаете, что обозначают  огни на карте?

Предлагаю заслушать сообщение Яны Л.

«Моя мама начальник поезда   и бывает во многих городах. Мы с мамой составили карту, на которой огоньками отметили города, в которых  нельзя пить воду из крана.  Жители этих городов покупают воду для питья в магазине. В нашем городе вода чистая, потому что мы живем у  Байкала»

Вывод: В России,  как и во всем мире трудности с питьевой водой.

Слайд № 7 Сравнение количества питьевой воды.

 Если сравнить планету и количество питьевой воды, то это будет выглядеть так.

Вывод: Мы должны беречь воду, чтобы ее на всех хватило. Чистой воды с каждым годом все меньше и меньше,  потому что мы берем чистую воду, а выливаем грязную.

А сейчас закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись шума  волн озера) 

Как вы думаете, где мы окажемся сейчас? У водопада,  быстрой реки, или на берегу большого озера? (Предположения детей)

Слайд № 8 Карта Байкала

Воспитатель.  Нам с вами посчастливилось жить на берегу  Байкала.

Слайд № 9 Байкал

Байкал- самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал- озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красивое и  я приглашаю вас отдохнуть.

        Слайд № 10 Берег Байкала

  Физкультминутка:

Вот мы к озеру спустились, (Дети образуют круг)

Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)

Раз, два, три, четыре – (Изображают, что брызгают себе водой в лицо)

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс, (Изображают брасс, двигаясь по кругу)

Одной, другой – это кроль. (Изображают кроль, двигаясь по кругу)

Вышли на берег крутой. (Идут по кругу, взявшись за руки).

Слайд № 11  Берег Байкала, покрытый   спирогирой

Воспитатель. Но сейчас к Байкалу пришла беда. Его берега покрывает спирогира. Как вы думаете, почему она появилась?(Ответы детей)

Слайд № 12 Загрязнение Байкала. 

Как вы думаете, а вы в силах помочь Байкалу?

Каждый из вас придумал и зарисовал свой вариант помощи Байкалу, расскажите  о нем.

(Дети коротко рассказывают, а наиболее интересные варианты заслушиваются подробно)

Из ваших  рассказов, мы делаем вывод, что вода требует очистки.

Слайд № 13 Молекула воды

Сейчас я предлагаю вам провести эксперимент по очистке грязной воды разными способами с помощью пяти фильтров (ватный, песочный, угольный, сфагнум, кожура банана ). После очистки мы сравним результаты. Руководителями групп будут……

Руководители  групп  берут колбы  и группа приступает к работе. После очистки руководители возвращают колбы.  Дети подходят к столам и  под контролем взрослых- кураторов очищают воду разными способами, а затем возвращаются на место. 

Воспитатель: Приглащаю всех принять участие в определении победителя.

Вода в колбе под номером ….,  очистилась лучше всех. Фильтр-…показал себя как самый лучший.

Воспитатель:

А что думают по поводу очистки вод Байкала  взрослые,  нам расскажет бабушка Полины Е. (Сообщение  технолога очистных сооружений:

показ  с комментариями  5 слайдов с изображением чистой и загрязненной воды, оборудования  очистных сооружений.)

Опыт по очистке воды с помощью профессиональных фильтров, рассказ о перспективах по очистке стоков.

Слайд № 19 «Берегите воду»

Воспитатель:

Ребята, что нового вы узнали сегодня? Какой вывод для себя сделали ?

Вывод: Воду нужно беречь! 

                                        Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода.

                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прогулка по берегу Байкала» - конспект образовательной деятельности на развитие волевой сферы дошкольников. Педагог-психолог Миникаева наталья Анатольевна

Цель: развитие эмоционально волевой сферы»Задачи: 1.Развивать умение узнавать, различать, анализировать основные эмоции радости, грусти, злости, удивления.2. Формировать умение адекватно проявля...

Конспект образовательной деятельности "Знакомство с жизнью народов Севера"

Данный конспект может использоваться воспитателями старших групп....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Путешествие в подводное царство Байкала».

Тема:«Путешествие в подводное царство Байкала»Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской  деятельности, в процессе знакомства со свойствами воды озера Байкал.О...

Конспект образовательной деятельности средней группы «Жизнь прекрасна, когда безопасна»

Конспект образовательной деятельности средней группы «Жизнь прекрасна, когда безопасна»...

Методическая идея «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Спасатели Байкала»

Цель: обобщить представления детей об озере Байкале.Задачи:- расширять представления детей о природе и богатстве озера Байкала, рассмотреть экологические проблемы озера и возможные пути их решения;- ф...

Конспект образовательной деятельности "Витамины в жизни человека"

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».Виды детской деятельности: продуктивная, познавательная.Цель:...