Из опыта работы «РППС ДОУ как средство формирования представлений у дошкольников о профессиях взрослых»
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Редкозубова Людмила Сергеевна

Развивающая среда  по профориентации в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rpps_proforientatsiya_dialog_2.docx19.91 КБ
PDF icon prezentatsiya_dialog_3_1.pdf2.16 МБ

Предварительный просмотр:

«РППС ДОУ как средство формирования представлений у дошкольников  о профессиях взрослых»

Ранняя профориентация дошкольников одно из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Уже не первый год я работаю в направлении профинформирования детей дошкольного возраста в рамках работы муниципальной инновационной площадки на базе нашего учреждения. (по теме «Создание условий для профориентации дошкольников, как ресурс мотивационного самоопределения дошкольников»).

 И сегодня я поделюсь с вами своим опытом, как мне помогает развивающая предметно-пространственная среда погружать ребенка в мир профессий, где у него есть возможность «прожить» разные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений.

Я согласна с утверждением, что ребёнку мало знать о профессии в нее нужно поиграть. Хочу начать знакомить вас со своей развивающей предметно-пространственной средой с центра сюжетно-ролевых игр. В центре есть все необходимое: костюмы и элементы профессиональной одежды, атрибуты и инструменты разных профессий, мягкие модули и маркеры спецтранспорта. Наличие всего этого помогает мне в том, чтобы знакомство с многообразием профессий прошло продуктивно и эффективно, а дети не просто узнают о профессии, у них есть возможность на практике попробовать те или иные специализированные действия, пощупать, поиграть с инструментами, атрибутами, используемых в различных видах труда, а также смоделировать и поучаствовать в ситуациях, требующих определенных коммуникативных умений и навыков.   С учетом того что среда должна быть мобильной, трансформируемой у нас появились ширмы – трансформеры. Основное преимущество ширм в том, что они легкие, дети могут самостоятельно перемещать их по группе.  Эти ширмы наполнены всеми необходимыми атрибутами, инструментами, формой одежды и дополнительными информационным материалами в виде карточек. Использование этих ширм в игре даёт детям возможность обогащения игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации, возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта. Во время игры дети оперируют в диалоге профессиональными терминами, что обогащает их словарный запас, развивается диалогическая и связная речь, решают проблемные ситуации. 

Большое значение в развитии игровой деятельности дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Макеты, созданные совместно со мной, детьми и родителями позволяют детям окунуться в режиссёрскую игру, создать воображаемую ситуацию, выполнить одну или несколько ролей, моделировать реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.    В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. 

        Объединив процессы создания макета и режиссёрской игры, я смогла добиться того, что игра детей с макетом может продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники могут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.

Также для организации работы в остальных центрах по ознакомлению детей с трудом взрослых имеется необходимый развивающий материал: дидактические и настольные игры, картотеки, сборники загадок, книги, альбомы, иллюстративный материал. Для обогащения представлений о профессиях я разрабатываю презентации, интерактивные игры, виртуальные экскурсии, подбираю видеоролики, мультфильмы. 

Например, разработанная мной интерактивная игра «Все работы хороши» в электронном формате позволяет в интересной форме через игру закрепить знания о строительных и творческих профессиях. Такой формат игры близок современным детям и притягивает их, что позволяем мне решать свои образовательные задачи.

Местом притяжения детского внимания является центр конструирования, который наполнен разными видами конструктора, в том числе и нетрадиционными. Это конструктор из губки и пеноплекса, пластиковых крышечек, палочек от мороженого, спичечных коробков, втулок, коробок и другого материала. Это наполнение помогает детям познакомится со строительными профессиями, развивает техническое мышление. Дети переносят познавательный опыт в продуктивную деятельность.

Весомым «помогатором» в решении вопросов по профориентации дошкольников являются «говорящие» стены в среде группы, которые активизируют детей к проявлению инициативы и самостоятельности. Так на магнитном экране дети могут выкладывать конструктор из пеноплекса, создавая свои индивидуальные проекты, постройки по замыслу или используя карточки-схемы, картинки, пазлы на магнитах. На экране-сетка располагаются фото, иллюстрации, дидактические и другие материалы деятельности детей.  Экран из фетра дети используют для создания построек, режиссёрской игры, обыгрывания ситуаций. Экран с белой доской для рисования маркерами и центр творчества дают детям возможность проявить себя в творческой направленности по теме профориентирования. Они могут нарисовать список продуктов, меню, атрибуты к определенной профессии, проект постройки и т.д. Свой голос дети могут оставить в любом месте пространства группы (шкаф, стена, двери, экран-сетка, шкафчик для одежды)

Активное участие в профинформировании детей принимают родители. Вместе с ними мы преображаем пространство группы, оформляем стенды, говорящие стены, шьют ширмы, маркеры, одежду, вяжут маски для театрализованной деятельности, изготавливают атрибуты, принимают участие в конкурсах и проектах, создают видеопрезентации о своей работе, альбомы, газеты, книги профессий. 

Таким образом, организация РППС в ДОУ является эффективным условием реализации задач по ранней профориентации детей, стимулом развития самостоятельности, инициативы, активности ребенка, обеспечением развития возможностей детей.

Конечно, дети не покинут детский сад замотивированными на определенную специальность, они получают гораздо лучшее: большой запас знаний о многообразии человеческого труда, начальный трудовой опыт, навыки общения и сотрудничества и незабываемые положительные эмоции.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как средство формирования представлений о труде взрослых"

Выявить уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей среднего дошкольного возраста....

ПЕДСОВЕТ Тема: «Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал представляет интерес при подготовке к педагогическому совету по теме профориентации в ДОУ....

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Формирование представлений детей о профессиях взрослых посредством игровой деятельности» педагогический проект

Педагогический проект по формированию представлений детей о профессиях взрослых...

Досуговая деятельность в детском саду как средство формирования представлений о труде взрослых

Cегодня воспитателю очень хлопотно организовывать трудовую деятельность детей, задача трудового воспитания не является приоритетной. Но, поскольку трудовая деятельность является основой социально-комм...

Сообщение на педсовете "Сюжетно-ролевая игра как условие и средство формирования представлений о мире профессий у дошкольников"

Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. Она начинает преобразовывать полученные в процессе социализации ребенка знания о профессиональной деятельности вз...