Проектная работа во второй группе раннего возраста по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Валиева Алия Ринатовна

Проектная работа в группе раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx943.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение: «Детский сад  присмотра и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Проектная работа во второй группе раннего возраста

по теме:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

                                                           

г. Нижнекамск

2019 г.

Актуальность

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.                                                                

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель проекта: Увеличить уровень знаний воспитанников раннего возраста по сенсорному развитию.

Задачи проекта:

   - Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития;

   - Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста;

   - Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста;

   - Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

Сроки реализации проекта: Долгосрочный

Этапы реализации проекта:

I этап: подготовительный

   - Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

   - Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;

   - Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми;

   - Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.

II этап: основной        

   - Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;

   - Оформление стендов для родителей по теме проекта;

   - Консультации для родителей.

   - Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

   - Проведение собрания с родителями на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

   - Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

   - Проведение игр-занятий

III этап: заключительный

   - Подведение итогов.

   - Самооценка, выводы.

Результативность проекта:

   - Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;

   - Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;

   - Группировать предметы по заданному признаку;

   - Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;

   - Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.

Заключение:

   - В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;

   - У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

   - Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

   - В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены и приобретены  игры и пособия:

-«Многофункциональная ширма»;

- Сенсорная книга «Книга для малышей»;

- Ковробуки «Играем в сказку», «Времена года»;

-«Вкладыши»;

-«Домино»;

-«Чудо – дерево»;

-«Большой, поменьше, маленький»;

- «Разноцветные мозаики» и т.д.

Перспективы развития проекта

   - Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

   - Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

   - Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Перспективно – тематический план по развитию сенсорных эталонов

Дата

Тема занятия

Ноябрь

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

Мониторинг

3 неделя

Проталкивание предметов  разной формы в соответствующие отверстия

4 неделя

Нанизывание  больших  и маленьких колец  на  стержень

Декабрь

1неделя

Складывание  двухместной матрёшки

2 неделя

Раскладывание  однородных предметов разной величины на две группы

3 неделя

Раскладывание однородных предметов резко различных по форме на две группы

4 неделя

Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы

Январь

1 неделя

Нанизывание колец, убывающих по величине

2 неделя

Складывание трёхместной матрёшки

3 неделя

Размещение круглых вкладышей разной величины в  соответствующих отверстиях

4 неделя

Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнёздах

Февраль

1 неделя

Размещение резко отличных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях

2 неделя

Размещение более близких по форме  вкладышей в соответствующие  отверстия

3 неделя

Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на две группы

4 неделя

Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов

Март

1 неделя

Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом

2 неделя

Солнечный круг

3 неделя

Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных

4 неделя

Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующих отверстиях

Апрель

1 неделя

Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх

2 неделя

Сделаем кукле бусы

3 неделя

Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»

4 неделя

Выкладывание из мозаики на тему « Домики флажки»

Май

1 неделя

Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на лугу»

2 неделя

Выкладывание из мозаики на тему «Ёлочки и грибочки»

3 неделя

Мониторинг

4 неделя

Мониторинг

Список использованной литературы

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -  Ярославль: Академия развития, 2009;
  2. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  3. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 2005;
  4. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
  5. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 2003;
  6. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 2004;
  7. Подъяков Н.Н., Аванесова В.А. «Сенсорное воспитание в детском  саду» - М., «Просвещение», 2005
  8. Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 2000
  9. Волосова Е.Б. «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2010

Приложение

Занятие 1. «Соберем бусы для куклы».

Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Яркие красочные бусы, в виде фруктов и животных, развивает творческие способности и моторику рук. Вызвать желание помочь кукле, собрать бусинки на нитку.

Материал: деревянные бусы с отверстием внутри, шнурки и кукла.

Ход занятия: 

Воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.

Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает, только на руки берешь.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.

Воспитатель: Ребята, наша кукла очень расстроена. У нее порвались бусы, и все бусинки рассыпались, давайте поможем кукле. Соберем бусинки на шнурки. Посмотрите, у нас есть шнурки, разноцветные животные и фрукты.

Воспитатель показывает детям, как нужно нанизать бусины на шнурки, и предлагает детям сделать это самостоятельно. 

Воспитатель: Вот какие красивые бусы получились! Теперь наша кукла очень рада, ребята, и благодарит вас за помощь!

Занятие 2. «Цветные счетные палочки».

Цель: способствовать развитию речи, памяти, внимания; различению цвета, размера; продолжать учить понятия «больше-меньше».

Материал: цветные счетные палочки.

Ход занятия:

Для начала надо познакомить ребенка с палочками. Выложить перед ним набор и дать ему возможность изучить их.

Игры:

  1. Выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: «стул», «домик», «цветочек», «дорожки»;
  2. Сравнение палочек по длине, по высоте, количеству (одна, много) ;
  3. Выкладывание квадратов, прямоугольников, треугольников.

Занятие 3. «Большой, поменьше, маленький».

Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.                                                                                                                                                      Материал: набор геометрических фигур.

Ход занятия:

Игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета» и т. д.

Занятие 4. «Воздушные шары».

Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу: «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый»; учить подбирать предметы одинакового цвета.

Материал: наклеенные на картон узкие полоски цветной бумаги шести цветов, круги такого же цвета.

Ход занятия:

Детям раздаются цветные карточки с полосками, и дети, говорят какого цвета у них нитки от шарика. Воспитатель предлагает найти по цвету потерявшийся воздушный шар.

Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных шаров.

Занятие 5. «Игрушка – матрёшка»

Программное содержание: учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими их двух однотипных и взаимосвязанных частей. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Познакомить детей с зоной театрально-игровой деятельности.

Логика образовательной деятельности:

– Ребята, у нас в группе живёт матрёшка. Посмотрите, какая она красивая. У неё жёлтая косыночка и нарядный сарафанчик.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть матрёшку, а затем трясёт игрушку. Внутри у неё что-то гремит.

– Что это? (Дети удивлённо смотрят на меня).

Воспитатель открывает матрёшку и достает из неё другую, поменьше. (Дети радуются). Воспитатель совмещает части большой матрёшки и ставит её на стол. Обращает внимание ребят на то, что вторая матрёшка очень маленькая и её можно спрятать в ладони. 

- У неё тоже жёлтая косыночка и красивый сарафанчик. Затем ставит её рядом с большой матрёшкой и говорит, что большая матрёшка – это мама. А другая, маленькая, – это дочка. Они обе любят, когда с ними играют дети. Каждому ребёнку предлагается закрыть матрёшку, открыть её и достать маленькую, поздороваться с ней, опять вложить в большую и закрыть её.

Воспитатель обращает внимание малышей на то, что игрушки должны быть правильно совмещены, то есть руки и сарафанчик должны находиться на месте, при этом помогает детям по мере необходимости.

После того, как все справятся с заданием, воспитатель приглашает детей пойти со мной и показывает им сундук. Открывает его и говорит, что там лежат разноцветные косыночки, юбочки, фартучки и самые разные бусы. Предлагает детям нарядиться в матрёшек, посмотреть на себя в зеркало.   

- Теперь самое время спеть знакомую и любимую песенку:

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

Занятие 6. «Одноместная матрёшка»

Программное содержание: Побуждать детей открывать и закрывать игрушку, различать верхнюю и нижнюю части матрёшки, понимать слово «матрёшка», воспитывать интерес и наблюдательность.

Материал: игрушка в ярком сарафане на каждого ребёнка.

Логика образовательной деятельности:

- Посмотрите дети, кто к нам пришёл! Матрёшка. Какой у неё красивый сарафан. На голове у матрёшки есть глазки, вот они, посмотрите, есть носик и ротик. Она хочет с вами поиграть. Смотрите, как она ходит: топ-топ-топ, бегает, танцует. Наша матрёшка раскрывается. Вот так. (Воспитатель раскрывает матрёшку).

- Это верхняя часть у матрёшки: голова. А это – нижняя часть – красивый сарафан. (Показывает). Теперь можно сложить матрёшку. Вот посмотрите, как это надо делать. Ставим нижнюю часть-сарафан, а наверх – верхнюю часть. Видите, у нас получилась целая матрёшка.

Затем педагог раздаёт каждому ребёнку по матрёшке 

- Покажите, дети, где у матрёшки сарафан? А где голова, платье? Откройте матрёшку, теперь сложите. Возьмите своих матрёшек в руки, покажите им, как нужно ходить, бегать по дорожке.

Дети играют с матрёшками.

Мы матрёшки,

Мы матрёшки!

Вот такие крошки,

Как у нас, как у нас

Яркие платочки!

Занятие 7.  «Собери матрёшку»

Программное содержание: побуждать детей различать низ, верх предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половины предмета одинакового размера, последовательно выполнять нужные действия, воспитывать аккуратность и внимательность.

Материал: трёхместная матрёшка по количеству детей, собачка, корзинка.

Логика образовательной деятельности:

Воспитатель обращает внимание на собачку, которая пришла к детям и принесла корзинку. В корзине что-то лежит. 

- Давайте, дети, посмотрим. Ой, да здесь куколка-матрёшка спит, одеялом накрыться. Сейчас я её возьму на руки. Смотрите, дети, матрёшка проснулась, щёчки у неё раскраснелись. Посмотрите, какой у неё на голове красивый платочек. А сарафан-то какой... Дети, что это стучит внутри матрёшки? Давайте посмотрим.

Воспитатель берёт матрёшку и раскрывает, приподнимает верхнюю часть.

- Смотрите, да здесь ещё одна матрёшка. (Достаёт её). 

- Точно такая же, как и первая, только поменьше ростом. И платочек такой же на голове, и сарафан на ней пёстрый. (Потом воспитатель достаёт ещё одну матрёшку). 

- Вот так чудо, у нас есть три матрёшки. Споём ребятам песенку:

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки-ладушки,

На ногах у нас сапожки,

Ладушки-ладушки.

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки-ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки-ладушки.

– Посмотрим, в корзиночке ещё никто не спрятался? Ой, да здесь много больших матрёшек. А ну-ка, берите их, дети, и посмотрите, может, в них ещё спрятались маленькие матрёшки.

Раздаёт матрёшки детям. Дети рассматривают их, а потом начинают открывать и находят там маленьких матрёшек. Играют с ними, а в конце занятия вкладывают маленькие матрёшки в большие.

Чудная матрёшка,

Попляши немножко,

Танцевать с тобой мы рады,

Покажи свои наряды.

ФОТООТЧЕТ

Мы играем

          C:\Users\Админ\Desktop\наши фотографии\06.12\IMG_20161206_091847.jpg   C:\Users\Админ\Desktop\наши фотографии\2017-2018 уч год\P1030355.JPG 

           C:\Users\Админ\Desktop\наши фотографии\2018-2019 у.г\IMG_20181023_111218.jpg     C:\Users\Админ\Desktop\наши фотографии\06.12\IMG_20161206_091901.jpg      C:\Users\Админ\Desktop\наши фотографии\2018-2019 у.г\IMG_20190212_160217.jpg

                       C:\Users\Админ\Desktop\наши фотографии\2018-2019 у.г\IMG_20181023_111321.jpg         C:\Users\Админ\Desktop\наши фотографии\2018-2019 у.г\IMG_20181023_111626.jpg

«Чудо дерево»

                          C:\Users\Админ\Desktop\наши фотографии\2018-2019 у.г\IMG_20181102_123701.jpg           C:\Users\Админ\Desktop\наши фотографии\2018-2019 у.г\IMG_20190212_160655.jpg           

«Многофункциональная                            Ковробук

             ширма»                                     «Играем в сказку»

     C:\Users\Админ\Desktop\наши фотографии\2018-2019 у.г\IMG_20181121_133805.jpg              C:\Users\Админ\Desktop\наши фотографии\играем в сказку\IMG_20190419_061719.jpg  C:\Users\Админ\Desktop\наши фотографии\2018-2019 у.г\центр разв речи\IMG-20181102-WA0042.jpg

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по работе с родителями в первой младшей группе Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

проектпо работе с родителями в первой  младшей группеТема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»...

Опыт работы по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...

Перспективный план работы по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

повышение педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

Перспективный план работы по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста...