Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «В поисках Амурского сокровища»
план-конспект занятия (старшая группа)

Вандышева Валерия Ивановна

Расширение естественно- научных представлений об эпохе динозавров у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и поисковое – исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №17 города Белогорск»

       Конспект образовательной деятельности по                        ознакомлению с окружающим миром

на конкурсе педагогического мастерства          «Педагогический олимп-2023»

       " В поисках Амурского сокровища "

Подготовила  и провела:

 воспитатель первой

 квалификационной категории

          Вандышева Валерия Ивановна        

                                                         г. Белогорск

     2023 г

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

«В поисках Амурского сокровища»

Цель: расширение естественно- научных представлений об эпохе динозавров у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и поисковое – исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с удивительными животными прошлого - динозаврами. Актуализировать представления о достопримечательностях Амурской области.

2. Актуализировать представления о Земле, как об уникальной планете, где существовала жизнь миллионы лет назад.

3. Дать возможность детям узнать о профессии палеонтолога, пополнив словарный запас детей словами «палеонтолог», «раскопки».

4.Расширять кругозор, повышать эрудицию.

5. Формировать познавательные и исследовательские умения и навыки: наблюдательность, делать опыты, сравнивать, делать выводы.

Развивающие:

1. Развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения).

3. Развивать творческие способности.

4. Развивать художественно - творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

1. Поддержать интерес к истории возникновения жизни на Земле.

2.Воспитывать у детей стремление к познанию.

3. Воспитывать любовь малой родине.

Предварительная работа:

Беседы с детьми на темы: «Кто такие динозавры и где они жили?», «Какие динозавры существовали и почему они вымерли?» « Динозавры вылупляются из яиц!»

Материал и оборудование:  мультимедийная установка; дорожка с песком и следами; макет горы с яйцами для опыта; лоток с песком  и скелетом динозавра; сумка с театром из фетра и набором палеонтолога (лопатка, кисточки, контейнер, вода, бутылка с разведенным гипсом, салфетка); рюкзак для каждого ребенка с набором для работ.

Ход занятия:

Вводная часть.

Мотивация.

Воспитатель:

Педагог зовет детей: Пойдемте быстрей я вам что-то интересное покажу!

Дети входят в зал и встают возле педагога

Воспитатель:

- Дети, к нам сегодня пришли очень интересные гости, это научные сотрудники очень секретного института палеонтологии давайте с ними поздороваемся.

Посмотрите, что они нам принесли (демонстрируем чемодан)

Воспитатель: Как вы думаете что это? (ответы детей). Что бы точно узнать, что у нас в сумке отгадайте загадку

Уж много миллионов лет
На свете уж гигантов  нет,
Но раньше они по лесу гуляли

Верхушки деревьев головою цепляли.

Кто это? (Динозавры)

Конечно это динозавры! Откроем наш чемоданчик и посмотрим, что в нем.

Тираннозавр

Я не желаю водиться ни с кем.

Если поймаю кого, сразу съем!

Будем знакомы - Рекс Тираннозавр,

Непобедимый и злой динозавр.

Диплодок

А я великан - динозавр Диплодок!

За счёт длинной шеи я очень высок.

Охотиться я не умею совсем,

Зеленую травку и листики ем.

Трицератопс

У меня рога, смотри!

И не два, а целых три!

Гребень крепкий, как броня.

Трицератопс - вот кто я.

Птеродактиль

Не самолет над землей древней мчится

И не большая зубастая птица.

Это же я - Птеродактиль обычный!

Здесь, в древнем мире, я житель привычный.

Они жили много лет назад, когда людей еще не было, а климат был жаркий и влажный. Слово динозавр означает – чудовищная ящерица. Они были очень большого размера, бегали на двух или четырех лапах. Динозавры умели плавать, а некоторые из них - летать. Среди них были не только хищные, но и травоядные динозавры. В Амурской области находится памятник природы - Кладбище динозавров. Там был найден один из самых известных динозавров России -Олоротитан  (слово означает — «лебедь-великан») . В народе ласково прозвали Ванюшей, в честь мальчика, который первый обнаружил останки. Теперь он хранится в Палеонтологическом музее в Благовещенске. Динозавры жили во всех частях света, их останки находят до сих пор и собирают скелеты. Почему они вымерли?  (ответы детей)

Вывод воспитателя: До сих пор нет точного ответа на этот вопрос.

А знаете ли вы, как называют ученых, которые изучают динозавров?

Давайте обратимся к нашему словарю.

( Читаю из словаря) Ученых, которые изучают останки животных (их косточки и окаменелые следы) называют ПАЛЕОНТОЛОГИ.

Палеонтологи бывают там, где раньше обитали древние животные.

А вы хотите отправиться в экспедицию на Амурское кладбище динозавров ? 

Отлично! Для этой экспедиции я приготовила  вам вот такие рабочие рюкзаки.

В них лежат инструменты как и у меня.

Дети смотрят и называют, что они видят в рюкзаках педагог, задает вопросы:

Как ты думаешь зачем нам это (лопатка, кисточка) нужно?

А это может пригодится (банка, бутылка с водой) нам?

Воспитатель:

Дети берутся за руки, скрестив их по кругу, и разбивают со словами:

Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги.
Мы собрались не гулять
А Динозавра отыскать.
 

 Основная часть.

Дети с педагогом идут по тропинке, рядом следы.

Воспитатель: Дети, наша экспедиция только началась, а мы уже попали на то место, где ученые нашли первые останки динозавров. Что мы здесь видим? (следы) Возможно , что это следы динозавра?

Я хочу показать вам, как работают настоящие палеонтологи, когда обнаруживают неизвестные следы. У меня есть бутылочка со специальным  раствором  ( достаю из рюкзака и показываю). Это гипс.  Его используют для изготовления слепков следов.

Воспитатель: сейчас я вам покажу, как они делают

                                                 Игра «Окаменелости»

Цель: создание положительной мотивации к самостоятельному поиску, анализу и сравнению полученной информации, на формирование представлений об особенностях животного мира.

Материал: тропинки с кинестическим песком и следами,  гипс.

(Я заливаю следы и комментирую весь процесс заливки)

Воспитатель: Здесь останавливаться мы долго не будем. Гипс сохнет продолжительное время, поэтому оставим его, а на обратном пути заберем в группу для исследования.

Итак, забираем рюкзаки и двигаемся дальше. Наша экспедиция по Амурскому кладбищу динозавров продолжается.

Опытно- экспериментальная деятельность №1 « Яйца динозавров»

Воспитатель : Дети, посмотрите какая необычная гора. Здесь тоже были обнаружены останки динозавра.

Рассмотрим внимательно это место. Что мы видим?

Как вы думаете, что это? (Ответы детей – камни, окаменелости, яйца)

Воспитатель: Ребята, внимание,  возможно это яйца  динозавров!  А как это узнать?

Что нам нужно сделать , чтобы  отчистить  поверхность наших окаменелостей?(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Дети выдвигают свои версии. Приходят у выводу , что можно помыть их   с помощью воды и  баночки из рюкзака! И обтереть чистой тряпочкой.

Проводим опыт «Яйца динозавра из соды и лимонной кислоты»

Воспитатель:  достаем  из рюкзака контейнер, воду,  тряпочку и салфетки. Поместим в контейнер яйцо, заливаем  водой. Вода начинает бурлить и пенится. И постепенно из яйца появляется динозавр. Что мы видим? Это яйцо динозавра было. Почему разрушилась оболочка яйца?

Объяснение  опыта:

Воспитатель: За долгие годы оболочка яйца впитала в себя химические элементы из земли. И под воздействием воды и кислорода быстро разрушилась.

Уберите в рюкзаки используемые инструменты.

У вас в руках детеныши динозавров. Что вы можете рассказать о них (отвечать полным предложением) 2-3 чел.

-Как он называется?

-опишите его

 хищник или травоядный?

Воспитатель: отлично! Идем дальше.

«Крепко за руки возьмемся,

В путь-дорогу соберемся.

Нам преграды не страшны,

Мы дружны и веселы! В путь!»  

Поисково –исследовательская деятельность № 2 «Раскопки динозавра»

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: широкая пластиковая коробка (контейнер), скелет динозавра, песок, кисточки, лопатки, палочки, детская лупа

Разложить скелет динозавра на дне короба и «закопать» их в сыпучем материале.

Воспитатель: Дети, мы попали на раскопки, которые начали наши гости, сотрудники палеонтологического института .  Я предлагаю вам продолжить раскопки.  Что такое раскопки ? Давайте  обратимся к словарю:

Раскопки - работа, направленная на поиски и извлечение чего-либо, скрытого в земле. 

А зачем нужно проводить раскопки? Ответы детей ( чтобы знать прошлое)

Воспитатель: Ребята, что из наших инструментов в рюкзаках может нам пригодится?

Кисточка, чтобы очищать от песка

Лопатка, чтобы снимать землю и песок слоями

Грабли, чтобы аккуратно убирать песок в сторону.

Салфетка,  чтобы очищать свои руки от грязи.

Работаем аккуратно, с помощью инструментов. Руками ничего не достаем, чтобы не повредить останки.

 Воспитатель : посмотрите какая находка! Я предлагаю вам собрать скелет динозавра.

Воспитатель:

- Отлично! У нас все получилось, теперь мы настоящие палеонтологи.

Скажите, скелет какого динозавра мы раскопали, и  по каким признакам вы определили?

(ответы детей)

Возвращаемся к первому участку путешествия, где заливали следы.

Воспитатель: А теперь вернемся к первой нашей остановке, где мы обнаружили  и залили след для исследования.

Проходим и достаем застывшие следы.

Воспитатель: Дети у нас получился слепок следа динозавра. Заберем его для исследования в группу. Быть может, мы с вами нашли след неизвестного  науке динозавра.

Заключительная часть. Итог.

Рефлексия. Дети, вам понравилось сегодня быть учеными? А что бы вы рассказали родителям о нашей экспедиции и раскопках? Что больше всего запомнилось, о чем вы расскажите ваши мамам и папам? (ответы)

Воспитатель: Итак, сегодня мы с вами побывали в экспедиции по Амурскому Кладбищу динозавров. Поработали как настоящие палеонтологи, сделали слепок следа динозавра, обнаружили окаменелые яйца динозавров, нашли скелет динозавра. Хочу вам подарить для музея динозавров вот такого трицераптопса (деревянный конструктор). Спасибо вам за дружную, плодотворную работу. А теперь возвращаемся в нашу группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по теме " Моя семья".

Конспект образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром потеме "Планета Земля-наш дом" и использованием ИКТ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "В поисках цветка здоровья"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе тема: «В мире облаков»

Цель:формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе через поисково – познавательную деятельность.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с круговоротом в...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: « В мире игрушек»

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема:  « В мире игрушек»...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"...