День птиц (1 апреля) — история праздника и традиции
занимательные факты по окружающему миру (младшая группа)

Наборщикова Евгения Анатольевна

«Международный день птиц» — экологический праздник, отмечающийся ежегодно в день 1 апреля. В СССР официально праздновался начиная с 1926 года (с перерывами), в России возродился в 1994 году; является наиболее известным праздником, посвящённым птицам, отмечаемым в Российской Федерации. Проходит в рамках биологической программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ДЕНЬ ПТИЦ

В экологическом праздничном календаре особое место занимает Международный день птиц, так как праздник появился раньше аналогичных дат, посвященных защите представителей мира животных.

Впервые о проблемах птичек поднял вопрос учитель биологии из американского городка Оил-Сити. Событие датировано 1894 годом. Преподаватель организовал праздник совместно со своими учениками.

Идея была одобрена и подхвачена широкими массами. После этого торжество стали организовывать ежегодно.

Позже идею подхватили и в Европе, где общественность присоединилась к празднованию.

В 1902 г. подписывается Конвенция, основным пунктом которой была защита пернатых. И уже в 1906 г. праздник вошел в календари многих стран мира.

Именно с датой подписания этой Конвенции и связан день, когда отмечается Международный день птиц. Кроме этого дата 1 апреля была выбрана по причине возвращения перелетных птиц к этому времени домой.

ПТИЧИЙ ДЕНЬ В РОССИИ

На Руси с весенним прилетом птичек связано множество древних традиций. Именно в это время принято печь оригинальную сдобу в виде жаворонков, а также развешивать кормушки, скворечники.

А вот праздник начали отмечать в начале ХХ века. Его поддержали юннатские организации, а также ученые-биологи. Позже на фоне тяжелых революционных событий традиции были забыты, но уже в середине 20-х возрождены.

Молодежь организовывала мероприятия по встрече пернатых друзей, развешивая домики в парках. Идея быстро стала популярной, и стала сочетать в себе древние традиции и современные подходы.

Но на фоне распространения формализма, праздник потерял свою душевность и красоту. Штампы и официоз превратили яркий веселый день в мероприятия, проводимые «для галочки».

Повторному возрождению Птичий день обязан Обществу охраны птиц, которое в 1994 г. стало инициатором проведения красочных масштабных мероприятий.

 

ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА

Главная цель торжества – привлечь внимание к проблемам птичьего мира. Но каждый неравнодушный человек способен внести свою лепту. Не обязательно выходить на улицы с плакатами и выкрикивать лозунги.

Достаточно самому сделать домик для птичек или повесить в собственном саду или парке пару кормушек.

Обязательно привлекайте к такому занятию малышей и подростков. Ведь мало просто рассказывать о том, что птицы нуждаются в нашей защите.

Лучше посвятить день организации матер классов, организовать очистку мест обитания водоплавающих, парковых птиц.

Не забудьте рассказать малышам, какую пользу приносят птицы, и нарисуйте вместе символ праздника, который ежегодно меняется.

А при желании можно вспомнить и древние ритуалы – испечь весенних жаворонков, смастерить бумажных журавликов и весело отметить День птиц.

ПОЗДРАВЛЕНИЯ В СТИХАХ

Без птиц планет онемеет,
Накроет тишь леса, поля,
В сердца любовь не постучится
Без нежной трели соловья.

Весь мир сегодня поздравляю
С прекрасным праздником, днем птиц.
Взлетают в небо птичьи стаи,
Нет им преград и нет границ.

Пусть кружат птицы над землею,
Приносят аисты детей,
Пусть воробью, орлу, сороке
Найдется место средь людей.

***

Сколько птиц на белом свете,
Берегут их, даже дети,
Строят домики, кормушки,
Даже вешают игрушки,
Только б птички не страдали,
И зимой не голодали,
Чтобы пели и порхали,
И от нас не улетали.
Берегите птичек наших,
Не ленитесь дать букашек,
Ломтик хлебца иль лепешки
Протяните на ладошке…
Пусть порадуются «Пташки»
Им предложенной букашке,
Крошке хлеба иль крупе…
Помогите, им, в судьбе!

***

Пернатые наши друзья,
Мы с вами большая семья,
Сегодня всем людям хочу я сказать,
Что надо друзей этих оберегать.
Пусть птицы в небесах поют,
Птенцов высиживают, гнезда вьют.
С пернатыми планета наша краше,
И в этом так же счастье наше!

***

Без птиц опустеет планета,
Затишье повиснет вокруг,
Дарите им счастья моменты,
Кормите заботливо с рук!

Покоя их не нарушайте,
Пусть в небе свободно парят,
И в клетку вовек не сажайте.
На воле пусть нас веселят!

Давайте мы станем добрее,
Устроим пернатым сюрприз,
На всех по соседству деревьях
Кормушки развесим к Дню птиц!

***

С Днем птиц международным!
Пусть хором благородным
Блистательно поют
И радость вам дают!

А вы их берегите,
Скворечник смастерите,
Чтоб жили в нем скворцы,
И родились птенцы!

***

Птица расправила крылья в полете.
Больше подобного вы не найдете.
Ей открывается солнечный мир.
Встанем все дружно, его защитив.

Пусть удивительно птицы летают.
И красоту для нас всех открывают.
Дарят понятие нам новизны.
Счастья, полета, весны, глубины!

***

В птиц Международный день
Я хочу вам всем напомнить,
Как важно жить для них теперь,
Сберечь их, я считаю долгом.

Кормушки нужно создавать,
И если ранены, помочь им,
Птичий покой не нарушать,
Это серьезно для них очень.

***

Солнце с их песнями вместе встает,
Дарят нам радость они круглый год.
Радость крылатая, вестник добра.
Любит и кормит их вся детвора.

Праздник у наших пернатых друзей.
Хлебушком их поздравляем скорей!
Прочь от них голод и холода,
Чтоб щебетать им везде и всегда.

Птиц берегите — подарок земли.
Счастье и смех они нам принесли.
Пусть этот день будет дивно хорош.
Птицам в подарок ты что принесешь?

***

Птички по небу летают
И тепло нам призывают.
Так давай же в день чудесный,
Поздравлять пойдем их вместе.

Воробью, скворцу, синице
Принесем воды напиться
И скворечники повесим.
Посмотри как мир чудесен!

***

Орнитологов поздравить
Я в день птиц скорей спешу,
Разобрать веселый щебет
Пусть вам будет по плечу.

Новых, смелых вам открытий
В мире непростом крылатых,
Радости большой в работе
И внушительной зарплаты.

***

Птичьи домики развесим,
Над землёй пусть возвышаются,
Пернатые с зимовок
Сегодня возвращаются!

Пусть на чужбине было
Сытнее и теплее,
С весенними лучами
На Родину скорее!

И пусть звучит банально,
И пусть, что год из года,
Давайте все беречь
И птиц, и всю природу!

 

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

  • В мире существует ряд дат, которые посвящаются пернатым: День птиц, Национальный день птиц в США, Международный день перелетных птиц, Национальный день птиц в Великобритании, Обретенье.
  • Орнитология – наука, которая изучает птиц. На планете насчитывается 10 000 видов пернатых.
  • Птицы населяют все экосистемы планеты, обитают на шести континентах. Самая маленькая птичка – колибри-пчелка. Крупнейшая – африканский страус.
  • Существует теория, что птицы возникли от рептилий. Гипотезу выдвинули после обнаружения окаменелых останков археоптерикса в 1860 году на современной территории Германии.
  • Птицы могут мигрировать на тысячи километров. Пингвины регулярно перемещаются на большие дистанции вплавь.
  • Большая часть пернатых страдает от паразитов, которые переносят возбудителей болезней. Ряд из них передаются человеку и представляют опасность для здоровья.
  • Некоторые птицы опыляют растения. Иногда их функция незаменима. Семена некоторых цветов прорастают только после прохождения через пищеварительный тракт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx44.3 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «УРАЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Тема: лыжи и лыжный спорт

Реферат

Дисциплина: Физкультура

Р 40.02.01. 232 02 18

Выполнил студент

______ В.Р.Кузнецова

« __ »______ 20__г.

Преподаватель

______ Е.Н.Щербакова

« __ »______ 20__ г.

2023

Содержание

Введение

3

1

История лыжного спорта

4

1.1 Определения, термины и понятия техники лыжного спорта.

9

2

Разновидности лыжных видов спорт

12

2.1 Правила техники безопасности при занятиях лыжным спортом.

15

Заключение

19

3

Список источников

20

        

Введение

Лыжный спорт - один из самых массовых видов  спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

Лыжи - это самый известный и популярный вид спорта в зимнее время.                 Заниматься им под силу людям всех возрастов. Он так же не требует особой физической подготовки и при этом полезен для здоровья и поддержания тонуса.                       

   В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности. Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность.

Цель работы расширить кругозор по лыжному спорту.

Задачи:

- изучить историю лыжного спорта;

- рассмотреть виды лыжного спорта.

1. История лыжного спорта

Впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы. В 1733г. Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовке войск с явно спортивным уклоном. В 1767г. были проведены первые соревнования по всем видам лыжного спорта (по современным понятиям): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам. Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863 г.г. В 1877г. в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки. Росла популярность лыжных праздников в Норвегии — Холменколленские игры (с 1883 г.), Финляндии — Лахтинские игры (с 1922г.), Швеции — массовая лыжная гонка «Васа-лоппет» (с 1922г). В конце XIX в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции — гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России — гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление. В 1910 г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 г. в Междуна-родную лыжную Федерацию. Во второй половине XIX столетия в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895 г. в Москве на территории нынешнего стадиона Юных пионеров состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации  Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901 г. было создано Общество любителей лыжного спорта, а в 1910 г. — Сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским в 1897 г. создается клуб лыжников «Полярная звезда» в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта. В 1910 г. лыжные клубы г. Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910 г.г. в Москве было проведено рекордное количество соревнований — восемнадцать, в которых выступало 100 участников. 7 февраля 1910 г. 12 лыжников от Москвы и от Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны в лыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено Павлу Бычкову. Первое первенство страны среди женщин было разыграно в 1921 году, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова. На международных соревнованиях сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков и Александр Немухин впервые участвовали в 1913г. в Швеции на «Северных играх». Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях — 30, 60 и 90 км. Выступили неудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах, смазке лыж, конструкции инвентаря.         До начала первой мировой войны было проведено 5 чемпионатов России. В 1918 г. лыжный спорт был включен в число учебных дисциплин первого учебного плана высшего физкультурного образования. По количеству побед на первенствах страны 1910-1954 г.г. наивысший рейтинг занимает Зоя Болотова — восемнадцатикратная чемпионка. Среди мужчин сильнейшим был       Дмитрий Васильев — 16 побед, он является первым обладателем звания «Заслуженный мастер спорта». Всего за период 1910-1995 г.г. было проведено 76 чемпионатов страны на дистанциях от 10 до 70 км у мужчин, и от 3 до 50 км у женщин. С 1963 г. В программы чемпионата страны включена сверх марафонская дистанция для мужчин – 70 км. У женщин с 1972 г. самой длинной стала дистанция 30 км, а с 1994г. – 50 км. Рекордная по длине 4-дневная мужская гонка была проведена в 1938 г. – 232 км от Ярославля до Москвы. Победил Дмитрий Васильев — 18 час 41мин 02сек. Рекорд первого лыжного века по количеству побед на чемпионатах страны установила Галина Кулакова — 39 золотых медалей. Спортивные достижения Галины Кулаковой вознаграждены Международным олимпийским комитетом Олимпийским серебряным орденом. По представлению Олимпийского комитета России первый среди наших соотечественников международный приз Кубертена присужден Раисе Сметаниной — лидеру мировой элиты лыжников. Участница пяти Олимпиад, восьми чемпионатов мира Раиса Сметанина установила еще один уникальный рекорд спортивного долголетия — на 5-ой Олимпиаде золотой медалью была увенчана в 40 лет. Известные в настоящее время виды и дисциплины лыжного спорта дифференцируют на олимпийские, не олимпийские и показательные. Олимпийские виды лыжного спорта включены в программу Зимних Олимпийских Игр, которые проводят с 1924 г. К ним относятся: лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, горные лыжи, биатлон, фристайл, сноуборд. К не олимпийским видам отнесены те упражнения на лыжах, которые утверждены соответствующей Международной лыжной федерацией и имеют юридический статус вида лыжного спорта. Не олимпийские виды спорта: спортивное ориентирование на местности, виндсерфинг, командная гонка четырех биатлонистов, лыжный балет или фигурное катание на лыжах, лыжное двоеборье-спринт, полеты на лыжах с трамплина, спуск на скорость (спидскинг), параллельный слалом. По этим видам спорта проводят официальные чемпионаты мира, Кубок мира, другие международные соревнования. В лыжном спорте постоянно появляются новые соревновательные упражнения, многие из которых по мере внедрения могут обрести официальный статус вида лыжного спорта, вплоть до включения в Олимпийскую программу — они отнесены к показательным: буксировка лыжника, полеты на лыжах на дельтапланах, спуск с горных вершин, мини-лыжи; трюки на лыжах: прыжок на лыжах с обрыва с парашютом, прыжок на лыжах с самолета без парашюта, спуск на скорость лыжника и автогонщика. На I Зимних Олимпийских играх в Шамони (Франция, 1924г) лыжный спорт был представлен лыжными гонками на дистанции 18 и 50км, прыжками на лыжах с трамплина и северным двоеборьем (прыжки с трамплина и лыжная гонка). Олимпийским чемпионом в лыжных гонках и в лыжном двоеборье стал норвежский лыжник Тарлиф Хауг. В прыжках на лыжах с трамплина занял III место. Тарлиф Хауг первый в мире был удостоен звания «Короля лыж». На 16-ти последующих играх повторить и тем более превзойти рекорд первого в мире «Короля лыж» не смог ни один олимпиец. За свои победы на лыжне Хауг был удостоен 10 Королевских Кубков. В знак необычайных спортивных заслуг суровые и немногословные норвежцы впервые в мире воздвигли Тарлифу на его родине прижизненный памятник. История олимпийского движения 60-70 г.г. знает лишь 2 случая, когда такой чести удостоились спортсмены. Оба они были героями Олимпиад 1924 года. Это герой Белой Олимпиады Хауг и герой летней Олимпиады финн Пааво Нурми. Рождение русского «Короля лыж» состоялось на XX чемпионате мира в Фалуне (Швеция, 1954г.). Им стал 24-летний Владимир Кузин, победивший на дистанциях 30 и 50 км и лыжном марафоне. Чемпиону вручили большой серебряный «Королевский кубок» и удостоили звания «Король лыж». Нужна помощь в написании реферата? Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Цена реферата Советские спортсмены впервые приняли участие в VII Зимних Олимпийских играх в итальянском Кортина д`Ампеццо, в 1956 г. Первое участие увенчалось победами мужчин в эстафете 4х10 км и женщин на дистанции 10 км. Владимир Кузин, Николай Аникин, Павел Колчин и Федор Терентьев, а также Любовь Козырева — первые среди наших лыжников олимпийские чемпионы. За годы участия в Олимпийских играх лыжники-гонщики СССР-СНГ среди пяти ведущих национальных команд мира (Финляндии, Норвегии, Швеции, Италии) демонстрируют завидную стабильность лидера на самом высоком уровне. Феноменального, беспрецедентного в олимпийской истории успеха добились российские лыжницы на XVIII зимних Олимпийских играх а Нагано, выигравшие на сложнейших трассах в Хакубе все пять гонок. Три золотые — две за победы в индивидуальных гонках и одну в эстафете, а также серебряную и бронзовую медали привезла из Японии Лариса Лазутина. Обладательница трех золотых медалей Игр-98 Л. Лазутина была отмечена высшей национальной государственной наградой — Золотой звездой «Герой России». В 1994 г. этой же наградой была удостоена шестикратная олимпийская чемпионка в лыжных гонках Любовь Егорова. Подлинным открытием XVIII зимних Олимпийских игр в Нагано стала Юлия Чепалова. На первой в своей жизни Олимпиаде победила в гонке на 30 км. Первую золотую медаль для российской команды завоевала Ольга Данилова на 15км дистанции. «Ни одна победа не давалась мне так тяжело, как эта», — скажет самый титулованный олимпиец среди мужчин-гонщиков норвежец Бьорн Дэли после завоевания восьмой золотой олимпийской медали в 50км гонке в Нагано. Долгих 34 года ждала этой победы Мики Мюллюля в гонке 30 км, великая лыжная держава Финляндия. Со времен Ээро Мянтюранты, сделавшего на Олимпиаде 1964 г. в Инсбруке победный дубль (тогда выиграл 15 и 30 км) у финнов ни один мужчина так и не смог подняться на высшую ступень пьедестала почета. Финляндия дала миру выдающихся лыжников В. Хакулинен, Ээро Мянтюранта, Юха Мието, Марье Матикайнен, Марье Люккаринен и др. В 1998 г. в Центральной Финляндии, в Вуокатти, в поселке с населением в две с половиной тысячи человек сооружен первый в мире лыжный тоннель. Открыв стеклянную дверь, прямо с летней жары Вы оказываетесь в царстве холода. Скорость, музыка, неправдоподобно громкий звук шуршащего снега. Ощущения — непередаваемые. Пятикратная олимпийская чемпионка Лариса Лазутина уже провела в Вуокатти один из своих летних сборов. Тренировками на искусственном «подземном» снегу осталась довольна. Еще больше впечатление вызывают трюковые номера на лыжах. В высшей степени рискованный прыжок на лыжах с самолета без парашюта совершил с высоты 3000 м австриец Эрик Фельбермайер. Приземлился он на склоне крутой горы с точным расчетом. Со временем трюки умельцев - одиночек начинают осваивать несколько спортсменов, организующих первые соревнования, некоторые из них, от трюкового начала достигают олимпийского рейтинга. Так было с фристайлом. Современный лыжный спорт — это 39 лыжных дисциплин на Олимпийских играх а Нагано, 26 соревновательных упражнений на лыжах, ожидающих олимпийской прописки, а также более 20 утверждающихся в статусе «вида спорта»=упражнений.

1.1 Определения, термины и понятия техники лыжного спорта.

При биомеханическом анализе техники лыжного спорта используют целый ряд понятий, терминов и определений, которые позволяют правильно понять и оценить действия спортсмена при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах. Эти термины и понятия характеризуют различные элементы и детали движений.

Посадка лыжника - рабочая поза, при которой происходит выполнение движений в различных способах передвижения. Глубина посадки лыжника определяется в первую очередь степенью сгибания в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах; отсюда различают низкую, среднюю и высокую посадки. Однако при анализе техники ходов (например, попеременного двухшажного) следует говорить об оптимальной посадке в каждой фазе цикла ходов, так как глубина посадки не остается неизменной, а определяется задачами и характером движений в каждый момент цикла хода.

Общий центр массы тела (ОЦМ) - точка взаимодействия всех сил, возникающих при выполнении динамических упражнений (передвижение на лыжах, имитация лыжных ходов и др.).

Общий центр тяжести (ОЦТ) - точка приложения равнодействующей им тяжести частей тела. Определение положения ОЦТ тела лыжника имеет важное значение при анализе техники спусков со склонов (стоек спуска).

Центр поверхности тела - точка приложения равнодействующей сил действия среды (сопротивления воздуха). Центр поверхности зависит от позы лыжника. При больших скоростях движения сопротивление воздуха значительно возрастает и относительное положение центра поверхности и ОЦМ существенно влияют на сохранение равновесия.

Система движения - закономерное объединение отдельных движений лыжника в единое целое. Например, при передвижении на лыжах попеременным двухшажным ходом движения рук связаны между собой. В свою очередь, движения рук и ног взаимосвязаны и входят в целую систему движений - лыжный ход. При изучении системы движений (лыжный ход) необходимо установить ее состав (элементы хода). Такими основными элементами являются: толчок ногой, отталкивание палкой, свободное скольжение, маховый вынос, подседание, перекат.

Общая структура движений - закономерные способы объединения элементов движений в лыжных ходах. Различают: кинематические структуры - согласованность движений в пространстве и во времени, они позволяют изучить внешнюю сторону ходов (форму движений); динамические структуры - закономерности силового взаимодействия частей тела лыжника и инвентаря с внешней средой и опорой, они изучаются по взаимодействию сил (внешних и внутренних) при передвижении на лыжах; информационные структуры -  закономерности взаимосвязей при управлении движениями.

Цикл движений - закономерное чередование элементов движений, образующих целостное двигательное действие, многократно повторяющееся при передвижении на лыжах (относительно замкнутый кругооборот движений). Цикл имеет ряд пространственных и временных характеристик.

Длина цикла - расстояние (в метрах), пройденное ОЦТ тела лыжника за цикл. Практически длину цикла можно определить по расстоянию между местами отталкивания одной и той же ногой или рукой (например, по следу толчка палкой на снегу).

Длительность цикла - время (в секундах), в течение которого выполняются все движения в цикле, и лыжник вновь принимает начальное положение. За точку отсчета может быть принято любое положение в цикле хода (обычно отсчет ведут от момента окончания толчка ногой — отрыв лыжи от опоры).

Средняя скорость движения лыжника в цикле выражается отношением длины к его длительности (в метрах в секунду).

Темп движения - частота движений (циклов) в единицу времени (выражается количеством циклов или шагов в минутах).

Ритм движений - закономерное чередование элементов движений, строго определенных по продолжительности. О ритме судят по длительности отдельных фаз движений в цикле хода и по их соотношению, при этом длительность фаз отражает и характер усилий в них. Чаще всего ритм движений выражается во времени (в секундах) или в отношении длительности частей движений в цикле хода (в процентах).

Траектория движений - путь движущейся точки (части тела) Траектории различаются по форме - прямолинейная и криволинейная, В лыжном спорте прямолинейная форма траектории движений почти не встречается.

Амплитуда движений - размах движений. Величина амплитуды движения в отдельном суставе определяется в угловых градусах. Суммарную амплитуду движений в нескольких суставах в практике иногда выражают в линейных мерах (например, длина выпада или шага в сантиметрах).

Выпад - продолжение маха ногой, после того как она уже миновала опорную ногу.

Длина выпада - расстояние (в сантиметрах) между стопами в момент отрыва толчковой лыжи от снега. Различают в зависимости от быстроты маха своевременный выпад, опережающий и запаздывающий.

Коэффициент трения скольжения - отношение силы трения, направленной в противоположную сторону к силе нормального давления.

Коэффициент трения статистический - отношение предельной силы сцепления к силе нормального давления.

Общая согласованность движений - понятие, часто встречающееся в практике лыжного спорта при обучении способам передвижения на лыжах.

Согласованность движений основывается на изучении структурных связей в циклах лыжных ходов. Она отражает ритмические характеристики движений и во многом зависит от двигательной координации лыжника-гонщика. В процессе обучения отдельным лыжным ходам порой бывает трудно добиться согласованности движений ввиду сложности общей структуры системы движений (например, в попеременном четырехшажном ходе, при выполнении которого требуется высокая согласованность в работе рук и ног).

2.  Разновидности лыжных видов спорт


В лыжном спорте можно выделить 8 наиболее обширных групп, которые занимают одни из лидирующих позиций.

Гонки - состязательные гонки на лыжах, по проложенному заранее маршруту, на определённую дистанцию, длинной от 800 м до 70 км. Наиболее многочисленный вид из всех групп.

Есть 2 стиля передвижения на лыжах.

Коньковый стиль - это свободный стиль, в котором участники вправе выбирать, каким способом им перемещаться по дистанции.

Классический стиль - при таком типе передвижения, лыжник, проходит всё расстояние. В этом стиле ходы различаются по методу отталкивания палками на одновременные и попеременные.

Горные лыжи - разновидность лыжного спорта. Применяется для спуска с крутых горных склонов. Трасса размечается воротами и специальными флажками. Включает в себя 5 дисциплин:

слалом - спуск по извилистой, скоростной трассе с преодолением препятствий. Длина трассы от 450-500 м, которая размечается воротами из флажков. Средняя скорость по трассе, составляет 40 км;

гигантский слалом - отличается от обычного слалома, шириной ворот, расстоянием между ними, длинной трассы (1,5 км), скоростью передвижения (80 км);

супергигантский слалом - отличается перепадами высоты, расстоянием и шириной ворот, разнообразием рельефа, длинной трассы (до 2,5 км), большей скоростью спуска (до 140 км);

горнолыжная комбинация - соревновательный вид спорта, включающий в себя несколько видов: суперкомбинация, классическая комбинация, комбинация особых форм;

скоростной спуск - одна из дисциплин горнолыжного спорта, которая подразумевает прохождение, по заранее подготовленной трассе, с использованием трамплинов, на время. Скорость участника достигает 140 км, длина полёта при прыжках 40 - 50 см.

Фристайл - свободный, вольный спуск со склона, с применением зрелищных элементов акробатики. В его состав входят несколько разновидностей:

могул - спуск по горному склону с горками, с выполнением прыжков с трамплина;

си-кросс - зрелищное, состязательное передвижение на время, по трассе с препятствиями всякого рода сложностей, спусками и подъёмами.

Прыжки с трамплина - профессиональный вид спорта, включающий в себя прыжки со специально созданных трамплинов. Оценивается, по технике выполнения прыжка и по его дальности. Считается индивидуальным видом спорта:

лыжный хафпайп - лыжники проделывают комбинации по склону, представляющему собой U - образную форму, от одного края к другому, при этом развивая скорость и высоту;

этот вид спорта для опытных фристайлов, так как трюки здесь выполняются при каждом движении.

Акробатика — лыжник в процессе прыжка с трамплина, выполняет трюковые элементы в воздухе;

слоупстайл — один из типов соревнований, состоящий из серии акробатических прыжков, с пирамид, трамплинов, дропов, контр-уклонов.

Лыжное двоеборье - олимпийское спортивное направление, совмещающее в себе 2 дисциплины - гонку на лыжах и прыжки с трамплина. По результатам прыжков, определяется очерёдность участников на гоночной дистанции.

Спортивное ориентирование - один из видов спортивного направления, в котором спортсмены проходят неизвестную для них дистанцию, на время. Для этого им выдают компас и карту, с помощью которых, они должны добраться до финиша, через контрольные пункты.

Биатлон - непредсказуемый, захватывающий вид спорта, совмещающий в себе прохождение дистанции на время и стрельбу из винтовки или лука. Победитель определяется по времени прохождения дистанции, и количеству попаданий в цель. Протяжённость расстояния от участника до мишени, равна 50 м. Используется коньковый (свободный) вид передвижения.

Сочетает в себе несколько типов гонок:

- спринт;

- индивидуальная гонка;

- гонка преследования;

- эстафета;

- смешанная эстафета;

- масс-старт.

Сноубординг - Вид спорта с повышенной экстремальностью и травматичностью.

Один из самых впечатляющих видов спорта. Заключается в спуске с горного склона, на специальной доске (сноуборде). Оценивается по высоте спуска, крутизне, времени и техники движений. Этот вид спорта состоит из нескольких подвидов:

фрирайд — катание по любому рельефу, снегу, вне специально оборудованных трасс;

карвинг — стиль скоростной езды, без длинных скольжений, по заранее подготовленному склону. Техника карвинга, заключается в работе с весом, чувством скорости и сноуборда;

фристайл — прохождение дистанции, по подготовленной трассе, со специальными сооружениями для преодоления препятствий, с выполнением акробатических трюков.

2.1 Правила техники безопасности при занятиях лыжным спортом.

В лыжном спорте очень важно следовать основным рекомендациям, чтобы не допустить травму и переохлаждение участников.

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки:

лыжные палки должны быть снабжены защитным наконечником, кольцом и иметь удобную рукоять с кожаным регулируемым ремешком на запястье.

Длина беговой лыжной базы должна соответствовать формуле: рост спортсмена плюс 20 см.

Установка и эксплуатация крепления должна быть построена под катающегося, чтобы лыжник смог надеть и снять снегоступы самостоятельно.

Следует приобрести легкую и свободную экипировку, которая хорошо защищает от ветра и не стесняет движения лыжника.

Необходимо, чтобы обувь спортсмена соответствовала размеру его ноги, тогда вероятность травм и повреждений стоп снижается.

Кататься по горизонтальной траектории следует на расстоянии друг от друга не менее трех метров, во время спуска — 30 метров.

При скатывании с горы не выбрасывайте перед собой лыжные палки.

Если чувствуете, что теряете баланс, то следует слегка присесть на корточки и завалиться набок. Чтобы избежать травмы, палки должны быть направлены назад.

Избегайте перехода лыжни у возвышающегося склона, по которой спускаются спортсмены.

Без специальной подготовки и снаряжения запрещается прыгать с трамплина.

Если почувствовали признаки обморожения, то необходимо сухой рукой растереть замершую область до появления теплоты. Рекомендуется прекратить дальнейшее движение, сойти с дистанции, как можно скорее попасть в теплое помещение.

До начала лыжного занятия следует снять утяжеляющую одежку, помните, что при катании температурный режим сбивается, и лыжнику становится жарко. Нельзя снимать или расстегивать одежду на ходу, это приведет к простудным заболеваниям.

После окончания заезда рекомендуется снять лыжную базу у входа в помещение, стряхнув с нее весь снежный груз.

Не рекомендуется пить прохладную воду в первые 20-30 минут после пробежки во избежание заболевания ангиной.

Комфортные погодные условия для занятий физкультурой на улице со школьниками и дошкольниками должны входить в температурные рамки от -5 до -12 градусов, при отсутствии сильного ветреного потока.

Соблюдайте правила скоростной езды на лыжах, чтобы избежать травм.

Требования к одежде

Важный элемент успешного катания — обмундирование спортсмена:

Верхняя одежда должна быть теплой, легкой, не продуваемой и комфортной.

На голове обязательно шапка, на руках перчатки, варежки. Толщина головного убора зависит от температурных особенностей во время урока.

Обувь рекомендуется подбирать на один сантиметр больше ноги лыжника. Она не должна сковывать движения стоп и вызывать онемение пальцев.

Под верхнюю одежду рекомендуется надевать натуральное белье из хлопка, гетры, брюки, носки.

При усиленном ветре на лицо спортсмена надевается защитная маска, на обувь — чехлы-бахилы, способствующие сохранению тепла.

Обувь должна быть сухой. В мокрых ботинках можно обморозить пальцы ног.

При снежной погоде, для улучшения видимости и защиты глаз рекомендуется надевать специальные очки.

Требования к поведению лыжников

Правила техники безопасности при ходьбе на лыжах требуют корректировки поведения, особенно на начальном этапе.

Поведение лыжников, младшей возрастной группы, необходимо строго контролировать на протяжении всего времени обучения:

Запрещен обгон во время быстрой езды по узким тропам, при спуске с горы.

Нельзя делать незапланированные остановки на лыжне.

При падении ребенка, особенно при спуске, следует незамедлительно уйти, отползти с траектории движения. Палки при этом должны быть отброшены вбок, чтобы очередной лыжник не наткнулся на них.

Если новичок чувствует неизбежное падение, то сделать это необходимо согнув немного колени, заваливаясь на один бок.

При ходьбе на лыжах не раскидывайте сильно палки в стороны, это может препятствовать движению других лыжников.

Соблюдение температурного режима:

при нарушении температурного режима возможны обморожения отдельных частей тела. Соблюдайте основные меры предосторожности:

экипировка должна соответствовать температуре воздуха.

При побледнении участков кожи на лице необходимо накрыть их тканью, шарфом. Легкими движениями обнаженных рук растереть пораженные места до появления легкого румяна.

При онемении пальцев ног тренировку для пострадавшего немедленно прекратить и отправить его в теплое помещение.

В помещении следует незамедлительно снять обувь и растереть сухим полотенцем замерзшие конечности.

Соблюдение техники безопасности при повседневном катании или горнолыжном спуске исключит получение опасных травм, обморожений и растяжений.

Заключение

Лыжные гонки - это сложный вид спорта, так как он требует достаточных навыков для выполнения необходимых технических элементов. Основная цель занятий при подготовке к соревнованиям по лыжным гонкам должна быть сосредоточена на объяснении и раскрытии всего спектра средств и методов, а также условий, при которых они проводятся. Этот вид спорта характеризуется большим количеством времени, затрачиваемого на улучшение движений на лыжах и развитие выносливости, что связано с регулярностью физической работы.

Если рассматривать лыжные гонки как метод физической подготовки, то можно сделать вывод, что эта деятельность способствует укреплению человеческого организма.

Выполнение умеренной мышечной работы с привлечением всех основных групп мышц при низкой температуре на чистом замороженном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма различным заболеваниям и положительно влияет на общую работоспособность. Прогулки и походы на лыжах по красивым, лесистым и разнообразным местам положительно влияют на нервную систему, а также на умственную и физическую работоспособность.

Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей,=физическая=выносливость.

3.Список источников

  1. Аграновский М.А. Лыжный спорт: учебник для институтов физической культуры. — М.: FIS. 1981. — 327 с.
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. — М.: Просвещение. 1978. — 386 с.
  3. красавина В.Ф. Лыжные гонки: теория, методика, практика: учебник / В.Ф. Красавина. — Издание. — ОмГТУ, 2001. 104 с.
  4. Катание на лыжах: Учебник для техникумов физической культуры / Издано Е.И. Кудрявцевой и др. — М.: FIS, 1984. — 238 с.
  5. Катание на лыжах: Учебник для институтов и колледжей физической культуры. — М.: FIS, 1985. — 147 с.
  6.  Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
  7. 2. Евстратова В. Д., Сергеева Б. И., Чукардина Г. Б.. Лыжный спорт: Учеб. для ин-тов и техн. физ. культ / Под ред.— М.: Физкультура и спорт, 2009. — 319 с.
  8. 3. Кузнецов В.С., Антонова О.Н. Лыжная подготовка. : Методика преподавания. — М. : Академия, 1999.- 208 с.
  9. 4. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10-11классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство «Просвещение». 2012. — 237



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда пришел Новый год: история праздника и традиции со всего света

Уважаемые родители! Данный материал можете использовать при общении со своими  детьми, подготовке домашнего концерта....

плакат для родителей "Международный день птиц - 1 апреля"

Международный день птиц – 1апреля.Для привлечения внимания родителей к празднику – Международный день птиц можно использовать оформление плаката на данную тему. На плакате можно поместить  информ...

«Экологический праздник пернатых друзей. День птиц – 1 апреля»

Экологический праздник пернатых друзей. День птиц - 1 апреля....

"День птиц - 1 апреля"

Презентация расширяет представление о значении птиц для окружающей природы....

Международный день детской книги (2 апреля) — история праздника и традиции

Международный день детской книги отмечается 2 апреля, в день рождения Х. К. Андерсена. Учреждён в 1967 году некоммерческой организацией Международный совет по детской и юношеской литературе (IBBY...

Статья в родительский уголок"День Матери: история праздника и традиции"

В данной статье доступно изложена информация об истории праздник,посвещенного Дню Матери и его традициях....