"Животные Урала" конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы "Животные Урала" -  образовательная область: социально - коммуникативное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_10_zhivotnye_urala.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Животные Урала»

Конструкт организации образовательной деятельности

с детьми 7-го года жизни

Образовательная область: социально - коммуникативное развитие

Группа: подготовительная к школе

Тема: «Животные Урала»

Цель: формирование знаний детей о диких животных Урала, поддержание интереса к родному краю.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать представления детей о диких животных;
  • развивать самостоятельность, инициативу, любознательность;
  • развивать речь, память, мышление, внимание, восприятие, воображение;
    Воспитательные:
  • воспитывать интерес к животному миру Урала, к родному краю;
  • воспитывать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать уважительное отношение к природе, чувство любви к животным;
    Образовательные:
  • учить детей делиться своими знаниями о животных и принимать новые знания;
  • закреплять умение рассказывать, принимать и выполнять поставленные задачи;
  • дать детям некоторые новые знания о таежных животных – зверях;
  • активизировать и расширять словарный запас детей.

Предварительная работа:

Циклы занятий по знакомству с дикими животными леса; наблюдения за животными в природе; обобщающие беседы о животных; чтение художественной литературы о животных; проектная деятельность; дидактические, настольные, словесные и подвижные игры экологического содержания;   рассматривание альбомов, картин, наборов открыток, картинок, журналов, книг с изображением животных; изображение животных в рисунке, аппликации, лепке, способом оригами и из природного материала; отображение образов животных в музыкальной деятельности; раскрашивание изображений животных в альбомах для раскрашивания.

Материал и оборудование:      

                                                                                                                                                                                         Карта Урала; руль для автобуса; стульчики; интерактивная доска; подбор слайдов с изображением животных (белка, заяц, медведь, рысь, лось).

Планируемый результат:    

                                                                                                                                                                              Используемые в ходе совместной образовательной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию интегративных качеств ребенка:

  • проявление интереса к животному миру Урала, к родному краю;
  • владение умением делиться своими знаниями о животных;
  • способность принимать новые знания о диких животных;
  • владение умением рассказывать о таежных зверях;
  • владение умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  • способность запоминать новые слова и выражения;
  • готовность проявить свои знания и опыт;
  • владение умением принимать и выполнять поставленные задачи;
  • способность проявлять уважительное отношение к природе, чувство любви к животным.

Ход образовательной деятельности

Последова-тельность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация на совместную деятельность

Опора на опыт

Включение детей в деятельность

Новое знание

Постановка задачи

Игровая пауза

Музыкальная пауза

Ребята, вы любите путешествовать? Замечательно! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, согласны? Ребята, скажите, как называется наша страна? Правильно, Россия. Среди просторов нашей страны есть чудесный край, в котором мы живём. Как называется наш край? Верно, наш край - Урал. 
Посмотрите, вот карта Урала, вот какой наш край (показывает границы).
Урал - это край, где мы живём. Уральская природа очень разнообразная, красивая и неповторимая. На Урале есть горы, а называются они Уральские. У нас на Урале произрастают леса, которые называются – тайга. На Урале очень много красивых, чистых, глубоких озёр, где водится много видов рыб. Животный мир Урала поражает своим разнообразием. Также на Урале добывают полезные ископаемые и драгоценные камни. И сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Уралу и посмотреть, какие животные обитают в нашем уральском краю. Хотите отправиться в путешествие? Хорошо, но сначала нам надо выбрать транспорт, на котором мы поедем путешествовать. Подумайте, на чем мы с вами можем отправиться в путешествие,  и объясните свой выбор.           Вы предлагаете поехать на автобусе, чтобы всем хватило места и мы смогли бы останавливаться там, где захотим. Хорошо, по считалке выбираем шофера (ребенок рассчитывает детей), строим автобус (дети ставят стульчики) и отправляемся в путь! А чтобы веселее было в пути, давайте споем песенку «Мы едем, едем, едем, в далекие края…».

Дети, слушают, заинтересовываются, отвечают на вопрос

Дети отвечают на вопросы

Дети смотрят, слушают

Дети слушают

Дети соглашаются

Дети принимают задачу, думают, озвучивают варианты

Ребенок говорит считалку, дети строят автобус

Дети поют

Появление интереса у детей

Активизация  памяти

Активизация восприятия

Развитие восприятия, внимания

Интерес к предстоящей деятельности

Готовность детей выполнить задачу, объяснить свой выбор

Физическая разминка, интерес к деятельности

Эмоциональная разрядка

Смена деятельности

Игровая пауза

Постановка игровой задачи

Игра «Звери и их детеныши»

Поощрение

Опора на опыт

Смена места

Опора на опыт

Поощрение

Смена места

Введение новых знаний

Смена места

Опора на опыт

Поощрение

Смена места

Введение новых знаний

Смена места

Опора на опыт

Поощрение

Смена места

Введение новых знаний

Смена места

Опора на опыт

Поощрение

Смена места

Введение новых знаний

Смена места

Опора на опыт

Поощрение

Смена места

Введение новых знаний

Ребята, остановка – надо выйти из автобуса. Дальше ехать мы не можем, потому, что на дороге лежит какой-то конверт. Посмотрим, что же там такое? (Берут конверт, читают письмо). Так, ребята, в письме говорится, что для того, чтобы поехать дальше, надо назвать диких животных – зверей и их детенышей, справитесь с заданием?  

Проводится игра «Звери и их детеныши».

 Молодцы, ребята, много назвали животных, теперь мы можем ехать дальше, садитесь в автобус!

Пока мы едем, давайте помечтаем, кого бы мы хотели увидеть в тайге?

                                                                                Вот мы уже подъезжаем к одной старой высокой ели, давайте тихонько выйдем из автобуса, чтобы не спугнуть одного зверька.                      Смотрите, кто же это? (слайд). Да, это же белка! Ребята, расскажите о белочке то, что знаете. Молодцы, хорошо рассказали!

Ребята, садимся в автобус и едем дальше. А пока мы едем, я расскажу вам о белке.

Белка, зверёк, конечно, лесной. Но нередко можно встретить её и в городском парке. Размеров белка небольших, она – обладательница красивого, пушистого хвоста. Белка – это грызун. Она способна разорить птичье гнездо, съесть птенцов. Но в основном все же предпочитает питаться растительной пищей — грибочки, ягодки, плоды деревьев, орехи, жёлуди. Белка – умна, проворна. Отличительная её черта – забывчивость. Забывчивость – качество не самое лучшее, но в случае с белкой, это исключение. Закапывая на зиму в землю орехи, белка благополучно забывает о них, а из проросших семян появляются новые деревья. Забывает белка и про другие свои накопления — запасы желудей, шишек. А в зимний период пользуется сбережениями мышей и бурундуков. К организации своего гнезда эта лесная жительница относится очень тщательно: формирует его из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями, чтоб было помягче да потеплее. Два раза в год белка линяет. Но драгоценного хвоста это не касается. Он линяет один раз в год. Иногда можно услышать, как цокает белка. Вполне вероятно, что она чего-то испугалась. Если белку кто-нибудь потревожит, то она перенесёт бельчат в зубах в более, на её взгляд, безопасное место. Бельчата появляются у белки два-три раз в год. «Ставит их на ноги» исключительно мама-белка.

                             

Ребята, а сейчас мы подъезжаем к небольшой лесной полянке, тихонько выходим из автобуса и посмотрим, кто здесь обитает. Кто же это, ребята? (слайд). Верно, это заяц! Расскажите о зайце то, что знаете, ребята. Молодцы, много о зайчике рассказали! Давайте сядем в автобус, дальше поедем. А я вам тоже о зайце расскажу.

Заяц – старый наш знакомый. Уши длинные, хвостик не велик, задние лапы – сильные. Зверёк принадлежит к отряду грызунов.

Летом заяц – серый, рыжевато-серый, грифельный. Зимой – белый. «Трусишка-зайка серенький под ёлочкой скакал» — поют дети. На самом деле, заяц не такой уж трус. В природе бывает такое: нападёт на зайца орёл, а он ложится на спину и изо всех сил отбивается задними лапами.

Место обитания зайца – преимущественно пойменные луга (расположенные в пойме реки), негустые леса. Врагов у зайца – хоть отбавляй. Волки, лисы, хищные птицы, всех он опасается. Но догнать и поймать зайца непросто. Лапы у него широкие и пушистые. Вот, например, зимой. Бежит он, порой, как на лыжах. Снежных сугробов в зимнюю пору много, зайцу-то ничего, а собаки настигнуть его не могут. Для того, чтобы спрятаться от зимних морозов, заяц роет нору в снегу. Днём, как правило, спит, а ночью выходит перекусить. Зимой прокормиться трудно. А вот летом – рай. Трава, ветки, кора деревьев, клевер, мышиный горошек, грибы, плоды черники – да мало ли что найдёт в лесу косой. Для пропитания всё сгодится. Что любят зайцы делать? Разводить потомство. Первые малыши появляются, когда ещё снег не сошёл, следующие поколение – летом, а ещё и осенью рождаются зрячие зайчата.

А теперь наш автобус остановился около густых зарослей. Выходим тихо и посмотрим, кто же здесь живет. Ребята, кто это? (слайд). Верно, это медведь. Расскажите, что вы о нем знаете.

Хорошо рассказали, не будем его больше тревожить. Садимся в автобус, едем дальше. А вот что я знаю про медведя.

Кто же не знает медведя? Неповоротливый, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы придерживаемся об этом звере. Но на самом деле медведь не такой. Он очень подвижный и маневренный. Медведь — грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении.

Медведь принадлежит к семейству медвежьих. Представители этого семейства всеядны, имеют отличное обоняние, им не страшны пчелиные укусы. Медведь – крупное хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазит по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – коричневый. Хотя медведь – это типичный хищник, он отдаёт должное и растительному десерту: ягодам, плодам, зёрнам, траве, корешкам растений. В зимний период медведь не нарушает тишину леса, он мирно спит до весны. В случае, если мишка недостаточно откормился осенью, он просыпается зимой и бродит в поисках пищи – становится шатуном. В конце зимы в медвежьих берлогах появляются медвежата. Два-три, а то и пять маленьких косолапых появляются на свет. Вес каждого в среднем — около пятисот грамм. Медвежата – большие любители сладкого мёда, черники, малины.

«Мишка-медведь, научи меня реветь» — говорят дети. И медведи могут научить. Порой так заревут, что мурашки по коже начинают бегать. Но обычно медведь молчалив.

Ребята, мы подъезжаем к густым зарослям. Кого же мы теперь увидим? Тихонько выходим и посмотрим. (слайд). Кто же это? Верно, это рысь. Расскажите, что вы знаете о рыси, ребята.

Так, о рыси тоже рассказали, молодцы! Но я предлагаю побыстрее сесть в автобус, рысь опасна! Послушайте мой рассказ о рыси.

Рысь – это лесная кошка. Крупная, ловкая, на высоких ногах, с красивыми длинными кисточками на ушах. Рысь – представитель млекопитающих, зверь с очень острым зрением. Существует даже выражение: «рысий взгляд», то есть острый, зоркий.

Место обитания рыси – густой лес, чем дальше от жилья человека, тем лучше. Рысь – прирождённый охотник. Она может подолгу пребывать в засаде, выслеживая потенциальную жертву. Дневное время для рыси – не самое любимое. Днём она, как правило, пребывает в своём логове – яме, или расщелине, ловко спрятанной в лесных зарослях. А лишь только стемнеет, выходит на охоту. Добычей рыси может стать заяц, тетерев, косуля, оленёнок, лисёнок, енотовидная собака. На жертву с дерева никогда не прыгает. Лишних звуков рысь издавать не любит. Но весной, когда в природе всё поёт и воркует, она громко и резко урчит, мяукает, кричит. Рысь с трудом, но поддаётся приручению.

Ребята, скоро будет еще одна остановка. Мы подъезжаем к осиннику. Давайте выйдем из автобуса и посмотрим, кто же здесь обитает.

(слайд). Кто же это? Да, это лось! Что вы знаете о лосе, ребята?

Молодцы, и о лосях знаете, так хорошо рассказали. Предлагаю всем сесть в автобус, продолжить путешествие и послушать мой рассказ о лосе.

Царствует в наших лесах одно из самых крупных животных – лось. Он легко узнаваем. Крупные, мощные ноги, горбоносая морда, высокая холка. Взрослые самцы могут похвастаться большими рогами, похожими на лопату. Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает в ноябре-декабре и ходит без них до мая.

Лось – губастик, верхняя губа у него очень большая. Шея короткая, уши длинные, остроконечные. Шерсть — коричневого цвета, с различными оттенками пепельного. В летнюю пору цвет шерсти лося более тёмный. Что представляет собой рацион лося? Ветки деревьев и кустарников, калужница, осока, а также болотная растительность. Лоси – большие любители такого растения, как иван-чай. Зимой лось кормится днем, а ночью спит. Летом, же, наоборот. Прячась от жары и мошек, летним днём он отдыхает, а ночью ищет себе пропитание. Где можно услышать голос лося? Лось предпочитает таёжные территории. Скалистых местностей сохатый избегает. В конце лета по утрам и вечерам самцы издают звуки, похожие на глухое и протяжное мычание. В последние дни мая — начале июня лосиха рождает одного, реже двух лосят. Весят новорожденные в среднем 12-14 килограмм.

Дети встают со стульчиков

Дети смотрят, слушают

Дети принимают задачу, выражают готовность действовать

Дети играют

Дети радуются похвале

Дети называют животных

Дети встают со стульев, подходят к доске

Дети отвечают, рассказывают

Дети рады похвале

Дети садятся

Дети слушают, запоминают, размышляют

Дети встают со стульев, подходят к доске

Дети отвечают, рассказывают

Дети рады похвале

Дети садятся

Дети слушают, запоминают, размышляют

Дети встают со стульев, подходят к доске

Дети отвечают, рассказывают

Дети рады похвале

Дети садятся

Дети слушают, запоминают, размышляют

Дети встают со стульев, подходят к доске

Дети отвечают, рассказывают

Дети рады похвале

Дети садятся

Дети слушают, запоминают, размышляют

Дети встают со стульев, подходят к доске

Дети отвечают, рассказывают

Дети рады похвале

Дети садятся

Дети слушают, запоминают, размышляют

Предупредить утомление

Развитие восприятия

Умение принимать задачу, готовность выполнять ее

Активизация памяти, речи

Эмоциональная разрядка

Активизация памяти

Не допустить утомляемость

Активизация памяти

Эмоциональная разрядка

Готовность детей получать новые знания

Развитие восприятия, мышления, памяти

Не допустить утомляемость

Активизация памяти

Эмоциональная разрядка

Готовность детей получать новые знания

Развитие восприятия, мышления, памяти

Не допустить утомляемость

Активизация памяти

Эмоциональная разрядка

Готовность детей получать новые знания

Развитие восприятия, мышления, памяти

Не допустить утомляемость

Активизация памяти

Эмоциональная разрядка

Готовность детей получать новые знания

Развитие восприятия, мышления, памяти

Не допустить утомляемость

Активизация памяти

Эмоциональная разрядка

Готовность детей получать новые знания

Развитие восприятия, мышления, памяти

Рефлексия

Открытость - ориентация на самостоятельную деятельность

Завершение деятельности

 Ну, что ж, а теперь пора нам возвращаться в наш город. А пока мы будем подъезжать, скажите, ребята, понравилось ли вам наше путешествие? А что понравилось больше всего? А если мы еще поедем в такое путешествие, кого бы вы хотели повстречать в тайге? (спрашивает несколько детей).

Хорошо, посмотрим, кто же нам встретиться в следующий раз. Ребята, дома расскажите своим родителям о нашем путешествии, о том, что нового вы узнали об обитателях наших уральских лесов. Спросите их об этих животных и если узнаете что-то новое, расскажете нам.

Вот мы подъехали к нашему детскому саду, наше путешествие закончилось. Выходите из автобуса, ребята.

Дети выражают свое отношение о проделанной деятельности

Дети принимают предложение педагога – новую задачу на будущее

Дети встают со стульев

Умение оценивать деятельность, выражать свое мнение

Умение и желание доносить свои знания в новых условиях, делиться ими

Организованное завершение деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт организации образовательной деятельности с детьми 4-го года жизни "Цветы".

Конструкт организации образовательной деятельности - познавательное, речевое, математическое, художественно-эстетическое развитие детей 4-го года жизни на тему:"Цветы"....

"Моя любимая сказка" конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни

Конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни по художественно - эстетическому развитию "Моя любимая сказка"....

КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ» организации образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни «Поможем птицам вернуться домой»

Тема (проект. событие): «Поможем птицам вернуться домой»Возрастная группа: подготовительнаяФорма НОД: Познавательно -исследовательская деятельность путешествие по картеФорма организации (г...

конструкт организации совместной деятельности с детьми 5-го года жизни «ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ»

В ходе совместной познавательно-исследовательской, конструкторской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:проявление интереса к конструкторс...

организации совместной образовательной деятельности с детьми 5 - 6 года жизни «Радуга и облака»

организации совместной образовательной деятельности с детьми  5 - 6   года жизни...

"Человек трудился всегда" конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни

Конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни "Человек трудился всегда", образовательная область:социализация...

"Строим дома на улице" конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни

Конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни "Строим дома на улице", образовательная область: познание...