Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Панюшкина Татьяна Николаевна

Актуальность проекта:  В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektzimuyushchie_ptitsy.docx649.18 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование проекта

«Зимующие птицы»

Основание для разработки проекта

Внедрение ФГОС в ДОУ

Руководитель проекта

Воспитатель:  Панюшкина Т.Н.

Участники проекта

Педагоги, родители, дети

Адрес

с. Едогон, Тулунского района, Иркутской области, ул.Ленина 98

По направлению:

информационно-творческий

По количеству участников:

Групповой

Методы:

Беседа, игры, стихи, загадки, песни, фотовыставки, театрализация

Тип проекта:

Краткосрочный

Цель проекта

расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах

Задачи проекта

      - 1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Этапы реализации проекта

1 этап- подготовительный

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

-Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

-Подбор необходимой литературы по

данной теме.

Взаимодействие с родителями

–оформление ширмы «Зимующие птицы».

–«Покормите птиц зимой»,

2 этап-реализация проекта

Содержательно-практический:

С 23.01.23- по 27.01.23 уч.года.

3 этап- итоговый

Третий этап был посвящен совместной деятельности всех участников образовательного процесса..

Ожидаемые конечные результаты

Ожидаемый результат:

у детей сформирована система знаний о зимующих

птицах; дети приобрели личный опыт в изготовлении кормушек, и ухода за птицами.

Паспорт проекта «Зимующие птицы»

Актуальность проекта:  В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители села – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Проблема проекта: Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего села. Наша задача - познакомить детей с птицамизимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.

Цель проекта:

-расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи проекта:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

-Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

-Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

-Подбор необходимой литературы по

данной теме.

Взаимодействие с родителями

–оформление ширмы «Зимующие птицы».

–«Покормите птиц зимой»,

Основной этап. 1

Взаимодействие с детьми.

Понедельник

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»

 Задача:

закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни

зимующих птиц.

Ребята, кто такие «пернатые друзья»?
- Правильно, птицы. Как вы понимаете слово «пернатые»? (это те, у которых есть перья).
- Верно, пернатые – это значит покрытые перьями. Почему мы птиц называем «наши пернатые друзья»?
(птицы уничтожают вредных насекомых, грызунов: мышей, погибших птиц и животных; предупреждают об опасности, помогают на охоте; птицы радуют нас песнями, любуемся их полётом).
- Что важное происходит в их жизни в конце лета и осенью?
(они улетают в тёплые края).
- Все ли птицы улетают на юг?
(улетают перелётные птицы).
- Как мы называем тех птиц, которые не улетают на юг?
(зимующие птицы).
- Назовите, по каким причинам одни птицы улетают, а другие остаются на зиму?
(из – за холода исчезают растения, насекомые, перелётным птицам нечем питаться, а зимующие могут питаться семенами, ягодами, добывают корм из шишек, ищут личинок под корой, прилетают к жилищу человека с полей и лесов после снегопада).
- Верно, ребята. Зимой все насекомые прячутся от холода – следовательно, птичкам, которые питаются исключительно этим видом корма, приходится улетать в теплые края.

А чем питаются зимой  те птицы, которые не улетают в тёплые края? (остатками ягод на деревьях, зёрнышками на поле, человек насыпает корм в кормушку).

Лепка: «Зимующие птицы»

Цель: Создание птиц: воробья, синицу и снегиря из пластилина.

Изобразительные задачи: 
- Учить детей лепить птиц: воробья, снегиря, синицу. Передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет.
- Учить дополнять работу деталями, путем налепа делать крылья, глаза и клюв.
- Продолжать учить лепить птиц крупно. Подбирать пластилин, соответственно цвету птиц.
Технические задачи: 
- Закреплять знакомые приемы лепки . Лепить птиц конструктивным способом .
- Сглаживать места скрепления пальцами. Путем вытягивания делать хвост. Примазывать крылья. Путем налепа делать глаза и клюв. 
- Продолжать учить работать с пластилином. Делить пластилин на равные части.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать стремление добиваться нужного результата.
- Продолжать воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Самостоятельность в передаче движений в лепке. 
- Продолжать воспитывать умение слушать и слышать воспитателя. Интерес к лепке птиц. Радоваться от полученного результата.
Материал: коробка пластилина, стека, бумажная салфетка, дощечка, игрушки птиц и картинки: снегирь, синица и воробей, кассета с голосами птиц. 
Предварительная работа:
Рассматривание воробья и синиц на участке. Беседа. 
Проведение игры "Птицы". 
Рисование сказочных птиц.
Изготовление кормушек вместе с родителями для птиц.

Ход занятия

Организационный момент 
- Ребята отгадайте загадки: 
-В серой шубке перовой 
И в морозы он герой, 
Скачет, на лету резвится, 
Не орёл, а всё же птица
- Правильно это воробей, птичка, за которой мы наблюдали на участке.

- Белые щечки,
Синяя птичка,
Остренький клювик –
Собой невеличка.
Желтая грудка –
- Это кто ребята?
- Правильно, синичка.

- Ты откуда, ты откуда 
Прилетел к нам, 
Красногрудый? 
— Облетел я всю Сибирь. 
— Как зовут тебя?
- Правильно, ребята, это снегирь.

- Давайте с вами рассмотрим наших птиц. Я вам объясню, как нужно лепить птичек на примере воробья. А вы слепите любую птичку.
- Посмотрите на этого воробья. Из каких частей состоит воробей?
(Показ туловища головы хвоста и лап).
- Какой формы туловище и голова?
- Туловище круглое, немного вытянутое, голова круглая.
- Что еще есть у воробья?
- Клюв, глаза и крылья.
- Когда у воробья видны крылья? 
- В полете.
- Какие у воробья глаза по цвету и величине?
- Маленькие и черные.
- А какой клюв?
- Маленький, желтовато-коричневый.
- Какого цвета сам воробей?
- Коричневого цвета, а крылья серого цвета.
- Ребята, а в какой позе можно изобразить воробья?
- Как воробей летит, стоит или клюёт.
- Давайте с вами вспомним, как надо лепить птиц.
- Берем пластилин, делим его на 2 неравные части.
- Из одной части делаем туловище и затем вытягиваем хвост, а из другой делаем голову и лапы подставку. Примазываем голову и лапы к туловищу. Сглаживаем места прикрепления пальцами. Налепами делаем крылья клюв и глаза.
- Ребята, предлагаю вам слепить своих птиц: воробьёв, синиц и снегирей.
- Давайте слепим птиц в разных позах. У кого-то воробей стоит или летит, снегирь клюёт. Чтобы вам веселее было, я включу музыку, и вы услышите, как поют птицы.

Индивидуальная работа:
Напоминаю детям, что работать с пластилином нужно аккуратно, вытирать руки о салфетку. Учу правильно делить пластилин на части. Напоминаю, как раскатывать пластилин. Напоминаю способы лепки. Индивидуально показываю отдельные приемы лепки. Поощряю самостоятельное творчество детей.
Анализ детских работ:
- Какие замечательные и красивые воробьи, синицы и снегири у нас получились. 
- Давайте полюбуемся на наших птичек. Ой, смотрите этот воробей у нас в полете, а эта синица клюёт, а вот этот снегирь стоит.
- Ребята найдите мне самого красивого воробья. Самого большого. Воробья, который клюёт. Воробья, который летит.
(то же самое проводится с другими птицами).
- Ребята, вы все у меня молодцы. Все старались, отлично работали.
- Занятие окончено.

Вторник

Дидактические игры «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не

Увидишь?»

Словесная игра«Прилетели птицы»

Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т. п.

Прилетели птицы :

голуби, синицы, мухи и стрижи.

голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. ,

голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,

даже совки, плюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!

Игровое упражнение «Птички»

Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

Описаниепедагог рассказывает стихотворение:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились —

Все люди дивились.

педагог предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.

Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.

Игра «Чем питаются птицы».

Цель. Закреплять знания детей о том, чем питаются птицы.

Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие картинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей«Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т. д.

Игровое упражнение «В зимней столовой»

Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.

Описание: педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

Беседа«Трудно птицам зимовать».

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови

его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её ...

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти...

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра

воркует тут.

Эта птица

–почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

2.Этап

Среда

Конструирование: «Голуби» (оригами) –можно без 7-8 пунктов и раскрашивание

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.

http://gorodigrushek.ru/wp-content/uploads/2013/10/1gol-420x500.jpg

Четверг

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

3.Этап

Пятница

Ручной труд(совместная деятельность всех участников образовательного процесса) оформление и развешивание кормушек на участке детского сада.

C:\Users\Admin\Desktop\IMG-403c78cc859283a110a163dd59308501-V.jpg      C:\Users\Admin\Desktop\IMG-c220f1542c60523fe2c4933159662040-V.jpg  C:\Users\Admin\Desktop\IMG-1bc5bda4fabbe4474c37c978f512c87a-V.jpg

Елена Налетова 
Рассказ «Птичья столовая»

"Птичья столоваярассказ.

Зима в этом году выдалась снежная и холодная. И как только за холодало, прилетела наша старая знакомая, синичка. Она села на окно и постучала в него своим маленьким клювом как бы говоря«Люди, холодно уже и голодно!»

Каждую зиму к нам на кормушку прилетают стайки маленьких юрких птах, синичек. Каждую зиму мы для них запасаем семечки и другой корм. Они с опаской смотрят по сторонам и по очереди, схватив корм из кормушки, сидят поодаль, на ветке суетливо расклёвывая его. Воробьи же наоборот, нахохлившись, сидят в кормушке и клюют всё подряд. В этом году впервые за много лет мы увидели красивых красногрудых снегирей. Они прилетели и уселись на виноградную лозу, неторопливо наблюдая, как суетятся вокруг кормушки синички и наглые воробьи. Понаблюдав, один из них решился подлететь к кормушке. Воробьи с опаской отлетели на соседнее дерево, синички насторожились. Остальные снегири сели на кормушку. Немного понаблюдав за происходящим, птицы, снова начали подлетать к кормушке. Поднялась весёлая птичья суета. Красногрудые снегири, желтенькие синички, серо коричневые воробьи все они так суетились возле кормушки, что рябило в глазах. На кусок несолёного сала прицепилась целая стайка синичек. Они с таким усердием принялись за дело, что немного погодя сало стало похоже на кусок поролона покрытого маленькими и большими дырочками. Но вот прилетел красивый дятел, в красном берете, уселся на дерево и сначала принялся за свою привычную работу, он стал долбить своим сильным клювом ствол старой груши. Поработав некоторое время, он спустился с дерева, на кусок сала, разогнав при этом синичек, принялся с усердием, долбить уже его. В один из солнечных зимних дней на рябину стоящую возле забора прилетела стайка красивых гордых свиристелей. Они принялись клевать красные ягоды рябины некоторые ягодки падали на снег, раскрашивая его в красный цвет. Ещё на нашу кормушку прилетала стрекотунья сорока. Она вертела своим длинным хвостом в разные стороны и громко «рассказывала» птицам, собравшимся на обед лесные новости.

Птичья столовая работала зимой без перерыва. Меню в ней было разнообразное, птицы могли выбрать, что им нравиться. Синички очень любят не солёное сало, подсолнечные семечки (не солёные и не жареные, воробьи клюют любой корм. Ещё в меню нашей столовой были ягоды боярышника, рябины, пшеница, овёс, крошки белого хлеба, пшено. Ни в коем случае, нельзя, давать птицам чёрный хлеб, чипсы, сладкие кукурузные хлопья, солёные, сладкие или жареные продукты. Такое угощение вызовет у птиц расстройство желудка, а зимой любая болезнь у пернатых неминуемо приведёт к их гибели. Птицы на нашу кормушку прилетали всю зиму за исключением тех дней, когда на улице бушевала метель или был сильный ветер. Их всегда ждал сытный обед и радушный приём. И мы рады, что помогли хотя бы маленьким стайкам пернатых друзей. Весной они отблагодарят нас, истребляя, в саду вредителей и порадуют своими песнями.

E:\Столовая для птиц\Зеленый дятел на сальной кормушке в детском саду..jpg E:\Столовая для птиц\слетелись к кормушке синички- подружки!.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....