НОД "Удивительные свойства воздуха" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ганина Марина Викторовна

НОД "Удивительные свойства воздуха" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_v_starshey_gruppe_2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

«Удивительные свойства воздуха»

Составила и провела воспитатель

высшей квалификационной  категории

Ганина М.В.  

Рп. Юганец

2021-2022 год.

Цель: развитие экологических представлений в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила. Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха. Дать представление о том, что ветер-это движение воздуха.

Развивающие: Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, зрительное восприятие.

Воспитательные: Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование: волшебная палочка, шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веер, листы бумаги, картон, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, мыльные пузыри.

Предварительная работа: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему ''Как человек использует воздух", заучивание стихов, чтение сказок.

Ход занятия.

Дети стоят полукругом в групповой комнате.

  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох и выдох.

Воспитатель: Что вы, дети, вдохнули? Чем человек дышит? (Воздухом).

 -  Скажите, есть ли в комнате воздух?  (Есть)

 - Что вы знаете о воздухе? (Он невидим, прозрачный, бесцветный)

 - Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? (Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать).

 – Ребята, а вы хотели бы на некоторое время стать волшебниками и совершать чудеса?

– А чтобы вы почувствовали себя настоящими волшебниками, мне поможет волшебная палочка.  (Взмахивает волшебной палочкой, достает колпачки, дети одевают их)

Воспитатель: Итак, сейчас мы будем совершать чудеса.

Воспитатель показывает детям стакан.

– Есть ли в нем что–нибудь?  (дети рассматривают и высказывают свои предположения).

– Давайте проверим.  (Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в миску с водой, обращая внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно).

– Попадает ли вода в стакан?  Почему? (Выслушивают все ответы, обсуждают их).

Вывод. В стакане есть воздух, поэтому он не пускает туда воду.  Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.

Воспитатель: А теперь вы попробуйте узнать, в каждом ли стакане есть воздух. (Дети самостоятельно проводят данный опыт).

 – Давайте совершим еще какое – нибудь волшебство с воздухом. А как вы думаете, можно ли почувствовать воздух? С помощью каких предметов?

(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Давайте проверим (На столе лежат различные предметы – веер, лист бумаги, картонка и т.д. Каждый ребенок выбирает один предмет.)

Вывод. Создавая колебания воздуха, мы приводим его в движение, которые ощущаем. 

Воспитатель: А как называется движение воздуха?  (Ветер.)

- Вот мы и увидели воздух, и смогли его почувствовать. Но на этом наши чудеса не заканчиваются.

– Теперь я вам предлагаю поймать воздух.  (Предлагает каждому ребенку полиэтиленовый пакет. Дети его рассматривают и определяют, что там внутри – пакет плоский, пустой).

– Попробуйте с помощью этого пакета поймать воздух. Как это можно сделать?  (Надуть пакет или побегать, держа его раскрытым в руке).

Дети выполняют опыт.

Воспитатель: Что мы чувствуем, когда сжимаем плотно закрытый пакет с воздухом? (Он упругий, как мяч, как воздушный шар).

– А когда выпускаем воздух? (Становится как прежде).

Вывод. Значит воздух упругий.

Воспитатель: Возьмите воздушный шарик, надуйте его, а потом отпустите. Что вы услышали? (Шипение) Откуда этот звук? (Воздух с силой вырывается из шарика, мы его услышали)

Вывод: воздух можно услышать.  

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами создали много чудес, но на этом они еще не заканчиваются. Я вам предлагаю еще раз увидеть воздух.

 – Аккуратно возьмите стакан и трубочку для коктейля и подуйте в стакан с водой.

– Что вы видите?  (Пузырьки).

– А что это за пузырьки?  (Это воздух. Вы его вдуваете в воду, а он поднимается вверх). Вывод. Воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность.

Воспитатель: Дети, что мы узнали сегодня о воздухе, совершая чудеса?  (Ответы детей).

– Вот видите, сколько интересного было в нашем волшебном царстве. А за то, что мы так чудесно и легко со всем справились, жители этого царства приготовили нам подарки.

Чтение отрывка из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри»

Воды обыкновенной

В стаканчик набери –

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри.

Соломинку простую

Сейчас возьму я в рот,

Воды в нее втяну я,

Потом слегка подую

В соломинку - и вот,

Сияя гладкой пленкой,

Растягиваясь вширь,

Выходит нежный, тонкий,

Раскрашенный пузырь.

Горит, как хвост павлина,

Каких цветов в нем нет!

Лиловый, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет.

Взлетает шар надутый,

Прозрачнее стекла.

Внутри его как будто

Сверкают зеркала.

Огнями на просторе

Играет легкий шар.

То в нем синеет море,

То в нем горит пожар.

Он, воздухом надутый,

По воздуху плывет,

Но и одной минуты

На свете не живет.  

(Воспитатель раздает детям мыльные пузыри. Игры с мыльными пузырями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие с Карлсоном (свойства воздуха) средняя группа.

Эспериментальная деятельность в средней группе по теме свойства воздуха. Данный материал помогает развить познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизи...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомим детей со свойствами воздуха» (средняя группа)

Конспект организованной  образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомим детей со свойствами воздуха» (средняя группа)....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми Тема: Свойства воздуха. (Старшая группа.)

• Занятие по познавательному развитию в старшей группе Тема: Свойства воздуха. Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе Задачи: -об...

Конспект поисково-исследовательской деятельности "Свойства воздуха" средняя группа

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...