«Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста», составитель: Матвеева Анна Владимировна, воспитатель
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Методическая разработка Анны Владимировны, посвящена важной теме дошкольного детства – формирование бережного, заботливого отношения к природе. Автором проведена большая работа по подбору материала, позволяющего формировать экологическую культуру не только в процессе занятий и наблюдений. но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приоритетных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Педагог подобрал дидактические игры, легко включаемые в педагогический процесс, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей. В таких играх используются натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена и др.), картинки с изображением растений и животных, настольно-печатные игры и всевозможные игрушки. Дети любят играть в них. Они с удовольствием обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. В различных режимных моментах они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения. Дидактические игры экологического содержания педагогам рекомендовано проводить во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Данная методическая разработка может быть рекомендована к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями в индивидуальной работе с детьми, а также можно использовать, как основу для конкурсных задании при проведении мероприятий в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 369 г. Челябинска»
Картотека дидактических игр
для развития экологических представлений
детей дошкольного возраста
(старшая и подготовительные группы)
Составила: Матвеева Анна Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
2023 год
1. Природная аптека.
Цель игры: закреплять умение различать и называть лекарственные растения, находить нужное растение по описанию, среди других. Научить детей группировать лекарственные растения по их применению в обычной жизни.
Оборудование: карточки с лекарственными растениями (обратная сторона карточки окрашена в однотонный цвет).
Ход игры: Вариант 1. Дети исполняют роли фармацевтов и покупателей. Чтобы сделать покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, его применение. Фармацевт должен догадаться, что это за растение, назвать его, затем выдать покупку.
Вариант 2. На столе поднос с карточками лекарственных растений. Дети выбирают понравившийся цвет карточки, называют лекарственное растение, изображенное на карточке, а другой ребёнок должен назвать применение растения в обычной жизни.
2.Юные экологи
Цель игры: закреплять знания детей о природе, о необходимости сбережения природных ресурсов, развивать познавательный интерес.
Оборудование: значки юного эколога.
Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Дети с помощью считалки, выбирают юных экологов, а остальные дети задают им вопросы. Вопросы заранее не готовятся, можно пользоваться примерными.
1.Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
2.Для чего природе нужны хищники?
3.Что такое красная книга и для чего она нужна?
4.Для чего люди создают заповедники?
5.Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?
6.Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
и так далее.
3.Путаница
Цель игры: закреплять знания детей о взаимосвязи в природе, условиях необходимых для роста и питания (животные, птицы, растения, насекомые), местах их обитания. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: предметные карточки с магнитами, картина леса (формат ватмана).
Ход игры: Вариант 1Воспитатель обращает внимание детей на картинку леса, и говорит, что в лесу произошла путаница и теперь лес может исчезнуть вместе с жителями леса и растениями, давайте исправим с вами путаницу и наведём порядок. Дети внимательно рассматривают картину леса и исправляют ошибки, делая пояснения своего выбора.
Вариант 2 Воспитатель на картине леса убирает всех птиц, и спрашивает детей, что произойдёт если исчезнут птицы? (растения, животные, насекомые, деревья). Дети делают выводы.
4.Полезные дела
Цель игры: развивать у детей интерес к природоохранной деятельности, осознанное её выполнение. Воспитывать гуманное отношение к природе.
Оборудование: природные объекты детского сада, парка.
Ход игры: на прогулке воспитатель предлагает детям внимательно понаблюдать за состоянием природных объектов, обратить внимание на состояние игровой площадки. Задача детей заметить недостатки в состоянии природных объектов и рассказать, как их можно устранить. Побуждать детей к рассказыванию того, как они будут выполнять свою работу. В заключении прогулке подводится итог о полезных делах.
5.Какая я птичка?
Цель игры: уточнить знания детей о птицах Тамбовской области, закреплять знания о зимующих и перелётных птицах, развивать подражательные способности, фантазию и познавательный интерес.
Оборудование: предметные карточки с птицами региона
Ход игры: В начале игры выбирают ведущего, ему воспитатель на ухо называет птицу, ребёнок без слов показывает птицу, её особенности, а все остальные должны угадать птицу, рассказать об особенностях этой птицы, если дети отгадали, то ведущий показывает картинку с птицей. Далее ведущий меняется и игра продолжается.
6.Игра в слова
Цель игры: развивать внимание, память, умение детей классифицировать по признакам.
Оборудование: мяч
Ход игры: Вариант 1Дети стоят полукругом, воспитатель называет одно слово, например дерево, а тот, кому бросает мяч, должен сказать три слова, которые можно назвать одним словом. Игра продолжается.
Вариант 2 Ребёнок с мячом называет три слова и бросает мяч, тот, кому брошен мяч, называет одно слово, к какому классу объекту природы относится.
7.Юные экологи
Цель игры: закреплять знания об охране природных объектов, правила поведения в окружающей среде. Развивать познавательный интерес и память.
Оборудование: мнемотаблицы, карточки с экологическими правилами поведения, 2 значка юного эколога.
Ход игры: Воспитатель делит детей на две подгруппы, одна подгруппа работает по таблицам, составляя рассказ об охране природных объектов, другая с карточками выбирая только правильные правила поведения в окружающей среде. В конце игры дети выбирают от своей подгруппы юного эколога, который будет рассказывать.
8.Большой Ух
Цель игры: учить детей слышать звуки природы, развивать умение слышать природные явления в музыке. Способствовать развитию интереса к познанию явлений окружающего мира через музыку.
Оборудование: музыкальный центр, диск с записями звуков природы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям лечь на ковёр и закрыть глаза, внимательно прослушать звуковую запись и назвать те явления природы, которые они услышали. Выигрывает тот ребёнок, который больше всех назовёт звуков природы.
9.Знатоки цветов
Цель игры: закрепить знания о комнатных цветах, их строение, правила ухода, какую пользу они приносят человеку. Расширять кругозор детей. Воспитывать любовь и умение любоваться цветами.
Оборудование: разноцветные конверты с разрезными карточки (комнатные цветы).
Ход игры: Участник игры выбирает себе понравившийся цвет конверта, по сигналу собирает цветок из разрезных карточек, учитывая строение цветка, после говорит, какой комнатный цветок он собрал, рассказывает о правилах ухода за ним, какую пользу он приносит человеку. Игра продолжается пока последний участник не выполнит задание.
10.Подводный мир
Цель игры: закреплять знания детей о рыбах, как живых существах, живущих в воде о необходимости охраны среды их обитания, закрепить их названия, воспитывать интерес к подводному миру.
Оборудование: загадки о разнообразных рыбах (на выбор воспитателя), мнемотаблицы.
Ход игры: Вариант1.Воспитатель загадывает загадку о рыбах, участник игры который её отгадал, с помощью мнемотаблицы рассказывает всё об этой рыбе, игра продолжается, пока все загадки не будут разгаданы.
Вариант2. Участники игры с помощью мнемотоблицы рассказывают о рыбе, её особенностях, но не называют название, остальные дети должны угадать рыбу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1036162-1525595722.jpg)
Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста
1.Экологическая игра «ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ» Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных в природе. Материал: набор игральных карточек из 36 штук, ка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/30/picture-1203003-1577714563.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по экологии для детей дошкольного возраста
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение д/с № 13 г. Пласт...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/13/picture-1219700-1683997319.jpg)
Картотека дидактических игр и упражнений по математике для детей дошкольного возраста. Составитель: Хузина Е.Р., воспитатель МКДОУ д/с №7 г.Новосибирска
Картотека дидактических игр и упражнений по математике для детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/11/picture-1346168-1631368911.jpg)
Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста
Дидактические игры по экологии помогают детям увидеть целостность отдельного организма и экосистемы. помогают понять что все в природе взаимосвязано....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/20/picture-1376887-1668975470.jpg)
Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста.
Отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм...
Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/27/picture-1293670-1606506932.jpg)
Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста...