Родительское собрание "Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность" в средней группе
материал по окружающему миру (средняя группа)

Наталья Владимировна Кокорина

МБДОУ «Новопортовский детский сад «Теремок»

 

 

 

 

Материал к выступлению

 на родительском собрании

 

 

 

 

 

 

Развитие познавательного интереса у дошкольников

через опытно – экспериментальную деятельность

 

 

 

 

 

 

Провела:

логопед  Кокорина Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.  Новый Порт

октябрь 2019 год

Цель: дать родителям знания о том, как занимательно можно экспериментировать дома вместе с малышом; привлечение к участию в жизни группы и детского сада;

План проведения родительского собрания:

  1. Выступление логопеда Кокориной Н.В. по теме собрания: «Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
  2. Выбор родительского комитета на 2018-2019 уч. год
  3. Решение групповых вопросов.
  4. Принятие решения собрания.
  5. Проведение семинара руководителем физического воспитания.

 

Ход собрания:

Слайд 1:

 Логопед:  Добрый вечер уважаемые родители, мы рады вас видеть на нашем групповом собрании, которое будет посвящено теме: «Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

Слайд 2:

Логопед:  Своё выступление я хочу начать словами академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В настоящее время всем современным родителям понятна что дошкольный возраст — это то время, когда закладываются первоосновы личности, в том числе, личность, проявляющая активное исследовательско-творческое отношение к миру. Но а как нам, воспитателям помочь или развить такое познавательное отношение к миру?

Слайд 3:

 Логопед:  21декабря 2012 г. Принят Государственной Думой «Федеральный Закон РФ «Об Образовании в РФ», вследствие принятия Закона «Об образовании» разрабатывается ФГОС дошкольного образования (2013 год). Глава 7. Общее образование, Статья 64, дошкольное образование:   

 Слайд 4:

  Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Слайд 5:

Логопед:  в современном мире востребована творческая личность, способная к активному познанию мира, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности.  В нашей группе я провела диагностику по методике Прохоровой Л.Н. «Выбор деятельности» среди воспитанников, с целью выявить предпочтения воспитанников в видах деятельности. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

  1. – игровая;
  2. – чтение книг;
  3. – изобразительная;
  4. - детское экспериментирование;
  5. – труд в уголке природы;
  6. – конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора, т.е. чем им интересно заниматься и получила следующие результаты.

Логопед:  Как вы видите на слайде, что дети   чаще отдают предпочтения следующим видам деятельности: из подгруппы 12 детей.

10-детей – предпочтение игровой деятельности;

По 8 детей – предпочитают рисовать и экспериментировать;

По 4 ребёнка -  труд в уголке природы и конструирование;

По 2 ребёнка – чтению книг.

Слайд 6:

Логопед:  Особенность мышления дошкольников – связь мышления с практической деятельностью. В работах многих отечественных педагогов говорится о предоставлении дошкольникам возможности приобретать знания самостоятельно; о необходимости включать их в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Хочу обратить ваше внимание, а что такое опыт и что такое эксперимент? В чём разница? Что же такое опыт и эксперимент?

Слайд 7:

Логопед:  Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. 

Эксперимент - чувственно - предметная деятельность в науке: в более узком смысле - опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента, можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.

Слайд 8:

Логопед:  Например, во второй младшей группе, мы проводили опытно-экспериментальную деятельность по таким темам: «Нюхаем трогаем» (о значении органов чувств); «Прозрачная вода» (одно из свойств воды – прозрачность); «Как воздух работает?» (дует ветер, движет предметы); «Тающий лёд» (свойства льда – таять в тепле, от надавливания тёплых рук, в тёплой воде); «Таинственные картинки» (свойства разноцветных стёкол) и т.д.

Слайд 9:

Логопед:  (проведение элементов мастер-класса для родителей) Предлагаю вам, поучаствовать в экспериментальной деятельности, она посвящена изучению свойств дерева и называется: «Поможем Незнайке»

Программное содержание: дать детям понятия о свойствах дерева – гладкое на ощупь, мягкое (можно тонкие щепки переломить, или постругать ножом), тёплое на ощупь, если долго лежит в воде, то становится размягчённым (трескается, легко сломать), не тонет в воде.

Цель: повышение знаний родителях о некоторых приёмах, которые они могут использовать в своей деятельности с детьми, чтобы рассказать в интересной форме своим детям (или объяснить) им что-то новое, установить причинно-следственные связи)

Логопед:  Есть у вас вопросы по проведённому мастер-классу? (решение вопросов, которые вызвали интерес у родителей).

Слайд 10:

Логопед:  В средней группе мы решили «усложнить» опытно-экспериментальную деятельность и применить в своей работе программу «Шаг в неизвестность.» (с элементами ТРИЗ), которая составлена Т. Владимирова, воспитателем детского сада г. Ульяновск.  для среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы и успешно апробируется во многих садах нашей страны. В течение года дети пройдут в специально организованной деятельности темы двух блоков: «Как мы познаём мир» (органы чувств), «Свойства твёрдого вещества» (выделение свойств и сравнение – бумага, дерево, ткань, металл, глина, пластмасса). Пока мы находимся на начальном этапе, можно сказать этого интересного проекта, изучаем методическую литературу по ней, выделяем зону для сбора и хранения оборудования, демонстрационных материалов, создаём картотеку опытов или экспериментов. Потому предлагаем вам, поучаствовать и принести по возможности следующие, необходимые для опытнической деятельности предметы:

Слайд 11:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, лупы, песочные часы магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
  • Природный материал: ракушки, шишки, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
  • Разные виды бумаги: наждачная, копировальная;
  • Прочие материалы: зеркала, сито, свечи.
  • Детские фартуки;

Слайд 12:

Логопед:  В конце учебного года мы планируем получить следующие результаты по опытно-экспериментальной деятельности:

Ожидаемые результаты:

  • -  получать под руководством взрослого знания об объектах и их свойствах;
  • - обучатся исследовательским умениям и навыкам;
  • -  смогут самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
  • -  смогут анализировать свою исследовательскую деятельность и с небольшой помощью взрослых делать выводы, выдвигать гипотезы;
  • - усвоять требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;

Логопед:  Если возникли вопросы или проблемы давайте мы вам объясним? (решение проблемных вопросов)

Логопед:  В этой части родительского собрания, я предлагаю выбрать родительский комитет, который будет сотрудничать и помогать в работе группы и детского сада. Выбор родительского комитета на 2018-2019 учебный год.

Обсуждение текущих дел в группе, как-то:

 просьба принести небольшие зеркала, для выработки артикуляционных упражнений;

обсудить групповую одежду детей, т.к. при соответствующем температурном режиме в группе, мальчики носят махровые колготки; 

всем детям положить носовые платки в карман верхней одежды на прогулку и на резинку варежки, перчатки;

подготовить и подписать выносной материал на улицу (лопатки) своим детям;

рассказать родителям о специфике проведения детских праздников, озвучит дату осеннего праздника;

просьба не носить в группу домашние игрушки и конфеты;

провести беседу о том, что в группе говорить нужно спокойным голосом. Не напрягать речевой аппарат;

попросить родителей проводить беседы с детьми о нормах и правилах поведения в группе и на участке детского сада;

раздача памяток родителям «Ребёнок дерётся в детском саду?» (составила педагог-психолог)

Слайд 13:

Логопед:  В нашей группе уже проводятся выставки совместного с родителями детского творчества: «Осенняя фантазия» и акция, посвящённая дате 1 октября – День добра и уважения. От лица детского сада мы благодарим вас за активное участие в жизни группы.

Логопед:  Наша вторая часть собрания проходит в спортивном зале – это семинар «Что такое лечебная физкультура для дошкольников?» для вас его проведёт руководитель по физическому воспитанию. Прошу вас пройти в физкультурный зал.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_sentyabr.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Новопортовский детский сад «Теремок»

Материал к выступлению

 на родительском собрании

Развитие познавательного интереса у дошкольников

через опытно – экспериментальную деятельность

Провела:

логопед  Кокорина Н.В.

с.  Новый Порт

октябрь 2019 год

Цель: дать родителям знания о том, как занимательно можно экспериментировать дома вместе с малышом; привлечение к участию в жизни группы и детского сада;

План проведения родительского собрания:

  1. Выступление логопеда Кокориной Н.В. по теме собрания: «Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
  2. Выбор родительского комитета на 2018-2019 уч. год
  3. Решение групповых вопросов.
  4. Принятие решения собрания.
  5. Проведение семинара руководителем физического воспитания.

Ход собрания: 

Слайд 1:

 Логопед:  Добрый вечер уважаемые родители, мы рады вас видеть на нашем групповом собрании, которое будет посвящено теме: «Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

Слайд 2:

Логопед:  Своё выступление я хочу начать словами академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В настоящее время всем современным родителям понятна что дошкольный возраст — это то время, когда закладываются первоосновы личности, в том числе, личность, проявляющая активное исследовательско-творческое отношение к миру. Но а как нам, воспитателям помочь или развить такое познавательное отношение к миру?

Слайд 3:

 Логопед:  21декабря 2012 г. Принят Государственной Думой «Федеральный Закон РФ «Об Образовании в РФ», вследствие принятия Закона «Об образовании» разрабатывается ФГОС дошкольного образования (2013 год). Глава 7. Общее образование, Статья 64, дошкольное образование:  

 Слайд 4:

  Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Слайд 5:

Логопед:  в современном мире востребована творческая личность, способная к активному познанию мира, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности.  В нашей группе я провела диагностику по методике Прохоровой Л.Н. «Выбор деятельности» среди воспитанников, с целью выявить предпочтения воспитанников в видах деятельности. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

  1. – игровая;
  2. – чтение книг;
  3. – изобразительная;
  4. - детское экспериментирование;
  5. – труд в уголке природы;
  6. – конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора, т.е. чем им интересно заниматься и получила следующие результаты.

Логопед:  Как вы видите на слайде, что дети   чаще отдают предпочтения следующим видам деятельности: из подгруппы 12 детей.

10-детей – предпочтение игровой деятельности;

По 8 детей – предпочитают рисовать и экспериментировать;

По 4 ребёнка -  труд в уголке природы и конструирование;

По 2 ребёнка – чтению книг.

Слайд 6:

Логопед:  Особенность мышления дошкольников – связь мышления с практической деятельностью. В работах многих отечественных педагогов говорится о предоставлении дошкольникам возможности приобретать знания самостоятельно; о необходимости включать их в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Хочу обратить ваше внимание, а что такое опыт и что такое эксперимент? В чём разница? Что же такое опыт и эксперимент?

Слайд 7:

Логопед:  Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. 

Эксперимент - чувственно - предметная деятельность в науке: в более узком смысле - опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента, можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.

Слайд 8:

Логопед:  Например, во второй младшей группе, мы проводили опытно-экспериментальную деятельность по таким темам: «Нюхаем трогаем» (о значении органов чувств); «Прозрачная вода» (одно из свойств воды – прозрачность); «Как воздух работает?» (дует ветер, движет предметы); «Тающий лёд» (свойства льда – таять в тепле, от надавливания тёплых рук, в тёплой воде); «Таинственные картинки» (свойства разноцветных стёкол) и т.д.

Слайд 9:

Логопед:  (проведение элементов мастер-класса для родителей) Предлагаю вам, поучаствовать в экспериментальной деятельности, она посвящена изучению свойств дерева и называется: «Поможем Незнайке»

Программное содержание: дать детям понятия о свойствах дерева – гладкое на ощупь, мягкое (можно тонкие щепки переломить, или постругать ножом), тёплое на ощупь, если долго лежит в воде, то становится размягчённым (трескается, легко сломать), не тонет в воде.

Цель: повышение знаний родителях о некоторых приёмах, которые они могут использовать в своей деятельности с детьми, чтобы рассказать в интересной форме своим детям (или объяснить) им что-то новое, установить причинно-следственные связи)

Логопед:  Есть у вас вопросы по проведённому мастер-классу? (решение вопросов, которые вызвали интерес у родителей).

Слайд 10:

Логопед:  В средней группе мы решили «усложнить» опытно-экспериментальную деятельность и применить в своей работе программу «Шаг в неизвестность.» (с элементами ТРИЗ), которая составлена Т. Владимирова, воспитателем детского сада г. Ульяновск.  для среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы и успешно апробируется во многих садах нашей страны. В течение года дети пройдут в специально организованной деятельности темы двух блоков: «Как мы познаём мир» (органы чувств), «Свойства твёрдого вещества» (выделение свойств и сравнение – бумага, дерево, ткань, металл, глина, пластмасса). Пока мы находимся на начальном этапе, можно сказать этого интересного проекта, изучаем методическую литературу по ней, выделяем зону для сбора и хранения оборудования, демонстрационных материалов, создаём картотеку опытов или экспериментов. Потому предлагаем вам, поучаствовать и принести по возможности следующие, необходимые для опытнической деятельности предметы:

Слайд 11:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, лупы, песочные часы магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
  • Природный материал: ракушки, шишки, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
  • Разные виды бумаги: наждачная, копировальная;
  • Прочие материалы: зеркала, сито, свечи.
  • Детские фартуки;

Слайд 12:

Логопед:  В конце учебного года мы планируем получить следующие результаты по опытно-экспериментальной деятельности: 

Ожидаемые результаты:

  • -  получать под руководством взрослого знания об объектах и их свойствах;
  • - обучатся исследовательским умениям и навыкам;
  • -  смогут самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
  • -  смогут анализировать свою исследовательскую деятельность и с небольшой помощью взрослых делать выводы, выдвигать гипотезы;
  • - усвоять требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;

Логопед:  Если возникли вопросы или проблемы давайте мы вам объясним? (решение проблемных вопросов)

Логопед:  В этой части родительского собрания, я предлагаю выбрать родительский комитет, который будет сотрудничать и помогать в работе группы и детского сада. Выбор родительского комитета на 2018-2019 учебный год.

Обсуждение текущих дел в группе, как-то:

 просьба принести небольшие зеркала, для выработки артикуляционных упражнений;

обсудить групповую одежду детей, т.к. при соответствующем температурном режиме в группе, мальчики носят махровые колготки;  

всем детям положить носовые платки в карман верхней одежды на прогулку и на резинку варежки, перчатки;

подготовить и подписать выносной материал на улицу (лопатки) своим детям;

рассказать родителям о специфике проведения детских праздников, озвучит дату осеннего праздника;

просьба не носить в группу домашние игрушки и конфеты;

провести беседу о том, что в группе говорить нужно спокойным голосом. Не напрягать речевой аппарат;

попросить родителей проводить беседы с детьми о нормах и правилах поведения в группе и на участке детского сада;

раздача памяток родителям «Ребёнок дерётся в детском саду?» (составила педагог-психолог)

Слайд 13:

Логопед:  В нашей группе уже проводятся выставки совместного с родителями детского творчества: «Осенняя фантазия» и акция, посвящённая дате 1 октября – День добра и уважения. От лица детского сада мы благодарим вас за активное участие в жизни группы.

Логопед:  Наша вторая часть собрания проходит в спортивном зале – это семинар «Что такое лечебная физкультура для дошкольников?» для вас его проведёт руководитель по физическому воспитанию. Прошу вас пройти в физкультурный зал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Родительское собрание "Развитие мышления у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность"

Данный методичский материал может использоваться педагогами ДОУ для организации совместной работы с родителями и детьми....

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы».

Способствовать формированию практических навыков посева семян в рамках проекта: создание мини-музея «Хлеб – всему голова»....

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

Родительское собрание "Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность" в средней группе

МБДОУ «Новопортовский детский сад «Теремок»    Материал к выступлению на родительском собрании      Развитие познавательного ин...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....