Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада компенсирующей направленности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Познакомить с некоторыми органами чувств и их назначением (уши – слышать и узнавать звуки, нос – узнавать запах, язык – определять вкус, пальцы   - определять форму и структуру поверхности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нюхаем,пробуем,трогаем,слушаем.19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром  в старшей группе детского сада компенсирующей направленности.

 

Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Лексическая тема «Наше тело»

Образовательная область «Познание».

Интеграция         образовательных         областей:         «Безопасность»,

«Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье».

Методы: словесный (объяснение, рассказ, чтение стихотворений, проговаривание слов физминутки, пальчиковой гимнастики);  

  • наглядный         (предметные         картинки,         наглядно-демонстрационный

материал);

  • практический (артикуляционная гимнастика и другие действия с предметами, д/и «Угадай на ощупь», «Перчатки»);
  • игровой (использование дидактических и практических игр с водой, с предметами);
  • репродуктивный (воспроизведение действий по образцу);

-эмоциональный - поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха;

  • социальный - создание ситуации взаимопомощи.

 

Цель - познакомить с некоторыми органами чувств и их назначением (уши – слышать и узнавать звуки, нос – узнавать запах, язык – определять вкус, пальцы   - определять форму и структуру поверхности); Задачи:

Образовательные:

  • закреплять знания детей о таких свойствах предметов, как форма, цвет, запах, вкус;
  • формировать представления об органах чувств и их назначении через умение познавательно-исследовательскую деятельность;
  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; Развивающие:  
  • активизировать мыслительную и познавательно-исследовательскую деятельность через практические действия с предметами и поиск ответов на вопросы;
  • развивать сенсорные способности, умение описывать предмет по образцу;
  • развивать связную речь, побуждая детей использовать в речи прилагательные;
  • развивать мелкую и крупную моторику;
  • стимулировать развитие наблюдательности, познавательного интереса, целенаправленности и устойчивости внимания, зрительной и слуховой памяти;  Воспитательные:  

-учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие;

  • вырабатывать бережное отношение к органам чувств и навыки безопасного ухода за ними;
  • вырабатывать умение добиваться общей цели, принимая в ней посильное участие.

Планируемый результат:  

Дети будут:

  • уметь определять вкус, запах, цвет, форму, величину предметов через исследовательскую деятельность, отвечать на поставленные вопросы;  
  • будет развиваться познавательный интерес, целенаправленность и устойчивость внимания, зрительная и слуховая памяти;
  • получат навыки описания предметов по схеме (образцу), используя соответствующие органы чувств;
  • знать, какие органы чувств необходимы для определения того или иного качества предметов окружающего мира;
  • уметь правильно и безопасно пользоваться своими органами чувств.

Мизансцена: парты, стульчики для детей, учебная доска, ширма.  

Оборудование: картинки: домовёнка Кузи, схемы описания предметов, органов чувств (ухо, нос, язык, рука); сундучок, колокольчик, 3 контейнера с кусочками лука, яблока, апельсина внутри; яблоко, шишка, морковь, яйцо, мячик, кубик; тарелка с  сахаром, солью, чесноком и лимоном; 3 платка; тазик с водой, монеты, ножницы, тарелка с ложкой; музыкальный центр с диском с записью голоса сказочного героя.

 НОД

I. Вводная часть.

- Доброе утро, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.   Игра-приветствие.

Здравствуйте, ручки!           (2 раза хлопнуть в ладоши) 

Здравствуйте, носики!     (коснуться носа)

Здравствуйте, ушки!      (коснуться ушей) 

Здравствуйте, гости!     (руки вперёд, указывая на гостей)

 

Сюрпризный момент. (слышится тихий плач)

Воспитатель: - Ой, ребята, кажется кто-то плачет! (идёт на звук и находит фигурку домовёнка Кузи) Кто же это?  

Домовёнок: (звучит запись голоса) – Я домовёнок. Зовут меня Кузей. У меня случилась беда: потерялся мой волшебный сундучок с загадками. Теперь я не знаю, что мне делать?

Воспитатель: - Ребята, может поможем Кузе? (обращаясь к Кузе) А какой он, твой сундучок?

Кузя: - Он у меня очень красивый и музыкальный. 

Воспитатель: - Ребята, послушайте, может вы услышите где-то музыку? (помощник воспитателя звенит за ширмой колокольчиком, а перед ней стоит сундучок. Дети прислушиваются, идут на звук и находят сундучок)

 

II. Основная часть.

Кузя: - Ура! Нашёлся мой сундучок? Спасибо, ребята!  Хотите узнать, что в нём лежит? А там лежат мои загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Тогда загадка первая: попробуйте угадать, чем я сегодня занимался. Дидактическая игра «Угадай на слух»

(за ширмой помощник переливает воду – купался или пил; звенит монетами – деньги считал или что-то покупал; топает – гулял; щёлкает ножницами – постригался; гремит посудой – готовил еду или ел и т.д.)  

Воспитатель:  - Молодцы, ребята! А как вы угадывали? (слушали) А чем мы слушаем звуки? (ушами) (воспитатель вешает на доску картинку)

Вывод: (запись голоса Кузи)- Правильно, чтобы услышать звуки, нам нужны уши.

Кузя: - А теперь загадка вторая: угадайте, что у меня в этих баночках.  (воспитатель достаёт 3 непрозрачные баночки, в которых лежат кусочки лука, яблока, апельсина).

Дидактическая игра «Угадай по запаху»

(вызывают 3 детей, которые по очереди нюхают содержимое баночек и называют его)

Воспитатель:  - Молодцы, ребята! А как вы угадали? (понюхали) А чем мы определяем запахи? (носами) (воспитатель вешает на доску картинку)

Вывод: (запись голоса Кузи)- Правильно, чтобы определить, чем пахнет, нам нужен нос.  

 

Кузя: - А теперь третья загадка: угадайте, что у меня лежит на тарелке? Воспитатель: - Чтобы попробовать и узнать по вкусу, нам нужно сделать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика с предметами Упражнения со сладкой соломкой: 

  • зажать между носом и верхней губой; - зажать языком; Упражнения с сушкой: 
  • губы вытянуть трубочкой в отверстие сушки; - подержать на высунутом языке.

Дидактическая игра «Угадай на вкус»

(воспитатель вызывает 4 детей, которые с закрытыми глазами определяют вкус: чеснок – горький, сахар – сладкий, лимон – кислый, соль – солёный).

 

Воспитатель: - Молодцы, ребята! А как вы угадали? (попробовали) А чем мы пробовали? (ртом, языком. Если дети затрудняются, то воспитатель объясняет, что определить вкус помогает язык) (воспитатель вешает на доску картинку)  

Вывод: (запись голоса Кузи)- Правильно, чтобы определить вкус продуктов, нам нужен язык.  

Воспитатель: - Ребята, вы столько Кузиных загадок отгадали, что пора нам немного передохнуть. Тихонечко встанем и поиграем.

                       Динамическая пауза

Я буду называть, кого я видала, а вы изобразите.

Они умеют что-то делать, а вы все повторите!

Зайка-скакалка, (скачут на месте)

Лягушка-попрыгушка, (приседают и скачут)

Змейка игривая (показывают руками, как ползёт)

И птичка шаловливая, (машут руками)

Цапля длинноногая, (стоят на одной ноге, руки в стороны)

Коза винторогая. (показывают рога)

 

Кузя: - А теперь четвёртая загадка: угадайте, что у меня ещё лежит в сундучке? Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

(воспитатель вызывает по очереди всех детей, которые засовывают руку в сундучок, нащупывают предмет (яблоко, шишка, морковь, яйцо, мячик, кубик), называют его, достают и объясняют, как догадались).

 

Воспитатель:  - Молодцы, ребята! А как вы угадывали, что за предмет лежит в сундучке? (трогали) А чем мы трогали? (руками) (воспитатель вешает на доску картинку)  

Вывод: (запись голоса Кузи) - Правильно, чтобы определить какой предмет на ощупь, нам нужны руки.  

Воспитатель: -А теперь пусть наши ручки тоже немного поиграют.

Пальчиковая гимнастика «Музыканты» Бум-бум-бум, бам-бам-бам! Мы стучим в барабан. Ай, ду-ду, ай, ду-ду, А я с дудочкой иду. Тра-ля-ля, тра-ля-ля Пианино у меня.

Трень да брень, трень да брень, С балалайкой я весь день. Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Раздаётся в стенку стук.

Значит надо прекращать

Нам стучать, дудеть, бренчать.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Кузя: - Ребята, назовите помощников, которые помогли вам отгадать мои загадки.

(воспитатель задаёт наводящие вопросы и подводит итоги: звуки слышим ушами; вкус определяем с помощью языка, запах с помощью носа, а потрогав руками, можем назвать, какой предмет.)

Воспитатель: - Ребята, а нам обязательно нужны наши помощники или без них можно обойтись? Правильно, ребята, без них нам будет очень тяжело! Поэтому их нужно беречь и ухаживать за ними. А как нужно заботиться о них? (не пить горячие или слишком холодные продукты; мыть уши, руки; не простужаться и т.д.)

Кузя: - Ребята, вы большие молодцы! Спасибо, что нашли мой волшебный сундучок с загадками. А теперь мне пора домой. На память я дарю вам вот такую шкатулочку с подарками. До свидания, ребята!

Воспитатель:  - До свиданья, Кузя! И спасибо за подарок! Скажите, а вам, ребята, понравилось отгадывать загадки домовёнка Кузи? А что больше всего понравилось делать? (ответы детей)  

Воспитатель: - Спасибо, ребята за вашу догадливость, дружную работу. А теперь последняя загадка? Что же в коробке? Давайте попробуем определить. (воспитатель трясёт коробку; даёт понюхать, попробовать, потрогать по очереди детям. Пока они не отгадают, что лежит в коробке) Правильно, это печенье! (раздаёт детям)  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема: «Опасные предметы»

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.Рассказать д...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада.

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме и научить детей правилам поведения при возникновении опасной ситуации....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш...