Технологическая карта образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Удивительные свойства воздуха».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Оксана Исрафиловна Манафова

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Удивительные свойства воздуха».

Цель

«Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей»

Задачи

Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты; расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материал

Полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, салфетки, веера, мыльные пузыри, ленты, белые халаты, ИКТ

Предполагаемый результат

Доказать опытным путем, что воздух можно почувствовать, увидеть, услышать.

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Водная часть (Мотивация, создание проблемной ситуации)

- Ребята, давайте передадим хорошее настроение улыбкой, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Молодцы! Присаживаемся на стулья.

    - Вы любите отгадывать загадки?

Я прочитаю вам загадку, а вы внимательно слушайте 

Готовы?                         Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

 Правильно!

- А как вы думаете, что такое воздух?

 – Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.

-Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а

без воздуха всего несколько минут.

2Слайд (водолаз)

- Кого вы видите на слайде?

Скажите, пожалуйста, когда водолаз собирается нырять, глубоко под воду, что помогает ему не дышать долго под водой?

Верно, водолазы, когда собираются нырять глубоко под воду, берут запасы воздуха в

специальных баллонах.

- Сегодня мы превратимся в ученных-исследователей  и отправимся в лабораторию, чтобы узнать что такое воздух.

- Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг

другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.

- В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем белые халаты.

Готовы!

- Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем

научной группы, а вы, моими помощниками.

– Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать

воздух.

Беседа.

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Дети передают хорошее настроение друг другу

 

 

Занимают свои места

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют правила безопасности при проведении опытов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проходят за столы для  проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Принимают учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заинтригованно слушают воспитателя

 

 

 

 

Психологическая готовность детей к деятельности

 

 

Привлечение произвольного внимания

 

Этапные задачи

Создать позитивную психологическую атмосферу. Настроить на познавательную деятельность.

 

II. Основная часть (совместная деятельность, самостоятельная деятельность, динамическая пауза, совместная и деятельность, самостоятельная деятельность)   

Опыт1. «Поймай воздух- невидимку полиэтиленовым пакетом»

Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас его ловить?

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что внутри пакета?

А вы видите воздух?

А вы видите свою руку?

Значит, какой воздух?  Пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, плоским, пустым почему?

- Какой мы можем сделать вывод?

– Как вы думаете, воздух есть внутри нас?

На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.

 Опыт 2. «Воздух внутри нас».                         

У каждого на столе приготовлено стакан с водой и трубочка. Возьмите трубочки и опустите их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

-Откуда взялись эти пузырьки?

–Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы вдыхаем?

В – Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?

Давайте проверим ваши предположения и в этом поможет следующий 4 опыт, который называется     (С бумажной салфеткой)

Перед вами лежат салфетки, возьмите их за верхние углы пальцами и выдохните носом воздух, а теперь поднесите ко рту и выдохните воздух. Что происходит с салфеткой?                                                                                                                                               

- Подойдите ко мне, ребята, раздаю  ленточки.

Физкультминутка «Ветерок»

Вы любите слушать музыку? Ребята, я предлагаю послушать музыку и

поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый

ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать

подбирать интересные разнообразные движения.

- Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и замолкает.

–Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Идемте в лабораторию

Опыт 5. Ветер и Веер.

А давайте устроим ветер с помощью веера.                                                                                                          Предлагаю взять в руки веер, помашите сначала  на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Опыт 6 Воздух не имеет запаха.

–Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?                                 

–Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какой вкус у воздуха?

–Вдохните носом воздух. Какой у него запах?

-А чем пахнет в пекарне?

-А в аптеке?

Так воздух имеет запах или нет?

-Воздух имеет свойство переносить запахи.

–Какой вывод мы делаем?

 – Молодцы, ребята.

Опыт «Игра с мыльными  пузырями»

Ребята, кто скажет, что в этой коробке? (мыльные пузыри)

- Давайте мы с вами поиграем  в любимую игру «Мыльные пузыри».

- Если дунуть посильней,

Будет много пузырей

12345 ни за что их не поймать.

-Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают?

-Что находится внутри мыльных пузырей?

Давайте сделаем вывод:

Игра с мыльными пузырями.  

       Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.

Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и

объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.

(Слайды)

1. Парусник в море (Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть).

2. Шторм (Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли).

3. Одуванчик (Ветер хороший, потому что он разносит семена растений).

4. Лесной пожар (Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар).

Моделирование.

 

                                      Решение проблемной ситуации.

 

                                    Экспериментирование

 

Наглядный показ образца, способа действия. Рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые приемы;   групповая, методы эмоционального стимулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы получения новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный показ образца, способа действия. Рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

 

Наблюдают, рассматривают, сравнивают.

 

Участвуют в обсуждении, экспериментах.

 

Отвечают и задают вопросы.

 

Составляют связные высказывания,  Выполняют упражнения по образцу.

 

 

 

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо

поймать и поместить в оболочку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: внутри нас есть воздух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в игре, выполняют разнообразные движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проходят за столы.

 

 

 

 

Вывод: не видим, но ощущаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: в каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и

отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.

 

 

 

                                                     Дети сидят на стульях полукругом.

Слушают, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

Овладение способами познавательной деятельности.

 

Способность самостоятельно действовать, решать задачи, адекватные возрасту.

 

Любознательность и активность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

 

Получение нового игрового опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети заинтересованы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность самостоятельно действовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональная и физическая разрядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность самостоятельно действовать.

Любознательность и активность

Этапные задачи

1. Развитие у детей познавательной активности, через знакомство с техникой проведения опытов с воздухом;

2. Развитие наблюдательности, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Формирование умения разрешать противоречия;

3. Развитие любознательности, мышления и речи детей.

4. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

5. Воспитывать бережное  отношения к природе.

 

III Заключительная часть (рефлексия (анализ собственной деятельности))

Вам понравилось работать в лаборатории?

-А какие опыты понравились больше?

Давайте подумаем. Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?

–Нужно беречь нашу планету Земля. Воздух необходим для дыхания, для жизни, очень важно открывать форточку, проветривать, чтобы  в комнате всегда был свежий воздух. Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе. Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.

 

 

Беседа, обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, можем позаботиться.

 – Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

 

 

 

 

Оценка достижения результата

 

 

 

 

Подвести итог, сделать выводы.

Этапные задачи

1  Обобщение полученного детьми опыта.

2 Формирование элементарных навыков самооценки.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_udivitelnye_svoystva_vozduha.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Сказка» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Сказка»

Технологическая карта

образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Составил:

Воспитатель

Манафова Оксана Исрафиловна

Надым

2022 г.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Удивительные свойства воздуха».

Цель

«Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей»

Задачи

Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты; расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материал

Полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, салфетки, веера, мыльные пузыри, ленты, белые халаты, ИКТ

Предполагаемый результат

Доказать опытным путем, что воздух можно почувствовать, увидеть, услышать.

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Водная часть (Мотивация, создание проблемной ситуации)

- Ребята, давайте передадим хорошее настроение улыбкой, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Молодцы! Присаживаемся на стулья.

    - Вы любите отгадывать загадки?

Я прочитаю вам загадку, а вы внимательно слушайте  

Готовы?                         Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

 Правильно!

- А как вы думаете, что такое воздух?

 – Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.

-Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а

без воздуха всего несколько минут.

2Слайд (водолаз)

- Кого вы видите на слайде?

Скажите, пожалуйста, когда водолаз собирается нырять, глубоко под воду, что помогает ему не дышать долго под водой?

Верно, водолазы, когда собираются нырять глубоко под воду, берут запасы воздуха в

специальных баллонах.

- Сегодня мы превратимся в ученных-исследователей  и отправимся в лабораторию, чтобы узнать что такое воздух.

- Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг

другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.

- В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем белые халаты.

Готовы!

- Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем

научной группы, а вы, моими помощниками.

– Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать

воздух.

Беседа.

Проблемная ситуация

Беседа

Отвечают на вопросы

Дети передают хорошее настроение друг другу

Занимают свои места

Отгадывают загадку

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное

Повторяют правила безопасности при проведении опытов.

Проходят за столы для  проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Принимают учебную задачу.

Заинтригованно слушают воспитателя

Психологическая готовность детей к деятельности

Привлечение произвольного внимания

Этапные задачи

Создать позитивную психологическую атмосферу. Настроить на познавательную деятельность.

II. Основная часть (совместная деятельность, самостоятельная деятельность, динамическая пауза, совместная и деятельность, самостоятельная деятельность)    

Опыт1. «Поймай воздух- невидимку полиэтиленовым пакетом»

Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас его ловить?

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что внутри пакета?

А вы видите воздух?

А вы видите свою руку?

Значит, какой воздух?  Пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, плоским, пустым почему?

- Какой мы можем сделать вывод?

– Как вы думаете, воздух есть внутри нас?

На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.

 Опыт 2. «Воздух внутри нас».                          

У каждого на столе приготовлено стакан с водой и трубочка. Возьмите трубочки и опустите их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

-Откуда взялись эти пузырьки?

–Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы вдыхаем?

В – Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?

Давайте проверим ваши предположения и в этом поможет следующий 4 опыт, который называется     (С бумажной салфеткой)

Перед вами лежат салфетки, возьмите их за верхние углы пальцами и выдохните носом воздух, а теперь поднесите ко рту и выдохните воздух. Что происходит с салфеткой?                                                                                                                                              

- Подойдите ко мне, ребята, раздаю  ленточки.

Физкультминутка «Ветерок»

Вы любите слушать музыку? Ребята, я предлагаю послушать музыку и

поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый

ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать

подбирать интересные разнообразные движения.

- Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и замолкает.

–Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Идемте в лабораторию

Опыт 5. Ветер и Веер.

А давайте устроим ветер с помощью веера.                                                                                                          Предлагаю взять в руки веер, помашите сначала  на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Опыт 6 Воздух не имеет запаха.

–Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?                                  

–Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какой вкус у воздуха?

–Вдохните носом воздух. Какой у него запах?

-А чем пахнет в пекарне?

-А в аптеке?

Так воздух имеет запах или нет?

-Воздух имеет свойство переносить запахи.

–Какой вывод мы делаем?

 – Молодцы, ребята.

Опыт «Игра с мыльными  пузырями»

Ребята, кто скажет, что в этой коробке? (мыльные пузыри)

- Давайте мы с вами поиграем  в любимую игру «Мыльные пузыри».

- Если дунуть посильней,

Будет много пузырей

12345 ни за что их не поймать.

-Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают?

-Что находится внутри мыльных пузырей?

Давайте сделаем вывод:

Игра с мыльными пузырями.  

       Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.

Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и

объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.

(Слайды)

1. Парусник в море (Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть).

2. Шторм (Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли).

3. Одуванчик (Ветер хороший, потому что он разносит семена растений).

4. Лесной пожар (Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар).

Моделирование.

                                      Решение проблемной ситуации.

                                    Экспериментирование

Наглядный показ образца, способа действия. Рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Игровые приемы;   групповая, методы эмоционального стимулирования.

                                             Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей.

Методы получения новых знаний.

Наглядный показ образца, способа действия. Рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Наблюдают, рассматривают, сравнивают.

Участвуют в обсуждении, экспериментах.

Отвечают и задают вопросы.

Составляют связные высказывания,  Выполняют упражнения по образцу.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо

поймать и поместить в оболочку.

Вывод: внутри нас есть воздух

Вывод: ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

Участвуют в игре, выполняют разнообразные движения.

Проходят за столы.

Вывод: не видим, но ощущаем.

Вывод: чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

Вывод: в каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и

отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.

                                                     Дети сидят на стульях полукругом.

Слушают, отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Получение нового игрового опыта

Дети заинтересованы

Способность самостоятельно действовать.

Эмоциональная и физическая разрядка.

Способность самостоятельно действовать.

Любознательность и активность

Этапные задачи

1. Развитие у детей познавательной активности, через знакомство с техникой проведения опытов с воздухом;

2. Развитие наблюдательности, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Формирование умения разрешать противоречия;

3. Развитие любознательности, мышления и речи детей.

4. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

5. Воспитывать бережное  отношения к природе.

III Заключительная часть (рефлексия (анализ собственной деятельности))

Вам понравилось работать в лаборатории?

-А какие опыты понравились больше?

Давайте подумаем. Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?

–Нужно беречь нашу планету Земля. Воздух необходим для дыхания, для жизни, очень важно открывать форточку, проветривать, чтобы  в комнате всегда был свежий воздух. Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе. Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.

Беседа, обсуждение.

Да, можем позаботиться.

 – Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

Оценка достижения результата

Подвести итог, сделать выводы.

Этапные задачи

1  Обобщение полученного детьми опыта.

2 Формирование элементарных навыков самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Примерный план-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы "Удивительные свойства воздуха"...

Технологическая карта образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Приключение песка»

Тема: «Приключение песка»Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Обучающие: закреплять представления детей о свойствах песка, его состояниях...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Все детки любят эксперементы, игры в ученых и различные опыты. Представляю вам материал по эксперементированию с воздухом....

Технологическая карта образовательной деятельности по познавательному развитию детей с ОВЗ Тема: Домашние животные

Технологическая карта образовательной деятельности по познавательному развитию детей с ОВЗ Тема: Домашние животные...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Мой родной город»

Аннотация       Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом горо...