Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию " Путешествие в лесное царство"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия в виде квест- игры по обобщению и закреплению знаний детей о растительном и животном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

                         « Детский сад №250 г.Челябинска» ОСП №2

           

            Конспект  занятия  в подготовительной к  школе группе

                               по  познавательному развитию

                            « Путешествие в лесное царство»

         

                       

                                                                                Кормщикова

                                                                                Наталья Юрьевна

                                                                                Воспитатель.

                                          г.Челябинск

                                                2023г.

Вид занятия : квест-игра

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний детей.

Тема « Путешествие в лесное царство»

Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа

Программное содержание:

Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей  о живой и неживой природе, расширить представления о лесе и его обитателях.
  2. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, умение анализировать и делать выводы.
  3. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение  к природе, понимания необходимости сохранения её  целостности.

Словарная работа:

активизировать в речи детей слова:  природа, оберегать, лес, птицы, звери, трава, небо, вода, экология, защитник природы, муравейник,  гнездо, тропинка.

Оборудование: столы , стулья, мяч, доска.

Демонстрационный материал: цветок на подставке с отрывающимися лепестками, с заданиями на обратной стороне. Картинки с изображением травы, ландышей, насекомых, птиц, воды, улитки, бабочки, лося, дятла,  белки, зайца, медведя, барсука, ежа.  Картинка природы, разрезанная на 7 частей.

Сюжетные картинки:

« Дети наблюдают за муравейником»

« Дети оставили костёр в лесу»

« Дети фотографируют природу в лесу»

« Девочки рвут подснежники в лесу»

« Ребята увидели гнездо в траве»

« Дети сильно шумят в лесу»

« Дети ходят в лесу по тропинкам»

« Дети поймали в лесу птицу и посадили в клетку»

« Дети вешают кормушку для птиц»

Раздаточный материал: квадраты из картона белого, красного, зелёного, жёлтого цвета на каждого ребёнка, круги  красного, синего, зелёного цвета на каждого ребёнка.

Предшествующая работа:

 подбор иллюстраций по теме « Лес и его обитатели», подбор дидактических игр по теме « Природа», подбор загадок и иллюстраций по временам года.

Предварительная работа:

 рассматривание иллюстраций  на тему « Кто живёт в лесу», беседа с детьми « Мы- друзья природы», дидактические игры « Живая и неживая природа»,   « Подбери картинку.  Растительный и животный мир»,  « Кто где  живёт?»,       « Времена года»

Индивидуальная работа: с Тёмой П .и Ваней П. добиваться полных ответов на вопросы, с правильным произношением звуков.( дети с ОВЗ)

Ход  непосредственно  образовательной деятельности:

Воспитатель:  « Ребята, сегодня я приглашаю вас поучаствовать в игровом квесте. А квест называется « Путешествие в царство природы»

Вы хотите пройти квест? В конце квеста вас ждёт сюрприз! После каждого испытания вы получите часть пазла, который нужно будет собрать! Вы готовы пройти все испытания?

Тогда вставайте возле  своих стульев, я произнесу волшебные слова , а вы выполняйте все движения!

« В царство Природы попасть легко, не надо ехать далеко.

  Закрой глаза  и сделай шаг, теперь в ладоши хлопни так:

  Один хлопок, ещё хлопок и вот уж виден сена стог

  И вот уж поле колосится , шумит, волнуется пшеница.

  Над ней синеют небеса, откройте поскорей  глаза!»

  Ребята, вот мы и попали в царство природы!

  Пройти квест нам поможет волшебный цветок. А что этот за цветок, вы узнаете, если отгадаете загадку.

« Ровно семь лепестков, нет пестрее цветков

  Полетит он на восток и на север и на юг

  И вернётся к нам он в круг.

  Что же это за цветок?

  Лютик? Ландыш? Огонёк?

( ответы детей)

Правильно отгадали! Это волшебный цветик- семицветик!

Посмотрите на него! ( воспитатель показывает цветок ) На каждом лепестке- задание для вас! Чтобы пройти  весь квест, нужно выполнить все задания.

Вы готовы?

Проходите и садитесь за стол.

Отрываем красный лепесток.

Первое задание: « Назови правильно время года» У вас на столе карточки разных цветов. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны правильно  поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме- поднимаете белый квадрат.  Если стихотворение о весне- зелёный квадрат. Если о лете- красный квадрат. Если об осени- жёлтый квадрат.

Итак, внимательно слушаем:

« Четверо художников, столько же картин

Белой краской выкрасил всё подряд один

Лес и поле белые, белые луга,

У осин заснеженных ,ветки, как рога.»

 О каком времени года это стихотворение?

Какую карточку нужно поднять? ( правильно, белую)

« У второго синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки-кружева.

Первые проталинки, первая трава»

О каком времени года это стихотворение? ( верно, о весне)

Какую карточку нужно поднять? ( зелёную)

« На картине третьего  красок и не счесть.

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени, синяя река.

Белые пушистые в небе облака.»

О каком времени года идёт речь? ( правильно, о лете)

Какую карточку нужно поднять? ( красную)

« А четвёртый –золотом расписал сады.

Нивы урожайные, жёлтые плоды.

Всюду бусы- ягоды зреют по лесам.

 Кто же тот художник – догадайся сам»

О каком времени года идёт речь? ( об осени)

Какую карточку нужно поднять? ( жёлтую)

Молодцы, ребята! Получите часть пазла!

 А сейчас мы отрываем следующий лепесток- оранжевый.

Переходим  к следующему столу. Сейчас мы поиграем в игру « А что будет ,если…»

Я буду задавать вам вопрос, а вы отвечайте.

А что будет, если исчезнет вся трава? ( рассуждения  детей)

А что будет, если погибнут все насекомые? ( рассуждения детей)

А что будет, если загрязнится вся вода ? ( рассуждения детей)

А что будет, если исчезнут все птицы? ( рассуждения детей)

Молодцы, ребята. Вы всё сказали правильно. В природе всё взаимосвязано. И наша задача : оберегать растения  и животные, не загрязнять воду и воздух. Получите следующую часть пазла.

А сейчас мы отрываем следующий лепесток.

Переходим к следующему столу.

Задание: нужно отгадать загадки. Если отгадаете правильно, получаете картинку –отгадку.

1.Кто на себе дом носит? ( улитка)

2.Не птичка, а с крыльями. ( бабочка)

3.У какого зверя куст над головой?( лось)

4.Какую птицу называют лесным доктором? ( дятел)

5.Какая птица не выводит своих птенцов? ( кукушка)

6.Какие животные меняют на зиму окраску? ( белка, заяц)

7.Без чего не сможет жить растение? ( без света, воды , земли)

8.Какие животные впадают в спячку? ( медведь, барсук, ёж)

Молодцы, все загадки отгадали.  Получите часть пазла.

А теперь отрываем следующий лепесток- жёлтый

Приглашаю вас на ковёр, вставайте в круг.

Игра-физ.минутка

« Мы сегодня в лес пойдём.

  Всех друзей с собой возьмём. ( идём по кругу, взявшись за руки)

  Рюкзаки с собою взяли, по тропинке побежали ( лёгкий бег)

  Поскорее встанем в круг: ты мой друг и я твой друг! ( руки вытянуть  вперёд и прижать к груди)

 Сколько птиц здесь и зверей!

 Назови- ка их скорей!

Ребята,  передаём друг другу мяч и называем по очереди  лесное животное.

А теперь  называем по очереди  птиц, которые живут в лесу.

Молодцы, ребята!

А теперь мы отрываем следующий лепесток- зелёный.

А сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Садитесь на стульчики.

Для этого поиграем в игру « Если я приду в лесок»

Слушаем внимательно и отвечаем « Да « или « Нет»

Если я приду в лесок и сорву ромашку ( нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку(нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю ( да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю( да)

Если разведу костёр, а тушить не буду( нет)

Если сильно насорю, а убрать забуду ( нет)

Молодцы! Получите ещё одну часть пазла.

  А сейчас мы отрываем следующий лепесток-голубой.

Задание: нужно послушать рассказ и решить, как правильно поступить в той или иной ситуации.

« Наступила весна. Из земли показалась зелёная стрелочка. Она быстро разделилась на два  листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький, тонкий росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвёл  белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландышей. Белые колокольчики ландышей  увидел маленький мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз  от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветы. Цветы прошептали:

- Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?

- Вы мне нравитесь. Вы очень красивые - ответил мальчик.

-Хорошо- сказали колокольчики ландышей, тихо вздохнув.

-Срывай, но перед тем, как сорвать , скажи, какие мы красивые.

Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей . Они были прекрасны. Они были похожи и на белое облачко , и на крыло голубя, и ещё на что-то удивительно красивое. Мальчик всё это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле колокольчиков  ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал.

-Растите, колокольчики- тихо вымолвил мальчик.

Ребята, как вы думаете, почему мальчик решил не рвать ландыши?

( ответы детей)

Как бы вы поступили на месте мальчика?( ответы детей)

А теперь послушайте ещё один рассказ.

« Мальчик Дима нашёл в лесу ежа и решил подарить  его своей подружке Маше. Но Маша сказала: « Отпусти его , пожалуйста»

А Дима сказал : « Ни за что!  Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой , молоко им дают, кормят конфетами»

Маша ответила : « Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе.

Ребята, как бы вы поступили в данной ситуации? Взяли бы ежа домой?

( ответы детей) Молодцы ! Получите ещё одну часть пазла.

А мы отрываем следующий лепесток- синий.

Проходите на ковёр и вставайте в круг. Поиграем в игру « Путаница.» Слушайте внимательно! Если услышите ошибку, исправьте её. Кто догадался, поднимает руку. ( проводится индивидуальная работа с Тёмой и Ваней  П.-дети с ОВЗ)

У волка- лисята. Они живут в логове.

У медведя- зайчата. Они живут в норе.

У белки- волчата. Они живут в берлоге.

У ёжика- бельчата. Они живут в дупле.

У зайца- медвежата. Они живут в берлоге.

У лисы- волчата. Они живут в дупле.

Молодцы, ребята! Распутали путаницу!

Получите ещё одну часть пазла.

А мы отрываем последний лепесток- фиолетовый. Проходите к следующему столу.

Поиграем в игру « Экологический светофор»

Послушайте внимательно и запомните, что обозначают цвета экологического светофора.

Красный круг обозначает – стой!  Твои действия приносят вред природе.

Жёлтый  круг обозначает- будь осторожен! Следи за своими действиями! Не нанеси вред природе!

Зелёный свет  обозначает -ты настоящий друг и защитник природы!  Продолжай защищать и помогать природе.

Садитесь за стол. У каждого из вас по три круга: красный, синий ,зелёный.

Я буду рассказывать ситуацию и показывать картинку, а вы должны определить, какой круг нужно поднять.

1.Ребята наблюдают за муравейником.

2.Дети оставили костёр в лесу.

3.Ребята фотографируют природу в лесу.

4.Девочки рвут подснежники в лесу.

5.Ребята увидели гнездо в траве.

6.Дети сильно шумят в лесу.

7.Ребята бросают мусор в лесу.

8.Дети ходят в лесу только по тропинкам.

9.Ребята поймали  птицу в лесу и посадили в клетку.

10.Дети вешают кормушку для птиц.

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Получите последнюю часть пазла.

Вы прошли весь квест!  И показали, что вы – настоящие друзья и защитники природы! Давайте соберём весь пазл и посмотрим, что у нас получилось.

Ребята, что вам  запомнилось и понравилось больше всего?

 ( ответы детей)

Ребята, я хочу поблагодарить вас за  успешное прохождение квеста   и вручить вам призы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по познавательному развитию "Путешествие в зимний лес"

Закрепить знания детей о зиме по средствам ТРИЗ. Развивать познавательный интерес, навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Веселое путешествие Мишутки в царство воды»

материал может быть использован коллегами подготовительных групп. Конспект показывался для учителей начальных классов....

Конспект занятия во 2 младшей группе по познавательному развитию «Путешествие в весенний лес»

Конспект занятия во 2 младшей группе по познавательному развитию«Путешествие в весенний лес»23.04.2019гЦель: Развитие познавательной активности детей.Задачи:1. Учить отмечать характерные п...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе на неделю по теме "В лесном царстве"

Данное планирование было составлено на летний период по теме "В лесном царстве". Тема недели направлена на уточнение и расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о диких жи...