Конспект НОД «Комнатные растения – наши друзья! Фиалка сказочный цветок» с детьми средней группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бычихина Анастасия Алексеевна

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с комнатными растениями группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_fialki.docx23.39 КБ
Файл prezentatsiya_takie_raznye_fialki.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Комнатные растения – наши друзья! Фиалка сказочный цветок» с детьми средней группы.

Актуальность: Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Ознакомление с комнатными растениями является одним из этапов по формированию у детей экологической культуры. Комнатные растения являются частью живой природы и постоянными объектами уголков природы, то есть тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Цель: Развитие представлений детей о комнатном растении - фиалке, его размножении, строении.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представления детей о комнатном растении – фиалке, ее внешнем виде и условиях необходимых для роста и развития, и правилах ухода за растением.

2. Уточнить и расширить словарь детей по теме «Комнатные растения» (растение, фиалка, стебель, листья, бутон, корни, поддон, расти, цвести, ухаживать, поливать).

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-практического метода -моделирования.

2. Упражнять в обследовательских действиях (потрогали листья, зрительного внимания (через наблюдение за цветком).

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями, любовь к ним.
  2. Воспитывать ценностное отношение к труду.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов с изображением комнатных растений;

- Создание паспорта комнатных растений группы;

- Чтение стихов, загадок о комнатных растениях;

 - Рисование, раскраски по теме «Комнатные растения».

Материалы и оборудование: фиалки и другие комнатные растения, кисточки, лейки, демонстративный материал, модели строения растения (корень, стебель, лист, цветок, бутон), презентация «Такие разные фиалки».

Связь с другими занятиями и видами деятельности: Работа в уголке природы. Рассматривание комнатных растений.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: - Дети, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте догадаться, о чем идет речь.

Зеленеет и растет,

И всю жизнь лишь воду пьет.

Место жительства – горшок,

Это комнатный …(цветок)

Дети: - цветок.

Воспитатель: - Посмотрите, в нашей группе тоже есть комнатные растения.

- Почему эти растения называют комнатными? 

   Дети: - Потому что они растут в комнате, в доме, квартире.

  Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, для чего нужны эти растения? И почему мы называем их нашими друзьями? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения имеют приятный запах.

(Воспитатель подводит детей к растениям)

Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет своё название.

Какие комнатные растения группы вы знаете, с какими мы уже знакомы? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Послушайте еще одну загадку и скажите, какое растение я загадала?

Фиолетовый цветочек,

Мягкий, бархатный листочек.

Проявите чуть смекалки,

Тот цветок зовут …

Дети: - Фиалка.

Воспитатель: - Молодцы. Вы правильно назвали это растение. Фиалка - это цветущее комнатное растение.

(Воспитатель предлагает детям дидактическую игру: «Собери цветок». Цель: знакомить с названиями частей растения (листья, стебель, цветки, бутоны, корни растения ).

А сейчас рассмотрим нашу фиалку.(Рассматривают цветок. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.)

Воспитатель: Что есть у растения, из каких частей оно состоит?

Дети: - Листья, цветки, стебель, корни.

Воспитатель: Где находятся корни у растения? Зачем они нужны растению? (дети отвечают)

Воспитатель: - Вы правы. Корни растения находятся в земле. За счёт корня растение не падает и крепко держится в земле. Ещё корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам.

Воспитатель: Какого цвета листья у фиалки? Какой они формы? (обводят пальчиком по краю листа).  Какие они на ощупь? (гладят листик)

Дети: Зеленые, бархатистые, округлой формы.

Воспитатель:- Какого цвета цветки нашей фиалки?

Дети: Фиолетовые.

Воспитатель:- Да, у нашей фиалки цветы фиолетовые. Существует много разновидностей фиалок, и цветы у них бывают разные по цвету и по форме.

(Воспитатель предлагает вниманию детей мини-презентацию «Такие разные фиалки». На последнем файле презентации представлен алгоритм действий по уходу за фиалкой).

Воспитатель: Ребята, а сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка

(Выполнение имитационных движений в соответствии с текстом)

Мы цветочки поливаем,

Землю палочкой взрыхляем.

Вот росточек появился,

Потихоньку распустился.

Пусть цветочки подрастают,

Пусть на радость расцветают,

А мы тряпочки возьмем,

Все подставочки протрем.

К солнцу тянутся листочки,

Будут чистыми горшочки.

(Дети выполняют упражнения).

Воспитатель: - Дети, а сейчас предлагаю вам самим поухаживать за фиалками. (Воспитатель с детьми еще раз проговаривают, как правильно ухаживать за растением, опираясь на модели по уходу за фиалкой).Возьмите кисточки и аккуратно уберите пыль с листьев. (Показывает, дети выполняют работу).

Воспитатель: А поливать фиалку нужно в поддон. Стебель у фиалки очень короткий, листья закрывают землю в горшке, и если вода попадет на растение, то оно начинает гнить и может погибнуть.(Дети поливают растение в поддон).

Воспитатель: Чтобы растения хорошо росли, с ними нужно ласково разговаривать. Что мы можем пожелать нашим фиалкам?

 Дети: Чтобы цвели, чтобы не болели, не сгнили. Чтобы за ними хорошо ухаживали.

Воспитатель: Я думаю, что наши фиалки сейчас будут хорошо расти и цвести, и радовать нас своей красотой.

Фиалка сказочный цветок,
Никто не может с этим спорить.
Созданье дивной красоты
И удивительных историй. 

                          (Калюжная Марина)

Рефлексия: Дети, вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось больше всего? За каким комнатным растением мы сегодня учились ухаживать? Как мы это делали?

Литература:

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
  2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Интернет – источники. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Такие разные фиалки! Выполнила: воспитатель А. А. Бычихина Колпино, 2023

Слайд 2

Комнатные растения фиалки имеют другое название СЕНПОЛИЯ

Слайд 3

Родина фиалки – Восточная Африка. На своей родине это растение может достигать до 30 см.

Слайд 4

Листочки фиалки могут быть разной формы (круглые, овальные) и цвета (светло-зеленые, темно-зеленые), с резными краями.

Слайд 5

Цветки растения различаются по цвету

Слайд 6

Различаются по краю лепестка

Слайд 7

Могут различаться по степени махровости.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Комнатные растения - наши друзья»

Занятие для детей старшего возраста....

Сценарий открытого занятия в средней группе "Комнатные растения - наши друзья"

Цели:— закрепить знания воспитанников о комнатных растениях;— продолжать формировать у воспитанников интерес к комнатным растениям;— закрепить знания воспитанников об основных потреб...

Презентация проектной деятельности «Комнатные растения – наши друзья» с детьми средней группы.

В наш век технического просвещения остро встала проблема снижения познавательного интереса, любви и бережного отношения к живой природе. И взрослые, и дети полностью увлеклись виртуальной жизнью в ком...

Проект по экологическому образованию в средней группе «Комнатные растения – наши друзья»

Цель проекта: на основе исследования комнатных растений создать модель комнаты с комнатными растениями, расположенными в зонах, благоприятных для их роста. Задачи проекта: 1) показать многообрази...

Проект с детьми старшей группы по теме: «Комнатные растения – наши друзья»

Информационная карта проекта1.  Название проекта «Комнатные растения-наши друзья»;2.  Руководители проекта: Комалова Любовь Анатольевна3. Кадры проекта: Комалова Л.А.4. Вид, тип ...

«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности Тема : «Сказочный лес» с детьми средней группы (4-5 лет) Социокультурная категория - «Дороги добра»

laquo;Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»     Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности Тема : «Сказочный лес...

Проект с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Комнатные растения - наши друзья».

Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения....