Отчет работы кружка «Маленькие исследователи»
материал по окружающему миру (средняя группа)

Хирамагомедова Илита Абдулаевна

   

Ребёнок – исследователь по своей природе. Наша задача – помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Золушка» г. Когалыма

 Отчет работы кружка «Маленькие исследователи»

Средняя группа №22

 (2020-2021 учебный год)

                               Воспитатель: Хирамагомедова И.А.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний    самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Наша задача – помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

 Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Маленький исследователи» для детей среднего дошкольного возраста.

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально- исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель: создание условий для формирования у дошкольников поисково – познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого.

Основные задачи, которые я поставила в этом учебном году, заключались в следующем:

Задачи:

Обучающие:

  • создать условия для экспериментальной деятельности;
  • формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
  • познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
  • Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
  • продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
  • обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Развивающие:

  • развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивать речь, пополнять словарный запас;
  • развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
  • развивать аккуратность, ответственность и последовательность;
  • Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
  • развивать интерес к изучению нового.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к экспериментированию, ценность проживание в гармонии с природой.
  • Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
  • Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации данной программы используется Уголок «Наша лаборатория»:

  1. Ноутбук
  2. Интерактивная доска
  3. Магнитная доска
  4. Огород на окне
  5. Схемы
  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов (совместно с детьми разработанные условные обозначения);
  • дидактические игры;
  • книги познавательного характера;
  • карточки - подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;
  • оборудование (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);  
  • природный материал (камешки, семена, глина, крупный и мелкий песок, шишки);
  • увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокли;
  • утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки);
  • бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет;
  • технические материалы: гайки, винты, болтики;
  • разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки;
  • контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.

 

В течение этого учебного года были проведены опыты-эксперименты по темам: «Песок», «Почва», «Камни», «Воздух», «Вода», «Магниты», «Снег и лед», «Растения», «Бумага».

В зависимости от поставленных задач использовались различные методы и приемы обучения: беседы, наблюдения за объектом; просмотр научно - популярных фильмов; постановка и решение вопросов проблемного характера; моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе); проведение опытов и экспериментов; фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов; использование художественного слова; дидактические игры; ситуация выбора.

Основной формой работы являлись занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, наблюдения. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Родители также были подключены к работе кружка «Маленькие исследователи». Они приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории. Были предложены консультации на темы: Развивающие детские игры с песком и водой для родителей, «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка». «Соблюдение правил безопасности». Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию». Практиковала такую форму работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей.

В ходе работы кружка дети овладели средствами познавательной деятельности; способами обследования объектов; расширился познавательный интерес детей; сформировались умения самостоятельно «добывать» нужную информацию; дети имеют представления о некоторых факторах среды (снег и лед, температура воздуха; вода-переход в различные состояния; воздух; почва); имеют представление о значимости воды и воздуха в жизни человека; имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину, физических экспериментов. Умеют самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.  Владеют опытом выполнения правил техники безопасности при проведении          

Проанализировав знания детей в начале и в конце года, я могу сделать вывод, что уровень развития познавательных процессов у детей повысился.

Считаю, что использование детского экспериментирования в дошкольном возрасте является эффективным и необходимым методом развития у детей навыков исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объёма знаний, умений и навыков.

Согласно плану, программа реализована полностью. Педагогическое обследование показало следующие результаты

высокий уровень- 35% (5 детей), средний уровень-  62% (8 детей), низкий уровень -   0% (0 детей).

Выполнение программы-100%.

Уровень

Начало года

Конец года

За год

Высокий

21%

48%

35%

Средний

44%

52%

65%

Низкий

35%

0%

0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе кружка "Маленькие волшебники"

"Маленькие волшебники" - кружок, где дети учатся творить, знакомясь с различными техниками....

Фото - отчет по работе кружка "Маленькие фантазеры" детей средней группы.

В средней группе мною был организован кружок по нетрадиционному рисованию "Маленькие фантазеры"....

Программа кружка "Маленькие исследователи"

Целью данной программы является:- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.Отличительной особенн...

Программа кружка «Маленькие исследователи»

Программа кружка «Маленькие исследователи»...

Программа кружка "Маленькие исследователи"

Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Отчет по кружку "Маленькие исследователи"

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В сис...

Отчет работы кружка "Юный исследователь"

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться...