Конспект Образовательное событие в старшей группе на тему «Путешествие на Северный полюс»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Поторак Наталья Алексеевна

Конспект Образовательное событие в старшей группе на тему «Путешествие на Северный полюс» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_putishestvie_na_severnyy_polyus.odt27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Образовательное событие в старшей группе на тему «Путешествие на Северный полюс»

Цель: Обобщать знания детей о животных Севера, природных явлениях. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Севера.

Задачи:

1.Образовательные: расширять представления детей о животных Севера, обогащать словарь;

Закреплять знания детей по лексической теме «Зимняя одежда», «Животные севера».

2. Развивающие: развивать интерес к жизни животных и птиц севера; слуховое и зрительное внимание, мышление, речь детей; обогащать их словарь словами: север, льдина, морж, ласты, нырять, тюлень, белек; развивать интерес к экспериментированию.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным.

Материалы и оборудование: глобус,  видеоматериалы  по теме, карточки с видами одежды, карточки с животными по теме, иллюстрации природы Северного полюса,  

Для экспериментирования:  молоко, тарелки по количеству детей, пипетки, краски, жидкое мыло, деревянные палочки.  

Ход занятия:

Педагог: Ребята, сегодня я расскажу вам об необычном месте на планете Земля. Это Северный полюс.

А что вы знаете о Северном полюсе? (Ответы детей)

Педагог: А где находится Северный полюс? Я предлагаю посмотреть на глобус (карту). Дети подходят к столу, на котором установлен глобус.

Педагог: Глобус — это миниатюрная модель Земли, на которой расположены материки, страны, моря и океаны, горы и пустыни.

                    (Изучение глобуса (карты)) – Дети находят на глобусе Северный полюс.

Педагог: Северный полюс — это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного дома. Затем смотрим, где находится Саратов. Рассуждаем о расстоянии между Северным полюсом и Саратовом.

Педагог: Ребята, а вы хотите, отправится в путешествие на Северный полюс?

 (Ответ детей)

Педагог: А как вы думаете, на чем быстрее мы туда доберемся?

На доске висят картинки. Дети подходят и выбирают: самолет, теплоход, машина, поезд, воздушный шар.

Дети: на самолете.

Педагог: Только у нас проблема, где мы возьмём самолёт?

Дети:  Можно его построить.

Педагог: А из чего мы можем построить самолет здесь, в группе?

Дети: из стульев!

Педагог: Вот из них и  построим самолет. Напомню вам, что в самолете  два ряда кресел, и в каждом ряду сидят по два человека, и управляет самолетом пилот.

(Практическая работа, строим самолёт)

Педагог: Самолет построили. Пора отправляться в полет, но сначала нам нужно надеть подобрать тёплую одежду, мы же полетим туда, где холод и ветер.

( Проводится ига «Подбери одежду»).

Путешествие на самолёте.

Педагог: Уважаемые мальчики и девочки занимайте места.

Наш самолет начинает полет по маршруту Саратов - Северный полюс.

Просьба пристигнуть ремни и оставаться на своих местах.

аудиозапись «звук самолета».

Во время полета мы с вами посмотрим видеофильм про Северный полюс.

Видеофильм о Северном полюсе.

.

Педагог: Ребята, вот мы и долетели до Северного полюса.

Дети выходят из «самолета»

Посмотрите,  как тут много снега и какие большие льдины. (показ иллюстраций)

Какой холодный дует ветер. (Аудиозапись шума ветра)

Педагог: Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы. Очень холодно в Арктике, но не смотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, здесь есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются.

Педагог: Ребята, кто живет на Северном полюсе?

Дети: ответ детей

Педагог:  Педагог показывает картинки и рассказывает о жителях Арктики.

 

Лемминг. Эти грызуны похожи на полевых мышей, но отличаются от них размером и окрасом. Зимой шерсть у них становится светлой. На передних лапах при приближении земли образуются крупные когти, похожие на копыта, которые помогают им разрывать замерзшую землю в поисках пищи.

 

Песец. Песец похож на лису. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий а желтовато-серый. А зимой -снежно-белый, иногда с голубым отливом. Песец живет на севере,в тундре. Этот зверь питается разнообразной пищей -почти всем, что на зуб попадет. Ловит мелких животных, птиц, рыбу. Но главная еда для него- это лемминг, северные мыши.

Морж. На берегах и островах, на плавающих льдинах северных морей живут огромные животные — моржи. В старину охотники называли их «морскими быками». Может быть потому, что моржи сильные и ревут басом словно быки. Моржи гордятся своими усами. Они толстые, жесткие и прочные, словно железная щетина. Такой «щеткой» морж может даже клок шкуры выдрать с белого медведя, если тот осмелится на него напасть.

 Белый медведь. Северные мишки – ближайшие родственники бурых, в размерах уступают только камчатским медведям, но нередко встречаются и более крупные особи. Длина белого медведя достигает 3 м, а вес – 1 тонны.  В отличие от других медвежьих, у белых медведей длинная шея и плоская голова, а кожа – черная. Подошвы лап подбиты плотной шерстью, которая защищает от скольжения по льду и мороза. Питается медведь рыбой, тюленями, моржами. Когда наступает зима, медведица роет в глубоком снегу берлогу. Белые медведи зимой не впадают в спячку, но спят много. Именно зимой, в снежной берлоге, появляются на свет медвежата.

Тундровая куропатка. В длину достигает 33 см, обладает белыми перьями, а питается низкорослой растительностью. Для защиты от ветров и морозов делают норки в снегу и живут в них.

Полярная чайка. Большая птица с черным клювом и белыми перьями, а также длинными лапами. В длину чайка достигает 66 см, а в весе – 1,1 кг. Обитает в Гренландии.

Беляк.  У арктического зайца короткие уши. Так сокращается потеря тепла. От холодов спасает и густой, пушистый мех. Масса тела у арктического беляка больше, нежели у обычного. В длину житель Севера достигает 70-ти сантиметров.

 

Тюлень. На российских территориях их 9 видов, все — животные Арктики и Антарктики. Есть тюлени массой 40 килограммов, а есть и около 2-ух тонн. Независимо от вида, тюлени на половину состоят из жира. Он согревает и обеспечивает плавучесть. В воде тюлени, подобно дельфинам, пользуются эхо - локацией. В Арктике за тюленями охотятся касатки и полярные медведи.

Нарвал. Этакий дельфин с рогом вместо носа. Так кажется. На самом деле рога являются длинными клыками. Они прямые, заостренные. В былые времена клыки нарвалов выдавали за рога единорогов, поддерживая легенды об их существовании.

 

Кит. Является самым большим не только среди современных животных, но и когда-либо обитавших на земле. Длина синего кита достигает 33-ех метров. Масса животного при этом составляет 150 тонн. Вот какие в Арктике обитают животные. Неудивительно, что киты  являются желанной добычей северных народов. Забив одну особь, те же эвенки обеспечивают поселение пищей на всю зиму.

Полярная сова. Среди совообразных самая крупная. Размах крыльев пернатого достигает 160-ти сантиметров. Подобно многим животным Арктики бела как снег. Это прием маскировки. К внешней незаметности добавляется бесшумность полета. Это помогает сове ловить добычу. В основном ей становятся лемминги. За 12 месяцев сова съедает более полутора тысяч грызунов.

Для гнезд полярные совы выбирают возвышенности, стараясь найти сухое место без снега.

 

Педагог: Как же красиво на Северном полюсе. А вы знаете, что такое полярная ночь и полярный день? (ответы детей).

Педагог: Полярная ночь - это когда солнце  около 6 месяцев не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и звёзд, освещает бескрайние снежные просторы.

И в это время можно чаще всего наблюдать северное сияние, — это когда на небе видны волны красного, зелёного, синего цвета, которые переливаясь и вспыхивая, проносятся по небу с одного края на другой.

Показ иллюстраций «Северное сияние»

Педагог: На смену полярной ночи, приходит полярный день — это когда всё время день, солнце не заходит за горизонт, а значит светло.

В это время наступает короткое  полярное лето. Солнце греет очень слабо, его лучи мало нагревают поверхность Земли, покрытую льдом и снегом, поэтому лёд и снег не таят. Лишь иногда у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. На Северном полюсе холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день, и ночь там  не чередуется, как это происходит у нас, где мы живём.

 

Заключительная часть

Педагог: Ребята, пора возвращаться в детский сад, пока не наступила полярная ночь. Занимайте места в самолете, пристегивайтесь. Пока мы летим, проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Мальчик – с –пальчик где ты был?

(сжимаем, разжимаем кулаки)

Я по Северу бродил

(ходим пальцами по коленям)

Встретил там песца, тюленя

(зажимаем пальцы начиная с большого)

Горностая и оленя

Белого медведя встретил,

И моржа я там заметил,

Всем подарки я дарил,

Всяк меня благодарил!

(хлопки в ладоши)

Аудиозапись «звук самолета».

Педагог: Ребята, вот мы и долетели до нашего детского сада.

Дети выходят из «самолета»

Педагог:  Ребята, наше путешествие  на Северный полюс успешно завершилось.

Помните, во время путешествия в Арктику, мы наблюдали за красивым явлением природы – полярным сиянием. На что оно похоже? (ответы детей)

Педагог: Я предлагаю вам сделать северное сияние, на память о нашем путешествии.

Экспериментирование « Северное сияние»

Нам понадобится тарелки с молоком и краски, жидкое мыло, пипетки.

Вспомните,  какие цвета присутствуют в северном сиянии?

Дети: зеленый, жёлтый, синий, красный.

Педагог: Молодцы. Ребята, перед вами на столе стоят тарелки с молоком и краски, пипетки.  Ваша задача, поочередно набирать в пипетку те цвета краски, которые вы хотите увидеть в своем северном сиянии, и капнуть в свою тарелку с молоком.

Когда закончите, позовите меня.

Воспитатель подходит и поверх их орнамента капает одну капельку жидкого мыла.

Далее идет наблюдение детей за реакцией.

Самостоятельная работа детей.

Рефлексия

Педагог: Ребята, где мы с вами были? (ответы детей)

-Что мы делали?

-Что было самым интересным? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Путешествие за сюрпризом"

Интересное, увлекательное занятие, на котором дети знакомятся с моей сказкой "Ушастик". Дети и путешествуют, и развивают речь, и занимаются творческой деятельностью....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений

Тема: «Путешествие по сказке Гуси - лебеди»Образовательная область: «Познавательное развитие»Тип: ИнтегрированноеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тема: «Путешествие Капельки»

Обобщить, уточнить знания детей о воде. о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека; развивать знания детей об использовании воды, о том, что ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие к морю»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие к морю»Цель: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования.Задачи:Образовательные:1. Закреп...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему "Путешествие по дорогам радуги"

Конспект  образовательной деятельности в старшей группе . Цель:  ОбобОбобщение знаний  детей через организацию различных видов деятельности....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Путешествие на Северный полюс»

Применение проблемно-диалогической технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.Конспект НОД в старшей группе....