Конспект НОД "История жилища" в подготовительной к школе группе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Людмила Григорьевна Четверикова

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

на тему «Марафон мастер-классов формирование у дошкольников элементарных представлений об истории человечества»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждения «Детский сад Березка» р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

на тему «Марафон мастер-классов формирование у дошкольников элементарных представлений об истории человечества»

Конспект непосредственной

образовательной деятельности

 на тему:

«История жилища»

подготовительная  к школе группа

Воспитатель:

1 квалификационной категории

Четверикова Людмила

Григорьевна

Сосао

февраль 2020 г

р.п Новые Бурасы

Тема: «История жилища»

Возрастная группа: 6 – 7лет.

Длительность: 30 минут.

Форма совместной деятельности: занятие по технологии «Река времени»

Форма организации: Фронтальная, групповая

Методы: Наглядный, словесный, практический, игровой

Приемы:  Беседа, уточняющие вопросы, поощрение, демонстрация макета «История жилищ»,  иллюстрации домов, презентация, выполнение упражнений, рассказ, показ способа действий, пояснение к тому, что видят дети, дидактическая игра, наводящие вопросы, наблюдение, совет, указание.

Планируемый результат: Дети имеют представление об истории развития жилища.

Раздаточный материал: иллюстрации с изображением жилищ (пещера, шалаш, «типи» из шкур бизонов, жилище эскимосов «иглу», хижины из веток пальм, изба, многоэтажные дома)

Демонстрационный материал:  мультимедийный экран, проектор, слайды с изображением жилищ в разные временные периоды, макет «История жилищ»

Тема:

«История жилища»

Цель:

Формирование представлений у детей об истории развития жилища.

Задачи:

Обучающая задача: формирование у детей знаний о том, как менялись жилища, в разные исторические времена

Развивающая задача: развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности (умения задавать познавательные вопросы, развитие представлений об окружающем, проявление умений вступать в диалог по поводу познания, развитие внимательности и сосредоточенности).

Развитие коммуникативности в процессе обсуждения проблемы.

Воспитательная задача: Воспитание доброжелательных взаимоотношений между сверстниками, в процессе коллективного решения познавательной задачи.

ХОД НОД:

Этап совместной деятельности.

Этапы Технологии «Река времени»

Организация совместной деятельности (создание условий).

Деятельность воспитанников, выполнение которой приводит к достижению результатов.

I. Мотивация к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

1.Обсуждение реального или вымышленного события.

Вовлечение детей в деятельность через беседу.

- Ребята, здравствуйте, я очень рада нашей встрече! Меня зовут Людмила Григорьевна!

Я приготовила  для вас загадку, отгадав которую вы узнаете,  о чем мы поговорим сегодня.

Загадка:  «Очень много окон в нем

Мы живем в нем, это…» (дом)

- Гуляя по поселку, можно увидеть много разных домов. А какие есть дома в нашем поселке?

Молодцы, вы очень наблюдательные!

Я живу в  кирпичном  доме, я его очень люблю потому что он красивый, уютный и теплый.

(Слайд 1)

Мне очень интересно, а в каких домах живете вы? Расскажите.

Отгадывают загадку, ответы детей: «дом».

Рассказывают о том какие дома видели гуляя по поселку:

«кирпичные, деревянные, большие – многоэтажные и частные».

Слушают рассказ воспитателя о своем доме.

Рассказывают воспитателю о том, где они живут и почему они любят свой дом. Ответы детей: «потому что я в нем вырос и т.д»

II. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель.

Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка

2.Постановка цели исследования (узнать в каких домах жили люди в разные эпохи).

- Как вы думаете,  всегда ли люди жили в таких удобных, крепких и уютных домах как сейчас?

Я предлагаю вам отправиться в прошлое, для того что бы познакомиться с историей жилища и его благоустройства, узнать как менялась посуда, мебель, от куда взялось электричество, а так же создать свой мини–музей в группе, куда мы соберем старинные вещи привезенные с наших путешествий. По мини-музею мы с вами проведем экскурсию для родителей.

Узнав об истории жилища и его благоустройства вы сможете проследить путь его развития и даже, придумать жилища и предметы быта (мебель, посуду) будущего. А еще вы сможете поделиться своими знаниями с другими.

- Кому бы вы могли рассказать, об истории развития жилища, мебели, посуды, электричества?

Появление сказочного персонажа – домовенка Кузи, просьба детей о помощи.

 (Слайд 3 )

 - Ребята, вы узнали, кто сегодня к нам пришел в гости, кто же это?

- Правильно, к нам в гости пришел домовенок Кузя! У него случилась беда! Потерялся альбом с фотографиями всех домов, в которых он жил в разные исторические времена. В альбоме были фотографии древних жилищ, старинных и современных. Кузя услышал, что мы с вами собираемся в путешествие по истории жилища и просит взять его с собой, ведь тогда он сможет восполнить свой альбом фотографиями разных жилищ.

 - Как вы считаете нужно нам взять домовенка с собой? А для чего мы берем домовенка Кузю с собой в путешествие?

Беседуют с воспитателем, отвечают на вопросы.

Возможные ответы детей: «Нет, раньше дома были другие и не такие удобные. Да люди всегда жили в деревянных и кирпичных домах».

«друзьям, бабушкам, дедушкам, тете, дяде, брату, сестре».

Дети эмоционально откликаются на появление сказочного персонажа, отвечают на вопросы педагога:

«домовенок Кузя», «Да», «Что бы помочь ему восполнить свой альбом фотографиями разных жилищ, в которых он жил».

III. Планирование деятельности.

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы

Цель.

Совместное определение конкретных действий

Обсуждение с детьми плана предстоящей деятельности обеспечивающее соучастие детей в определении содержания и форм совместной деятельности.

Воспитатель обращает внимание на презентации  «река времени» и расположенные на ней метки.

Воспитатель: Для того что бы проследить, каким образом  изменялись жилища, мы обратимся к макету «История жилищ».

«река времени»  - продолжает течь, хотя время идет, меняются разные исторические эпохи.

- Какое первое жилище вы видите?

Слайд 4

Правильно это пещера где у костра сидят люди которые жили в древние время,

поэтому мы  назовем «Древность».

- Следующее какое жилище?

Слайд 5

Все верно! Здесь изображено средневековое жилище, и его обитатели, поэтому назовем  «Средневековье».

- А как называется следующее жилище?

Слайд 6

Правильно, молодцы! Поэтому дадим название «Наше время»

 

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, немного разомнемся!

Проведение физ – минутки:

«Строим дом»

Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)

Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)

Красят стены, крышу, пол, (руками "красим" сбоку, вверху, внизу)

Прибирают всё кругом. ("метём" метлой)

Мы к ним в гости придём (шаги на месте)

И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)

Внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Слайды в презентации «Река времени»

Ответы детей:

«древние люди у костра»; «Старинный дом, людей в старинных одеждах»; «Современные дома и современные люди».

Выполняет упражнения участвуя в физ – минутке.

IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель.

Формирование представлений об истории развития жилища.

Развитие умения поддерживать беседу.

3.Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

Воспитатель: Как вы думаете, как можно путешествовать из одного времени в другое?

Я предлагаю вам отправиться в путешествие с помощью волшебного клубочка, для этого нужно произнести волшебные слова и покатить клубочек:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

(Слайд 7)

Давайте скажем волшебные слова вместе. (повторяют)

Проведение беседы о различных жилищах разных эпох.

Воспитатель: Ну вот мы с вами и очутились в древней эпохе.

Люди не сразу научились строить  дома. Как вы думаете, где жили первобытные люди?

Человеку нужно было убежище, которое укрыло бы его от палящего солнца, пронизывающего ветра, жгучего мороза, но они не умели делать кирпичи и у них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома. Сначала люди обживали пещеры, где их соседями нередко становились хищные звери.

(Слайд 8)

Со временем человек научился сам строить дома. В ход шли ветки, бревна, камни.                        

(Слайд 9)

 - Как вы думаете, почему человек решил построить шалаш, а не остался жить в пещере?

Правильно молодцы! В древности человек строил себе жилище еще и из других материалов. Так индейцы делали жилища - «типи» из шкур бизонов.      

(Слайд 10)                               

На крайнем Севере эскимосы и сейчас строят свои дома из снежных кирпичей с окнами из речного льда – такое жилище называется иглу.  

 (Слайд 11)

На берегах теплых морей аборигены строили хижины из веток пальм.

(Слайд 12)

- Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему?

Правильно, там было жарко и дверей не было, земляные полы, ходить надо было согнувшись, попадал дождь, ветер мог его снести, зимой было холодно.

А теперь нам пора отправляться в следующую историческую эпоху – в средневековье, и поможет нам снова наш волшебный клубочек.

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Люди стали думать из чего бы им построить крепкие, теплые дома. Так появилась изба.

(Слайд 13)

У избушки есть высокое крылечко, крыша, украшенная резьбой. Внутри дома есть лавочка. А главное есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья.

- А как вы думаете, чем были удобны эти дома?

Ну вот и пора нам отправляться назад в наше время.

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

С годами мастерство строителей растет, материалы для домов становятся красивее, надежнее и безопаснее. Сегодня большинство жителей городов живет в многоэтажных «башнях», где «дом» для каждого - отдельная квартира.

(Слайд 14)

Воспитатель: Домовенок Кузя, предлагает немного отдохнуть и поиграть в увлекательную игру.

Дидактическая игра «Из чего построен дом»

Воспитатель:

Я называю строительный материал и бросаю мяч, а вы должны сказать какой дом? Например, я говорю кирпич и бросаю мяч, кто ловит отвечает – кирпичный (дерево, кирпич, стекло, бетон, глина, камень, солома, лед).

Дети отвечают на вопрос воспитателя:

«на самолете, на корабле, на поезде. На машине времени».

Дети отправляются в путешествие в прошлое. Клубочек катиться – а дети идут следом за ним.

Внимательно слушают педагога, принимают участие в беседе, отвечают на вопросы.

Ответы детей:

«в шалашах, пещерах», « В них холодно, их могли съесть хищники, камни могли обвалиться», «Там было жарко и дверей не было, земляные полы, ходить надо было согнувшись, попадал дождь, ветер мог его снести, зимой было холодно», «Дождь не попадает и ветер не дует, в них тепло, потому что есть печка; светло, потому что окна; есть дверь, которую можно запереть», рассматривают иллюстрации, принимает активное участие в дидактической игре, ловят мяч с названиям материала из которого построен дом и называют какой дом.

V. Самоконтроль

4.Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций  по временным эпохам. 5.Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

.

Воспитатель:

А сейчас давайте разделимся на 3 группы: Древнее время, средневековье, наше время. Каждая из групп должна отобрать картинки домов подходящие для его времени.

Обсуждение с каждой группой выполненного задания, анализ допущенных ошибок.

Воспитатель: почему вы выбрали именно эти картинки? Какая из них лишняя?

Молодцы, все справились с заданием!

Воспитатель: Давайте сейчас разместим отобранные вами картинки по  соответствующим временным эпохам!

Дети разделяются на три группы, выполняют задание педагога, подбирают подходящие картинки к разным эпохам времени, обсуждают выполненное задание с педагогом, анализирую правильность выполнения, каждая группа размещает картинки на панно «Река времени».

VI. Рефлексия, анализ.

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

6.Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

Воспитатель: Кузя очень благодарен вам, вы отлично поработали! Ему уже не терпится наполнить альбом фотографиями, поэтому давайте попрощаемся с домовенком и скажем ему:  до свидания, до новых встреч!                        

(Слайд 15)

Подведение итога занятия, проведение рефлексии.

Воспитатель:

Вот и подходит наше путешествие в прошлое жилища к концу!

В путешествии мы были.

Ничего не позабыли?

Руку дружбы протяни,

Что запомнил, расскажи!

- Что вам больше всего понравилось?

- Что вы узнали нового?

Дети анализируют свою работу, отвечают на вопросы педагога, проявляют удовлетворение от совместной деятельности с взрослым. Ответы детей: «В прошлом жилища, понравилось находить картинки подходящие времени, понравилось рассказывать про свой дом и.т.д»

Макет «История  жилищ»

C:\Users\2019\Desktop\20200204_123308.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Школа. Учитель"

Конспект  для воспитателя  подготовительной к школе группе....

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...