Конспект НОД "Мир древний, мир современный"
план-конспект занятия по окружающему миру

Рубанова Татьяна Владимировна

Материал подойдёт для старшей и подготовительной групп ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №17 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

НОД на тему:

 «Мир древний, мир современный»

Подготовительная к школе группа

Воспитатель:

Рубанова Т.В.

Россошь 2020г.

Цель: расширить (обогатить) и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста об особенностях жизни первобытного человека, их жилище и занятиях, при помощи интеллект – карт дать сравнительный анализ жизни и быта древнего и современного человека.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с внешним обликом первобытного человека, его бытом

2. Познакомить с достижениями первобытного человека: умением добывать огонь, изготовлением орудий труда и охоты, наскальной живописью.

3. Расширять словарный запас введением новых слов

4. Закреплять способ припоминания основных моментов занятия с опорой на графические модели – интеллект – карты

5. Совершенствовать умение самостоятельно снимать эмоциональное напряжение с помощью психогомнастики

Развивающие:

1. Развивать связную речь, словотворчество и звукоподражание

2. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию

3. Развивать пантомимические и мимические способности у детей

4. Способствовать развитию познавательных интересов

5. Способствовать двигательной активности через физкультминутку, полосу препятствий

6. Развивать умение выделять общее и частное в жизни и быту людей при помощи интеллект – карт

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам

2. Воспитывать умение сотрудничать в процессе совместной деятельности

3.Воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу и окружающим

4. Воспитывать уважение к труду

5. Воспитывать желание применять полученные знания в игровой деятельности.

Словарная работа (активизация словаря в ходе занятия): племя, соплеменники

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, магнитофон, флешка

Материалы: презентация «Древний человек», игровая палатка – «пещера», «шкуры» – жилетки, камни и палки по количеству детей, дидактическая игра «Кому что нужно для труда?», дорожки со следами рук и ног, дуга, скакалка, обруч, картонные силуэты животных, цветная бумага для «камней», обои, скотч, восковые мелки, ватманы для интеллект – карт.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, метод интеллект – карт

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД

Форма организации: групповая

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Виды детской деятельности:

— игровая;

— коммуникативная;

— познавательно-исследовательская;

— изобразительная;

— восприятие художественной литературы и фольклора;

— двигательная.

Ход НОД

1.Приветствие. Слайд 1 (Дети стоят в круг)

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости. Меня зовут Татьяна Владимировна.

Дети, мы с вами живем в замечательное время – все вокруг создано для нашего удобства и комфорта. Мы живем в домах и квартирах, носим одежду, пользуемся бытовыми приборами-помощниками. Но так было не всегда.

Мне очень хочется посмотреть, как жили люди в Древнем мире! Кто-нибудь хочет отправиться в путешествие со мной? А вдруг путешествие окажется опасным: нам могут встретиться дикие звери и даже враждебные племена – вы не боитесь?

Тот, кто готов отправиться со мной в путешествие по Древнему миру, подходите ближе, закрывайте глаза и повторяйте за мной волшебные слова:

1,2,3 – повернись

В Древнем мире очутись.

2.Путешествие в Древний мир. Слайд 2

     (Дети стоят полукругом возле экрана)

Открывайте глазки. Подходите ближе к экрану. Рассмотрите рисунок.

Одетый в шкуру человек -
В пещере он прожил весь век.
Суров и грозен его вид.
Он смело мамонта сразит!
Но лишь услышит, гром гремит -
Тотчас в укрытие спешит.

Ребята, мы с вами попали в мир пещерного или первобытного человека. Почему его называют пещерным? Ответы детей. Верно! Сначала люди жили в пещерах, которые они не строили сами, а находили.

Ребята, а вы знаете, почему древних людей называли первобытными?

Ответы детей. Да, слово «первобытный» состоит из двух частей: «первый» и «быт». Быт — то, чем пользуется человек в своей жизни (мебель, посуда, дом). Как вы думаете, было ли все это у первого на Земле человека?

Ответы детей.

3.Пещера. (Дети подходят к «пещере» – палатке) 

Смотрите, перед нами первобытная пещера! Давайте подойдем поближе и посмотрим, что есть в пещере. Это шкуры животных. Как вы думаете, зачем они нужны? Ответы детей. Да, из шкур древний человек изготавливал одежду.

4.Шкуры. (Дети надевают жилетки и садятся в круг возле «костра»)

Надевайте, ребята, одежду из шкур. Тут не только для вас, но и для меня есть одежда. Давайте присядем в кружок.

Первобытные люди сделали очень важное открытие — они научились использовать огонь, готовить на нем еду. Сначала люди очень боялись огня и видели его, только когда молния попадала в дерево и поджигала его, начинался большой пожар. Постепенно люди стали замечать, что огонь дает тепло, отпугивает диких зверей, что еда, которая побывала в огне, намного вкуснее сырой. Первобытные люди собирали еще горячие угли, приносили в свои жилища и хранили огонь. Почему они тщательно оберегали огонь от ветра и воды? Ответы детей.

Потому что зажигать огонь сами они еще не умели. Как же древний человек сам научился добывать огонь? Ответы детей.

Можно постучать камень о камень, пока появится искра.
Поставить палочку на камень и покрутить её в ладошках.

5.Добыча огня. (Дети сидят вокруг «костра»). Слайд 3

Давайте вместе с вами попробуем добыть огонь. (дать коробку с камнями и палками). Для этого поставьте палочку на камень и начинайте быстро вращать.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем. (Дети вращают палочки в ладошках.)

Ещё огонь можно добыть, если сильно стукнуть камень о камень так, чтобы полетели искры. Легко ли было добыть огонь первобытным людям? Ответы детей. Добывать огонь долго и трудно.

У нас с вами всё получилось! (Ставит «огонь»). Положите свои палочки и камни поближе к огню.

6.Игра «Звукоподражание и жесты» (Дети сидят, затем встают)

Знаете ли вы, что первобытные люди почти не разговаривали. В основном они общались отдельными звуками и жестами.

Они издавали отдельные звуки, как животные.

Давайте покажем, как воет на Луну волк? УУУ!
Как мог бы рычать саблезубый тигр?  РРР!

Как бы мычал мамонт? МММ!

Давайте встанем и покажем, как мог радоваться древний человек? УУААОО  

Ещё древние люди общались с помощью жестов. Попробуем с помощью жестов без слов передать друг другу какую-нибудь информацию. Начнем с самого простого.

Я говорю, а вы показывайте! Давайте начнём с самого простого

1.Я хочу кушать.

2.Я хочу спать.

А теперь посложнее. Будем показывать по одному слову

3.Все идем на охоту.

4.Я видел большого мамонта за горой

Да, не так-то просто было общаться нашим предкам.

7.Племя. (Дети стоят полукругом возле экрана) Слайд 4

В древности люди жили не в одиночку, а большими группами – племенами. Племя похоже на семью, только больше. Все, кто жил в племени, назывались соплеменники.

8.Занятия древних людей. Слайд 5

(Дети стоят полукругом возле экрана)

Скажите, какое занятие у древних людей было самым важным? Ответы детей. На каких животных охотились древние люди?

Слайд 6. Животные

Первобытные люди охотились на разных животных: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов, бизонов и мамонтов.

Слайд 7. Занятие древних людей

Ещё они собирали ягоды, орехи, грибы, коренья. Ловили рыбу и изготавливали одежду из шкур.

  1. Дидактическая игра «Кому что нужно для труда?»

(Дети подходят к столам с карточками)

Давайте поиграем в игру «Кому что нужно для труда?» Перед вами лежат картинки, на них изображены древние люди, занимающие разным трудом: охота, рыболовство, изготовление одежды из шкур и собирательство.  

Подумайте и скажите, чем занимались в племени женщины, а чем мужчины? (Детям нужно соотнести труд людей и орудия труда).

Что нужно охотникам, рыболовам, собирателям и т. д. Выбираем, называем и раскладываем картинки.

        

        10.Физминутка «Танец перед охотой» (под музыку)

Пора отправляться на охоту. Чтобы охота была удачной, нужно исполнить ритуальный танец. Давайте потанцуем. (Раскладывает дорожки).

Будем двигаться по следам, прыжками, друг за другом. Ноги ставим на следы ног, а ладони на следы рук.

11.Полоса препятствий.

Теперь наша охота будет удачной. Отправляемся в лес за добычей. Дорога будет трудная, нас ждут узкие тропы, ветки деревьев и даже ямы. Вы готовы? Тогда вперед! (Расставить полосу препятствий – дуга, скакалка, обруч) Это ветка, которая низко наклонилась, под ней нужно проползти (дуга). Это узкая тропинка, по которой можно пройти только боком (скакалка). Это яма, которую нужно перепрыгнуть (обруч)

12. Игра «Меткие охотники»

Давайте поохотимся. Вон там вдалеке вы, ребята, можете увидеть диких животных, которые притаились. Мы будем их сбивать камнями, которые сделаем из бумаги. Давайте скомкаем бумагу и сделаем камни.

Нужно прицелиться и сбить животное камнем.

Славно поохотились, богатая добыча. Каких животных вы добыли? Давайте отнесем их в нашу пещеру, а камни положим к костру. У всех есть добыча. Поделитесь с теми, у кого нет. Отнесите «камни» к костру.

(Убрать костер)

13.Творчество «Наскальная живопись» Слайд 8

Ребята, вам нравится наша пещера? Не хотите ли вы ее украсить. Чем же древние люди украшали стены своей пещеры? Давайте подойдем к экрану и узнаем.

Однажды древние люди заметили царапины, которые на стенах могли оставить древние медведи, когда точили когти о стену, и тогда люди поняли, что можно нацарапывать изображения. Рассмотрим, что изображали древние люди на стенах пещеры?  Наши предки на стенах пещеры рисовали самые важные и интересные моменты своей жизни.

У нас от костра остались угольки. Давайте с их помощью украсим стену наскальными рисунками. Что мы можем нарисовать? Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались – мы разжигали костер, танцевали, охотились.

Звучит тихая музыка «Звуки природы». Дети рисуют на обоях угольками.

        Слайд 9. Ладони

Ещё пещерные люди оставляли отпечатки своих ладоней. Давайте и мы с вами на память на этой стене обведем наши ладошки.

14.Возвращение в современный мир

Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глазки и произнесем:

Раз, два, три, четыре, пять –

Возвращаемся назад.

Давайте снимем шкуры – жилетки, положим их в пещеру и окажемся в нашем мире, в нашем детском саду.

15.Создание интеллект-карт на тему: «Древний и современный человек»

(Дети подходят к столам)

Подойдем к столам. Посмотрите, на столах лежат две картинки. На одной изображены древние люди, на другой современные. Давайте их сравним жилище, одежду, занятия и семью. Смотрим внимательно, называем и приклеиваем. Рисуем цветные стрелочки и обводим в контуры

Глядя на эти картинки древнего мира и современного, можно ли будет вспомнить и рассказать о них?

16.Релаксация (психогимнастика) «Костер дружбы»

Ребята, я предлагаю вам отдохнуть. Ребята, помогите убрать костер. Давайте присядем, повернемся спиной друг к другу и аккуратно ляжем на пол в круг, головами друг к другу. Закрываем глаза, делаем вдох через нос и выдох через рот. Вы лежите, как звездочка, как снежинка, как палочки в костре. Представьте себе, что языки пламени как будто танцуют свой танец. Они согревают наши руки, ноги, тепло распространяется и по всему телу. Почувствуйте это тепло. Наш костер несет тепло и в наше сердце, наполняя его своим добром и хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас взял с собой это тепло и добро, и сохранил его в своем сердце. Открываем глаза. Аккуратно встаем.

        17.Подведение итогов.

Молодцы ребята! Все мы с вами, конечно, отличаемся от первобытных людей. Но, это и хорошо. Мы живем в современном мире, где много всего интересного вокруг, а сколько еще предстоит создать и вам, когда вы подрастете. Вам понравилось наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпийские игры: традиции древние и современные

Знакомство детей с историей и традициями Олимпийских игр...

Конспект организации и проведения спортивного вечера развлечения с детьми подготовительной к школе группы «Древние и современные виды спорта»

Конспект организации и проведенияспортивного вечера развлеченияс детьми подготовительной к школе группы«Древние и современные виды спорта»...

Презентация к спортивному вечеру развлечению с детьми подготовительной к школе группы «Древние и современные виды спорта»

Презентация к спортивному вечеру развлечению с детьми   подготовительной к школе группы  «Древние и современные виды спорта»...

Конспект НОД "Древние люди"

"Видеомузей" Древние люди"...

Конспект проведения спортивного вечера развлечения с детьми старшей группы «Древние и современные виды спорта»

Спорт в древние времена. Во все времена была важна физическая сила, выносливость и ловкость, поскольку с помощью этого человек может зарабатывать себе на пропитание и укреплять иммуните...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экономическому воспитанию: «Древняя и современная мера расчета».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экономическому воспитанию: «Древняя и современная мера расчета»....

ТКЗ «Древние и современные птицы»

Тема занятия: «Древние и современные птицы»Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: подготовительная группаЦель занятия: Расширение представленийдетей ...