Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Сбережем нашу планету»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Климова Ольга Павловна

Материал полезен для воспитателей подготовительных к школе групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx447.6 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной к школе группе

«Сбережем нашу планету»

http://vsegda-pomnim.com/uploads/posts/2022-04/1649203368_30-vsegda-pomnim-com-p-sokhranim-prirodu-vmeste-foto-35.jpg

Подготовила:

воспитатель Климова О.П.

рп. Комсомольский

2023г.

Задачи:

 - Развивать экологическое мышление на основе представлений о заповедных местах Мордовского края и законах, которые регулируют поведение людей.

- Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.

- Воспитывать чувство ответственности за родную природу.

- Расширять, углублять и систематизировать  знания детей о природе;

- Формировать у детей понятия  «Красная книга», «заповедник»

- Познакомить детей с представителями Красной книги РМ;

 - Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе;

- Развивать связную речь и навыки общения;

- Воспитывать активность, самостоятельность, бережное отношение к природе.

Материалы: иллюстрации животные и растения РМ, Красная книга, правила поведения в природе; фонограммы «Шум леса», «шум моря», «шум ветра», мелодия «В мире животных»; карточки с цифрами по количеству детей.

Словарная работа: «Красная книга», «заповедник».

Методические приёмы: -сюрпризный момент;

                                            -повторение «правил поведения в природе»;

                                            -путешествие в мир «Природы»;

                                         -дыхательная гимнастика; 

                                          -ф/ м «Как живёшь?»;

                                         -беседа на тему «Охрана природы»;

                                         -знакомство с Красной книгой РМ;

Ход ООД 

(Дети с воспитателем становятся в круг).

Воспитатель: - Собрались все дети в круг.

                          Я твой друг, и ты мой друг.

                          Крепко за руки возьмемся

                          И друг другу улыбнемся

- Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие, в волшебную страну под названием «ПРИРОДА».

-А вы знаете что такое природа? (ответы детей).

-Какая бывает природа? (живая и неживая).

Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо вспомнить правила поведения в природе:

Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Берегите лес!

Не рвите цветы!

Не разрушайте муравейники!

Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!

Не ловите животных и птиц, не уносите их домой!

Не обрывайте ягоды дикорастущих растений!

Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их!

Не трогайте грибы!

Не уничтожайте дождевых червей!

Не подходите близко к гнездам! Не разоряйте их!

Не оставляйте после себя мусор. Никогда не выбрасывайте его в водоем!

Не кричите!

-Осталось приобрести билеты, занять свои места и в путь…

(Дети берут карточки с цифрами и садятся на соответствующий стульчик).

-Наше путешествие в природу начинается…(Дети закрывают глаза и по фонограмме угадывают место, куда они приехали).

Звучит фонограмма «Шум леса, пение птиц».

Первая остановка «ЛЕСНАЯ».

Беседа по вопросам:

-Что такое лес? (дом для многих растений, животных, птиц).

-Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).

-А животные, которые живут рядом с человеком? (домашние).

А что растет в лесу? (деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды).

Пальчиковая гимнастика «Поход в лес»

Этот пальчик в лес пошёл,

 Этот пальчик гриб нашел,

 Этот пальчик чистить стал,

 Этот пальчик жарить стал,

 Этот пальчик только ел

 Потому и потолстел!

-Снова закрываем глазки…куда же мы приехали? (звучит фонограмма «шум моря»).

Вторая остановка «МОРСКАЯ».

-Сейчас мы с вами поговорим о воде.

-Кто живет в воде?

-А вода нужна только рыбам? (ответы детей).

-Для чего нам всем нужна вода? (ответы детей).

Д/и «Съедобные жидкости».

(Чай, кофе, компот, морс, борщ, суп, бульон, кисель и т.д.).

-Снова закрываем глазки…куда же мы приехали? (звучит фонограмма «шум ветра»).

Третья остановка «Воздушная».

-Ребята, ветер - это поток воздуха.

-А кто живет в воздухе? (птицы).

-Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные).

-А птицы, которые зимой остаются с нами? (зимующие).

-Воздух нужен только птицам?

Дыхательная гимнастика.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить:

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут.

Мы вдохнули глубоко,

И живётся нам легко.

Воспитатель: Ну что ж теперь пора возвращаться в детский сад, в котором мы с вами живем дружно и весело. Давайте покажем как.

Физкультминутка «Как живешь?»

Как живешь?

А плывешь?

Вдаль глядишь?

Ночью спишь?

А идешь?

Машешь вслед?

Как шалишь?

А сидишь?

-Присаживайтесь.

Беседа на тему «Охрана природы».

-Как называется одним словом то, о чем мы говорили? (ПРИРОДА).

-Что нужно делать, чтобы сохранить всю красоту нашей природы? (ответы детей).

-Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыбы и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т. к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет других превосходных качеств. Например, за счет красивого оперения. Леса вырубаются из-за добычи древесины.

 Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу.

- Ребята, скажите,  почему же выбрали именно красный цвет?

 

- Правильно, потому что Красный цвет — это цвет опасности, сигнал тревоги. В эту книгу заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите.

 Есть Красная книга России, в которую занесены исчезающие  животные и растения России. Но в каждом регионе России тоже есть своя Красная книга, где описаны редкие виды данного региона. 

Люди создали для них специальные парки и заповедники.

- Заповедник – это место, где охраняется все живое и неживое. Это замечательное место, где рыбы и птицы, звери и насекомые, травы и могучие деревья живут как в сказке, они знают, что добрые люди, которые работают в заповеднике не оставят их в беде, позаботятся о них.

- В заповеднике нельзя охотиться и ловить рыбу, собирать грибы и ягоды. Посторонних людей, которые охотятся или рыбачат в заповеднике, называют браконьерами. Для охраны от браконьеров в заповеднике работают люди, которых называют инспекторами по охране заповедника. Живут инспектора на кордонах – в маленьких избушках, прямо на территории заповедника.

- Но заповедник создан не только для охраны природы, но и для ее изучения. Для этого в заповеднике работают ученые. Они не причиняют вред и боль природе. Они просто наблюдают за нормальной жизнью природы. Они хотят знать все о жизни в заповеднике. Например, сколько в заповеднике медведей и оленей, какие травы зацвели первыми, какие птицы вывели в этом году больше или меньше птенцов и почему. И многое, многое другое. В заповеднике работают люди, которые по-настоящему любят и уважают природу. Многие из них посвящают всю свою жизнь заповеднику. Как было бы замечательно, чтобы таких людей было больше во всем мире, чтобы люди понимали, что нужно бережно относиться к природе, защищать ее.

На территории нашей республики Мордовия находятся:

Мордовский государственный природный заповедник имени П. Г. Смидовича и Национальный парк "Смольный". Природный парк Смольный расположен на территории Ичалковского и Больше-Игнатовского районов Республики Мордовия. Создан с целью сохранения природного комплекса, использования его в рекреационных и культурных целях. Множество живописных мест в пойме Алатыря, пойменные озера, целебные родники, богатые леса делают парк перспективным для развития научного, экологического туризма, рекреационного использования. На территории национального парка действуют четыре детских летних лагеря, функционирует санаторий-профилакторий «Смольный». А еще в заповеднике охраняются чистые реки, озера и болота. Леса и луга, потому что злые люди загрязняют наши водоемы, рубят деревья, и чистых рек и дремучих лесов осталось очень мало.

Основными породами в лесах парка являются следующие: из хвойных - сосна, ель; из твердолиственных - дуб, ясень, клен. ; из мягколиственных - береза, осина, ольха, липа.

 В реках и озерах обитают щука, плотва, елец, голавль, язь, красноперка, линь, пескарь, вьюн, налим, окунь, ерш, ротан, карась серебряный и другие виды. Такие рыбы, как сазан и берш, занесены в Красную книгу РМ.

В парке встречается 7 видов птиц, занесенных в Красную книгу МСОП. Это большой подорлик, могильник, орлан- белохвост, степная пустельга, степной лунь, коростель, дупель. 13 видов птиц занесены в Красную книгу России. Это - скопа, орел- могильник, степной лунь, змееяд, большой подорлик, орлан белохвост, степная пустельга, стрепет, кулик-сорока, большой кроншнеп, малая крачка, филин, обыкновенный серый сорокопут. 49 видов птиц занесено в Красную книгу Республики Мордовия.

Из млекопитающих животных обычными являются лось, кабан, лисица, лесная куница, ласка. Из мелких млекопитающих обычны: рыжая полевка, лесная и обыкновенная мыши. Такие животные парка, как малая бурозубка, обыкновенная кутора, орешниковая соня, соня-полчок, бурый ушан, рыжая вечерница, речной бобр, барсук, европейская норка, рысь, косуля, занесены в Красную книгу Мордовии.

- Мордовский государственный природный заповедник имени П. Г. Смидовича создан 5 марта 1936 года.

Заповедник расположен на лесистом правобережье реки Мокши, левого притока Оки, на территории Темниковского района Республики Мордовия. - Основные задачи заповедника сохранение и восстановление лесного массива, сохранение и обогащение животного мира.

Большая часть территории заповедника входит в водосбор речки Пушты, впадающей в Сатис на границе заповедника.

В юго-западной части заповедника около двух десятков озер. Это старицы Мокши, иногда крупные и глубокие (Пичерки, Боковое, Таратинское, Инорки, Вальза). Озера соединены протоками. Проточные в зимнее время, они имеют большое значение для обитания рыб. Осенью они служат основным местом дневки уток, в том числе пролетных.

Множество редких растений, грибов и животных встречается в Мордовском заповеднике, в том числе орхидеи венерин башмачок настоящий, неоттианта клобучковая, редчайшие лишайники лобария легочная и менегация пробуравленная, гриб-баран, красивейшая бабочка аполлон, симпатичные перепончатокрылые пчела-плотник и парнопес, могучие хищные птицы орлан-белохвост, большой подорлик, грациозный черный аист и другие виды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации.

Леса Мордовского заповедника являются убежищем копытных и хищных животных — лося, оленя, кабана, куницы, рыси, бурого медведя, волка, лисицы.

Фауна позвоночных животных заповедника имеет смешанный характер. С одной стороны, в ней есть виды европейской тайги (бурый медведь, лось, глухарь, рябчик, восточноевропейских смешанных широколиственных лесов (белка, лесная куница, лесной хорек, крот, европейская норка, лесная и орешниковая сони, соня-полчок, желтогорлая мышь, рыжая полевка, бурозубки, тетерев, сойка, иволга, мухоловка-пеструшка, клинтух, зеленый дятел).

С другой стороны - виды степной фауны (большой тушканчик, степная пеструшка, серый хомячок, обыкновенный хомяк, сизоворонка, золотистая щурка, удод). В фауне один редкий эндемичный европейский вид (выхухоль, виды, численность которых восстановлена длительной охраной (лось, бобр, лесная куница).

Ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево, чистую воду и свежий воздух. Как редко мы задумываемся над этим. Нужно не только самому бережно относится к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее лес, животных, растений, птиц.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: «Мир доброты и вежливости».

Дети знакомятся с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки»   Цель занятия: познакомить детей с игрушками и и...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (по правилам дорожного движения)

Цель: Закрепление у детей знаний правил дорожного движения и навыков их соблюдения.Задачи: 1) Убедить детей в опасности несоблюдения правил дорожного движения.2) Закрепить знания детей об основных вид...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: "Путешествие в Африку"

Знакомство детей с природными зонами Африки. Закрепление знаний детей о животных жарких стран....

конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей подготовительной к школе группы " история обыкновенных вещей"

расширить представления детей о знакомых, предметах,историй их происхождения,разнообразием.продолжать учить детей отгадывать загадки.развивать мышление,любознательность...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Виды ткани".

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим  в подготовительной к школе группе «Виды ткани"....