Рассказ для детей "Путешествие в историю".
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Солдатенко Евгения Федоровна

Педагогическое творчество Я.А. Коменского - огромный вклад в мировую педагогическую науку. Россия и её школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют большой интерес к наследию этого великого педагога.

Рассказ написан для дошкольников в целях расширения познаний детей в области истории создания учебной литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_istoriyu.docx411.04 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в историю

Рассказ для детей

      Делая домашнее задание, Андрей, увлёкся иллюстрациями в учебнике. Его заинтересовал вопрос: «Кто и когда создал первый учебник с иллюстрациями?» Андрюша побежал к маме, но мама задумалась и ответила, что не знает.
Он просмотрел все свои учебники: в одних было много картинок, в  других они встречались только на нескольких страницах, и были не очень интересными, а некоторые книжки были и вовсе не интересными, в них были только буквы, и очень «скучные» слова. Он перевернул все книжки в комнате, ища ответы на свои вопросы. Мама перед сном, зайдя в комнату, очень ругалась за беспорядок, и сказала ложиться спать, строго настрого наказав завтра сложить всё на свои места.

 «Почему все книжки такие разные? Почему не во всех книжках есть картинки? И кто же придумал рисовать картинки в учебниках?»- думал, любознательный малыш, засыпая ….

 - Здравствуй, Андрей!- сказал дяденька с длинными волосами и смешной бородкой, в длинном пиджаке, больше похожем на халат, одетом на красивую белоснежную рубашку, с кружевным воротником. https://doraincontri.files.wordpress.com/2011/06/comenius.jpg

 -Здравствуйте, а Вы кто? – спросил удивленный мальчик и улыбнулся смешному дяде. Всё вокруг было не знакомым и таким странным.- Где я?

- Меня зовут, Ян Амос Коменский. Я епископ Чешскобратской церкви, писатель и учитель - Коменский улыбнулся в ответ – Не бойся, я тебе просто приснился! Ты так переживал перед сном, тебя мучили вопросы, на которые ты не мог найти ответов, поэтому я решил прийти к тебе во сне и рассказать тебе историю создания книжки с картинками.

- Как здорово! Вы, правда, мне расскажите? Мама сказала, что не знает и меня это очень расстроило…

-Не расстраивайся, я расскажу тебе, как она появилась на свет, а ты потом расскажешь это своей маме,– сказал учитель, усаживая Андрея рядом с собой на широкую деревянную скамью - Я тот самый  человек, который придумал книжку с иллюстрациями.

 Коменский Я.А. достал, ту самую заветную книжку, с которой всё начиналось. Это была большая толстая книга с большими и красивыми картинками. Андрей, раскрыв глаза от удивления начал перелистывать ее, разглядывая каждую картинку и букву. Все было интересным и очень завораживало мальчика. https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04ee/00055c1d-47afef58/img4.jpg

- Это было в XVIII веке, в1650 годах - начал свой рассказ великий учитель -  в Европе, в те времена детей обучали в церквях, но уже тогда школы  средневековья начали выходить за пределы церквей и монастырей и появлялись, так называемые  Городские школы. Детей с 6-7 лет набирали, в эти школы,  по объявлению. Школа была доступна только детям богатых родителей, обучение было платным. В школах не было учебников и дети обучались только по библии. В городских школах обучались только мальчики, обучались только на латинском языке. В церковных школах занимались и мальчики и девочки, от самого рассвета до заката. Во время обучения в школах дети подвергались телесным наказаниям, их обучали и воспитывали в строгости, особенно распространено было битьё розгами. А ещё школьников, за лень и непослушание, ставили на колени  или у позорного столба.

Именно в это время мне пришла в голову великая идея создать книжку с картинками, чтобы детям было интересно учиться и их меньше наказывали. Я назвал свою книжку «Мир чувственных вещей в картинках». Создавая эту детскую Энциклопедию, я очень хотел, чтобы дети  изучали латынь и другие языки, знакомились с окружающим миром , чувствовали себя едиными с природой. Я мечтал и надеялся, что учение будет даваться детям легко и непринужденно. Когда я создавал свои книги я думал о том, что учиться должны все дети, не зависимо богатый ты или бедный, девочка или мальчик, что наука «обо всём» должна быть доступной для каждого человека на земле.

 В этой книге 150 картин, показывающих все стихии в природе, я показал в ней небесные светила и строение человека, выразил в картинках, какие чувства свойственны человеку  и как он может трудиться. Из чего состоит наш мир и все что нас окружает, что должно быть дорого человеку, что ему должно быть интересно. В эту книгу я выложил весь мир в картинках для того, чтобы вы, маленькие дети, учились с большим интересом, познавали мир, познавали себя. Мне кажется, что у меня получилось? Как думаешь, мой маленький друг?

- Я думаю, что у Вас все хорошо получилось! – с восторгом отозвался, Андрей - Сейчас у нас очень много детских книжек с картинками, но Ваша самая лучшая! Не зря же все взрослые ее так долго изучают, они тоже рассматривают ее и многому учатся!

- Мне кажется тебе пора, скоро в школу- сказал Я.А. Коменский , вставая со скамьи , как будто с грустинкой в голосе,- надеюсь ты узнал много интересного и полезного!

Андрей открыл глаза, очутившись в своей комнате, и только перевернутые книжки напомнили ему о его вчерашних вопросах. Теперь у него были и ответы.

-Сынок, пора вставать! Ты не забыл, что должен навести порядок в комнате?- мама стояла, приоткрыв дверь и улыбалась…

- Конечно, мам! – Андрей потянулся – но сначала я расскажу тебе сон, который мне приснился.

- Расскажи. Ты весь, как будто светишься – мама присела на кровать….






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ-беседа "История мяча"

для детей дошкольного возраста...

Рассказ - беседа "История технической игрушки"

Рассказ - беседа "История технической игрушки"...

Рассказ-беседа: «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн»

Закрепить знания детей о природе России. Познакомить детей с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну...

Занятие. Чтение рассказа "Грустная история Найденыша" из книги В.А.Гагарина "Мой брат Юрий".

Воспитатель говорит детям: "Сегодня вы узнаете некоторые факты из жизни мальчика Юры Гагарина. Каким он был смелым,добрым,любознательным. О детстве Юрия Алексеевича Гагарина,его брат Валентин Алексеев...

Презентация. Совместная образовательная деятельность с детьми.Рассказ воспитателя "Немного из истории головных уборов"

В презентации рассказывается история появления головных уборов. Презентацию можно использовать в рамках лексической темы "Одежда. Обувь. Головные уборы" .Презентация для детей старшего дошко...

Сказки и рассказы для детей. Рождественская история.

Сказки и рассказы для детей. Рождественская история....