Технологическая карта ООД в старшей группе Образовательная область: Ознакомление с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие "Жизнь.традиции и обычаи кубанских казаков""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhin_traditsii.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ООД

в старшей группе

Образовательная область: Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков».
Задачи: Знакомство детей с жизнью, традициями и обычаями казаков. Развитие познавательного  интереса к истории своего народа. Приобщение детей к народным традициям, воспитание чувства уважения старшим поколениям.
МатериалыКуклы в национальной одежде – казак и казачка, макет хаты, кубанского подворья, старинные фотографии, ноутбук.
Предварительная работаБеседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.

Словарная работа:
Традиция, обычай, авторитет, почитать, поход, телега, подвода, хата, плетень, хлопцы.
Ход ООД:
Воспитатель:
   Широка река Кубань, Тонет вечерами

В водах золотой закат Мягкими лучами.

Вечер лег на хуторок, Сумрак темно-синий,

Думу думает казак о судьбе России.

Чернобровый, черноокий, Вьется чуб до уха,

Да папаха набекрень верная подруга.

Над станицей тишина, Да в хуторе раздолье,

Но не спится казаку мысли слишком вольны.

Вот бы все его сыны выросли достойно,

Было б счастье казаку и Родине спокойно.

— Ребята, как вы думаете, о ком говорится в этом стихотворении?
Дети:  О казаках.
Воспитатель:    Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. «Казак» –  означает «вольный человек». Казаки, первыми поселившиеся на Кубани,  умели храбро воевать и жить честно, были смелые,  бесстрашные. Давайте посмотрим, как одевались казаки в старину, какие у них были костюмы.

Воспитатель:
Ребята, скажите, а в вашей семье есть казаки. Дети: Дети дают ответы, Жили казаки в хатах, это жилье казаков, которое строили из глины, камыша и соломы,
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель:  Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво. Давайте сравним хату на слайде и мой предложенный макет. ( Приложение № 2)
Воспитатель: Хаты огораживались специальным забором, который называется — плетень. Дети, из какого материала делали плетень?
 Дети: Его делали из камыша или из прутьев.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите посмотреть, как жили казаки. Проходите в хату, посмотрите, как жили казаки. Казачий курень – это печь, шкаф для посуды, комод для белья, кованные и деревянные сундуки, железная кровать, круглый стол, деревянная лавка. На стенах — семейные фотографии, вышитые рушники (дети рассматривают). Приложение № 3

Казачки занимались ткачеством, прядением, готовили пищу. Казаки занимались сельским хозяйством (выращиванием пшеницы, ржи, овса, проса, гречихи). Неотъемлемыми предмета домашней утвари были ухват, кочерга, рубель. Ухват служил для снятия с печи горячих чугунов. Кочергой помешивали горящие поленья в печи. Рубель – это утюг, но только деревянный. (Приложение № 4)
Как вы думаете, какой посудой пользовались казаки, что она собой представляла?

Давайте вместе разберемся. На столе стоят предметы, которыми часто пользовалась казачка. Как вы думаете, как они называются и с какой целью их могли использовать? (Ответы детей).

— Верно, это миски, кувшины, горшки, самовар.

— Перечислите посуду, которую мы используем сегодня в своём обиходе. (Ответы детей).

— Стол накрывали вышитой, льняной скатертью. На стол ставили крынку из глины с молоком; деревянную сахарницу; металлические кружки, самовар. (Дети закрепляют приобретаемые знания). Приложение № 5
Воспитатель: Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви, (четвертый, пятый слайд)
А вы знаете, что такое многодетная семья? (ответы детей) Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Традиция
— это то, что передается от отца к сыну или от бабушки к внучке, например: как одеваться, как проводить праздники.
Обычай — это правило поведения людей, которые также передается от старших людей к младшим.
Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки  с детства?
Дети:   С уважением относится к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
Защищать  от врагов свою Родину.
Воспитатель:   Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих  семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении  к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как на Кубани обращались к отцу и матери?
Дети:   К отцу и матери обращались только на Вы.
Воспитатель:    Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Кто ответит, что это за правила?
Дети:   При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
Если казаки были в форме,  должны были приложить руку к шапке.
Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.
Воспитатель:    Что не разрешалось делать в присутствии старших?
Дети:   Не разрешалось сидеть.
Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших.
Не разрешалось курить.
Воспитатель:   А какие еще правила соблюдали казаки?
Дети:   Нельзя  было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.
Старым и пожилым людям  младшие должны были уступить дорогу.
Воспитатель:   Молодцы, ребята.  На словах вы очень хорошо запомнили и

усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни.
Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях  с ранних лет. Во время приема гостей  детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.

Физкультминутка: Самолет

Руки в стороны в полет дети поднимают прямые руки в стороны

Полетит наш самолет поворачиваются вокруг себя

Сделал правый поворот, через правое плечо, подняв правую руку

Сделал левый поворот , поворачиваются через левое плечо, подняв

левую руку

Крыльями покачал покачивают крыльями руками

Загудел и задрожал. поднимаются на носки, опускаются на всю

ступню и гудят » у — у- у …»

Начинается полет, бегут по кругу, расставив руки в стороны

Полетел наш самолет,

Вот закончился полет, замедляют бег

приземлился самолет. опускаются на одно колено. 

Воспитатель:    Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.
Дети:   Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
Где враг, там и казак.
Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.
Казак сам себя веселит.
Воспитатель:    Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы  знаете. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах.
Поход — это организованное передвижение людей. Походы бывают туристические и военные. Однако, несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме.

После долгого похода  казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили жители Кубани?
 Жители Кубани ездили  верхом на лошадях,  а ещё на телегах, на подводах.

Телега — это четырехколесная грузовая повозка с низким кузовом для перевозки грузов, 
Подвода
— это также четырехколесная повозка но с высоким кузовом для перевозки как груза, так и людей, 
Так кого же можно назвать верным другом казака?
Дети:    Конь был  верным другом казака,
Воспитатель:   У казаков была  особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, ) Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони.  А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях? 
Дети:   Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Без коня казак кругом сирота.
Казак голоден, а конь его сыт.
Воспитатель:   Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казацкие.
А  знаете, что главным оружием  у казаков был кинжал,   Покупать кинжал  считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою

Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились.

Рефлексия: Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали о жизни, обычаях и традициях наших предков — казаках. Ребята, а что больше вам понравилось сегодня. Ответы детей. Воспитатель: Молодцы ребята, давайте послушаем Кубанскую казачью песню
«Ой, при лужке, при лужке». Звучит фонограмма песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром.

технологическая карта ОУД "Вода. Свойства воды" с применением экспериментальной деятельности....

Технологическая карта НОД по образовательной области "Ознакомление с окружающим миром" в средней группе по теме: "Семена"

Данный материал поможет с легкостью помочь подготовиться к занятию и весело провести его с детьми....

Технологическая карта НОД в первой младшей группе По образовательной области «Ознакомление с окружающим миром» Тема: «Кто живёт в лесу?»

Информационная карта непосредственной образовательной деятельности Тема НОД:  «Кто живёт в лесу?»Возрастная группа первая младшая группаОО  Познавательное  р...

Технологическая карта для детей дошкольного возраста старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему :" Кто как зимует".

Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы на тему : "Кто как зимует", с помощью этого материала можно донести детей информацию про птиц и зверей, как они ...

Технологическая карта для детей дошкольного возраста старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему :" День защитника Отчечества".

Технологическая карта для детей дошкольного возраста старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему :" День защитника Отечества", поможет воспитателям провести интересное занятие ...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Путешествие по природным зонам России».Цель: Формирование представлений у дошкольников о природных зонах России: тундра, зона лесов, степи....

Технологическая карта совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема "Земля – наш общий дом"

Формирование музыкально-творческих способностей детей через ознакомление с миром природы родного края....