Конспект НОД по развитию речи на тему: "Необычное путешествие в мир насекомых" для воспитанников подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель:

·         Вызвать у детей желание принимать участие в разговоре о насекомых;

·         Совершенствовать грамматический строй речи;

·         Согласовывать слова в предложениях в роде, числе, падеже;

·         Правильно использовать в речи предлоги, составлять рассказы по мнемотаблице;

·         Развивать логическое мышление, внимание;

·         Воспитывать любовь и уважение к природе.

Материал:
картинки насекомых, игрушки насекомых, шапки - невидимки, бумажные цветы, письмо, волшебный цветок, светящиеся лампочки, бумажные бабочки, схема: появление бабочки; картинки к игре "Посмотри и скажи", мнемотаблицы о насекомых.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_neobychnoe_puteshestvie_v_mir_nasekomyh.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад № 22

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Необычное путешествие в мир насекомых" для воспитанников подготовительной группы

Разработала и провела воспитатель:
Татрова Е.Э.

Цель:

  • Вызвать у детей желание принимать участие в разговоре о насекомых;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Согласовывать слова в предложениях в роде, числе, падеже;
  • Правильно использовать в речи предлоги, составлять рассказы по мнемотаблице;
  • Развивать логическое мышление, внимание;
  • Воспитывать любовь и уважение к природе.

Материал:
картинки насекомых, игрушки насекомых, шапки - невидимки, бумажные цветы, письмо, волшебный цветок, светящиеся лампочки, бумажные бабочки, схема: появление бабочки; картинки к игре "Посмотри и скажи", мнемотаблицы о насекомых.
Ход:
Добрый день! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие! На пути будут у вас задания, их надо выполнять.
- Сейчас я загадаю загадку, и поймёте, о чём будем говорить.
- И так!
Кузнечик, бабочка, пчела.
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовём,
Но как мы всех их назовём? (НАСЕКОМЫЕ)
- Каких насекомых ещё знаете, назовите (дети называют)
- Посмотрите, вот письмо, давайте его прочитаем.
(Читает): "Дорогие, ребята! Мы насекомые попали в беду, нас заколдовал злой паук. Спасите нас, освободите, но вам нужно будет выполнять задания паука."
- Почему паук обижает насекомых?
(паук не насекомое, потому что у него восемь ног, а у насекомых 6 ног. Паук относится к паукообразным)
- И так нам надо отправляться в путешествие. Нам надо стать невидимыми, для этого наденем шапки - невидимки (надевают) и скажем:
Все:
"Нам цветочек помоги
В насекомых преврати"
- Смотрите нам светлячки освещают дорогу (загораются разноцветные лампочки)
"О, смотрите, смотрите"
О чудо! Огоньки
Зажглись повсюду!"
- Полетим по дорожке (летят, останавливаются возле полянки)
- Как красиво! Но кого не видно? (насекомых)
- Нам надо их расколдовать.

  • Вот первое задание (берёт листок):
    - Назовите общие признаки насекомых.

Ребёнок: У всех насекомых 6 ног, усики, крылья, тело состоит из трёх частей: голова, грудь, брюшко.
- Назовите насекомых: кто из них летает?
Дети: стрекоза, бабочка, пчела, оса, комар, муха, шмель, божья коровка.
- Кто из насекомых ползает? (муравей, жуки, гусеницы);
- Кто из насекомых жалит? (пчела, оса, шмель);
- Кто из насекомых кусается? (комар, муха, клоп, блоха, муравей);
- Кто из насекомых не кусается и не жалит? (бабочка, кузнечик, божья коровка)
- Посмотрите:
"Жук упал и встать не может
Ждёт он, кто ему поможет?"
- Надо сказать скороговорку, чтобы помочь жуку.
Скороговорка
Все:
"Жук жужжит
Воздух дрожит"
(потом: мальчики - громко, девочки - тихо)
- Давайте поможем жуку перевернуться
(ребёнок переворачивает игрушку - жук и сажает на цветок)
Дальше летим. Какой красивый цветок. Кто в нём заколдован?

  • Вот второе задание:
    - "На цветы она садится,
    Не устав с утра трудится
    Беспокойная …(пчела)
    - Какая польза от пчелы?
    (собирает нектар, опыляет растения, из нектара делают мёд, мёд полезен при простуде)
    - Где живёт пчела? (в улье);
    - Кто ещё пьёт нектар? (бабочка)
    - Давайте поможем бабочке закружится:
    "Сделаем глубокий вдох через нос, а потом подуйте на бабочку (бумажные) не раздувая щёк. Оживили их!"
    - Ещё вам задание: расскажите про жизнь бабочки по схеме (работа со схемой):

Дети:
Бабочка откладывает яйца, из них появляется гусеница.
Гусеница питается листьями и растёт
Затем гусеница превращается в куколку
Из куколки появляется бабочка
У бабочки крылья мокрые, она сушит их на солнце
Когда крылья у бабочки подсохнут - она летает
- Ещё поиграем в игру "Посмотри и скажи" - дети называют действие насекомых, изображенных на картинках: (работа по картинкам) СЛАЙД 2
- Где летает бабочка? (Бабочка летает над цветком) СЛАЙД 3

- Где сидит пчела? (Пчела сидит на цветке) СЛАЙД 4

- Где ползает гусеница? (Гусеница ползает по ветке); СЛАЙД 4

- Где плывёт жук? (Жук плывёт под водой) СЛАЙД 5

- Вот мы расколдовали пчелу, бабочку и гусеницу. Посадите их на цветы (сажают) СЛАЙД 6
- Нам пора лететь дальше!
- Летим дальше! Вот мы и в сосновом бору.

  • Третье задание:
    - В этом городе живут,
    Только те, кто любит труд.
    Дружные жители:
    Дети и родители.
    Санитарами их зовут (Муравьи)
    - Что могут тащить муравьи? (солонку, травку, листик, кору, семечку)
    - Из чего муравьи строят дом свой, как он называется? (строят муравейник из хвоинок)
    - Наши муравьи остались без дома, давайте им поможем построить муравейник из песка (строят)
    Какой по форме муравейник? (конусовидный)
    - Как муравьи общаются друг с другом? (усиками потрогают друг друга и ясно каждому, кто куда и откуда бежит)
    - Как они находят дорогу домой к муравейнику? (муравьи выделяют пахучую жидкость - и так находят путь домой);
  • Кто ещё выделяет жидкость? Почему? (это божья коровка выделяет жидкость, она неприятно пахнет, так она отпугивает своих врагов)
  • Поиграем ещё в игру "НЕЛЕПИЦА" - нужно сказать, чего не бывает, как должно быть на самом деле:
    - Муравей живёт в улье - Нет, муравей живёт в муравейнике.
    - Комар ловит муж. - Так не бывает, комар пьёт кровь у людей.
    - Паук собирает нектар цветов. - Нет, паук не собирает нектар, он ловит мух в паутине.
    - Бабочка скачет в траве - Так не бывает, бабочка летает, скачет кузнечик в траве.
    - Спасли мы кузнечика, божью коровку, муравья. Посадите их на цветы. (дети выполняют задание). СЛАЙД 7
    - Дальше в путь! Смотрите, впереди белый крест на чёрном фоне - это владения паука. Он захватил муху.
    Четвёртое задание
    - Составление рассказа по мнемотаблицам СЛАЙД 8-9
    Чистоговорки :
    Ки-ки-ки - притаились пауки
    Ка-ка-ка муха в сетке паука
    Ки-ки-ки - нам полезны пауки
    Ка-ка-ка- вы не бойтесь паука.
  • Подвижная игра "Паук и мухи" - учить детей бегать в разных направлениях, замирать по сигналу.
    В одном углу комнаты - сидит паук. Остальные дети - мухи.
    Бегают, кружатся, жужжат. По сигналу "паук" - мухи замирают на том месте, где захватил их сигнал.
    Паук выходит и внимательно смотрит, кто шевелится, того отводит в свою паутину.
    - Паук подобрел и отпускает муху! (посадить муху и паука на цветок)
    - Вот мы и расколдовали всех насекомых, пора возвращаться в детский сад:
    Глазки закрывайтесь,
    В детский сад возвращайтесь!
    1-2-3-4-5
    Будем глазки открывать!
    - Вот мы и в детском саду. Много путешествовали, устали, отдохнём. Садитесь на коврик возле насекомых, закройте глаза.
    Релаксация: "Порхание бабочек"
    Представьте себе летний день, вы сидите на зелёном лугу. Вокруг всё спокойно и тихо. Вам тепло, уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите, что вы - лёгкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши руки лёгкие - лёгкие - это крылья бабочки и тепло выше стало тоже лёгким - лёгким. Взмахнули крылышками и полетели. С каждым вздохом и выдохом всё выше и выше парите в воздухе. Лёгкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. Гладит, нежно прикасается к (имя ребёнка). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счёт "три", откройте глаза, встаньте и улыбнитесь друг другу.
    - Отдохнули?! Что интересного вам было в нашем путешествии сегодня? Где почувствовали затруднения? Что нового сегодня узнали для себя?
    До новых встреч друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Подвиг воина-защитника в произведениях русской живописи" в подготовительной группе.

Рассказать детям о Великой Отечественной войне, что она была освободительная, велась во имя мира, процветания благополучия нашей Родины; о том, как героев войны воспевали в своих произведениях художни...

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Составление рассказа по пейзажным картинам» в подготовительной группе

Программное содержание:1. Закрепить умение составлять рассказы по пейзажным картинам ранее рассмотренным, употребляя образные выражения, красочные прилагательные.Картины: Глущенко «Зимний день»Шишкина...

ОО «Речевое развитие» Конспект НОД по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;2. познакомить с новой русской народной сказкой «Л...

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Дикие животные и их детеныши» в подготовительной группе.

Дети учатся  составлять рассказ по картинно-графическому  плану, образовывать сложные слова типа «длинноногий»....

Интегрированное НОД по развитию речи и окружающему миру "Путешествие к Дереву Желаний" в подготовительной группе

Цель: продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения.Образовательные задачи: закреплять правильное, отчетливое произношение звуков; упражнять в подборе существительных к прилагате...