НОД "Маленькие волшебники"(интегративное занятие по опытно-экспериментальной деятельности)
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Чубаева-Городецкая Елена Николаевна
Автором разработан план-конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в помощь педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chubaeva_nod_2022.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Маленькие волшебники» 

интегрированное мероприятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Сказка»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», «Физическое развитие»,«Художественное эстетическое развитие».

Задачи:

- развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой («Познавательное развитие»);

- расширить представления детей о бумаге и её свойствах («Познавательное развитие»);

- формировать умения детей делать выводы по окончанию каждого опыта («Речевое развитие»);

- развивать связную речь, закреплять в речи детей новые слова («Речевое развитие»);

- развивать координацию движений, мелкую моторику рук («Физическое развитие»);

-развивать воображение и фантазию детей («Художественное эстетическое развитие»);

- формировать готовность детей к совместной деятельности с детьми и взрослым («Социально – коммуникативное  развитие»).

Предварительная работа: рассказ воспитателя о том, когда появилась первая бумага, как делают бумагу; беседа с детьми о том, что можно сделать из бумаги, дидактическая игра «Что из бумаги», проведение опытов «Тонет или нет бумага».

Словарная работа: картон, бумага, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, рвется, намокает, мнется, гнётся, сгибать, вдавливается.

Методы и приемы: игровые: Приглашение от Фиксиков,путешествие в волшебную лабораторию; физминутка «Лесорубы дерево срубили…»;  

наглядные: Опыт- исследование бумаги руками, опыты- свойства бумаги, наблюдение за действиями педагога; опыт «Цветы ромашки»;

словесные: Отгадывание загадки, ответы на вопросы, формулирование выводов по опытно-экспериментальной деятельности, беседа «Правила поведения в лаборатории».

                                      

Материалы и оборудование: детские белые халаты по количеству детей, шапочки белые по количеству детей, один взрослый халат, 4 стола, картинки-указатели на столах, разные виды бумаги (простая бумага, бархатная, картон, кусок обоев, глянцевый картон, нождачная бумага, цветная бумага, газета), к приглашение от Фиксиков, монетки достоинством 5 рублей по количеству детей, простые карандаши по количеству детей, листочки небольшого размера, поднос, 2 стакана с водой, игрушка машинка, бумага (сложенная в виде веера, 2 емкости с цветной водой и обычной, цветы ромашки из бумаги 8 штук).

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Лесорубы дерево срубили…», поисковая деятельность

Игровая

Приглашение от Фиксиков,путешествие в волшебную лабораторию

Познавательно-исследовательская

Опыт- исследование бумаги руками, опыты- свойства бумаги, рисование «Монетка» (выдавливание на бумаге), опыт «Цветы ромашки»

Коммуникативная

Отгадывание загадки, ответы на вопросы, формулирование выводов по опытно-экспериментальной деятельности, беседа «Правила поведения в лаборатории»

       Логика образовательной деятельности.

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Сформировать интерес к предстоящей деятельности

формировать готовность детей к совместной деятельности с детьми и взрослым («Социально – коммуникативное  развитие»).

Приглашение от Фиксиков

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

Воспитатель сообщает детям, что пришло приглашение от Фиксиков посетить волшебную лабораторию (читает телеграмму). Хотите мы сегодня отправимся в лабораторию к Нолику и Симке?

- Как вы думаете, что такое лаборатория? (это место, где проводят различные опыты и эксперименты)

- Как называют людей, которые работают в лаборатории? (лаборанты)

- Чтобы попасть в лабораторию нам необходимо знать правила поведения:

1. Внимательно слушать воспитателя.

2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг-другу.

3. Руками без разрешения ничего не трогать.

4. Не забывайте  после каждого опыта сделать вывод.

Итак, приготовились, 1,2 – покружись, в лаборатории Фиксиков очутись.

- В лаборатории нельзя находиться без халатов, почему? (дети и воспитатель одевают белые халаты). Лаборанты проводят исследования под руководством научного руководителя. И сегодня этим руководителем буду я, а вы – лаборантами.

Чтобы узнать, с чем мы будем экспериментировать и о чем говорить, предлагаю вам отгадать загадку.

Я белая как снег

Дружу с карандашом

Где он пройдет –

Заметочку на мне кладет. (Бумага)

Дети слушают рассказ воспитателя, отвечают на вопросы, запоминают правила поведения в лаборатории.

Надевают белый халат, шапочки

Отгадывают загадку.

Деятельностный этап.

расширить представления детей о бумаге и её свойствах («Познавательное развитие»);

формировать умения детей делать выводы по окончанию каждого опыта («Речевое развитие»);

развивать связную речь, закреплять в речи детей новые слова («Речевое развитие»);

                                 

 1 стол- исследование бумаги (картинка руки)

Дети, исследуя бумагу руками, называют ее свойства: тонкая, картон,

бархатная,

нождачная; пытаются делать выводы самостоятельно

Педагог приглашает детей к столу с прикрепленной картинкой руки. (На столе лежат разные виды бумаги- тонкая,картон,бархатная,нождачная и др.).

 -Ребята, какая она бумага?

Возьмите бумажный листочек погладьте его ладошкой  и скажите, какая она (Гладкая, ровная, плотная). Ребятки возьмите еще, пожалуйста, бархатную бумагу. Погладьте ее ладошкой  и скажите, чем она отличается (Шероховатая, плотнее, толще). Делаем вывод, что бумага бывает разная.

Дети находят нужный стол,подходят, рассматривают и трогают руками бумагу, рассказывают какая она на ощупь

развивать координацию движений, мелкую моторику рук («Физическое развитие»);

                                                Физминутка

Развита координация движений и мелкая моторика рук

Педагог приглашает отдохнуть.

Лесорубы дерево срубили, (имитация движение топора) На станке, на части разрубили, (руками разводят в разные стороны) Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь) И в растворе долго их варили. (имитация движений поварешки) А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками) Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга) Так выходит чистый лист бумаги, (показ двух ладоней поднятых вверх) Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони) (Дети выполняют имитационные движения.)

Дети выполняют все движения по тексту

развивать воображение и фантазию детей («Художественное эстетическое развитие»)

формировать умения детей делать выводы по окончанию каждого опыта («Речевое развитие»);

                  2 стол- Рисование «Монетка»  (картинка карандаш)

Дети самостоятельно рисуют, развито воображение, пытаются делать выводы самостоятельно

Педагог приглашает детей к столу с прикрепленной картинкой карандаша.

(На столе лежат монетки 5 рублей по количеству детей, простые карандаши и листочки бумаги). Педагог предлагает взять монетку,положить на нее чистый лист бумаги, закрасить монетку карандашом.

Делаем вывод, что на бумаге можно рисовать и бумага вдавливается.

Дети находят нужный стол,подходят, рассматривают предметы, берут монетку,кладут сверху лист бумаги и раскрашивают монетку.

расширить представления детей о бумаге и её свойствах («Познавательное развитие»);

формировать умения детей делать выводы по окончанию каждого опыта («Речевое развитие»); развивать связную речь, закреплять в речи детей новые слова («Речевое развитие»);

                  3 стол- эксперимент тишины (картинка ухо)

Расширены знания о свойствах бумаги: шуршание, легкость, непрочность; пытаются делать выводы самостоятельно

Дети могут наблюдать за экспериментом, пытаются делать выводы, используя распространенные предложения

Педагог приглашает детей к столу с прикрепленной картинкой уха. (На столе лежат листы бумаги по количеству детей). Сомните лист и послушайте, что делает бумага, когда вы ее мнете? (Шуршит), а теперь разорвите ее на клочки и сложите все на поднос,дуйте на бумагу. Вывод (Бумага шуршит, непрочная, ее можно разорвать,легкая)

Дети находят нужный стол, подходят, рассматривают предметы, берут бумагу и сминают ее, делают вывод. Затем рвут бумагу на кусочки и делают вывод.

расширить представления детей о бумаге и её свойствах («Познавательное развитие»);

формировать умения детей делать выводы по окончанию каждого опыта («Речевое развитие»);

    4 стол- эксперимент мост из бумаги (картинка веер из бумаги)

Теперь давайте проведём последний опыт и узнаем, насколько сильной может быть бумага. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги, чтобы получился мостик, и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой?

Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит.   Какой вывод сделаем?

Вывод: Если бумага сложена гармошкой, то она сильнее.

Дети находят нужный стол, подходят, наблюдают. Делают вывод.

расширить представления детей о бумаге и её свойствах («Познавательное развитие»);

формировать готовность детей к совместной деятельности с детьми и взрослым («Социально – коммуникативное  развитие»).

5 стол- эксперимент «Цветы ромашки» (проводит педагог)

Дети заинтересованы, эмоциональны, готовы участвовать в эксперименте, пытаются делать выводы

Педагог интересуется у детей, может ли бумажный цветок ожить? Предлагает провести эксперимент. (Педагог приглашает детей к столу, на котором стоят 2 емкости с простой водой и цветной. Каждый ребенок берет по цветку и по команде педагога кладет в емкость с водой).

Вывод: Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки раскрываются. В цветной воде бумага окрашивается.

Дети отвечают на вопрос. Подходят к столу, берут по бумажному цветку и кладут в воду простую, а затем цветную. Пытаются сделать выводы по эксперименту

Заключительный этап.

развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой («Познавательное развитие»)

Рефлексия

Дети могут делать выводы по окончанию занятия

Педагог сообщает, что пора возвращаться в сад. Итак, приготовились, 1,2 – покружись, в детском саду очутись.

-Где мы с вами побывали?

- предлагаю вспомнить, что мы узнали с вами о бумаге (по картинкам  на столах).

Дети кружатся. По картинкам на столах вспоминают свойства бумаги.

                                                                         

                                                               Список литературы и интернет-источников.

1. https://cutvideo.ru/zagadki-pro-bumagu-detyam/

2.https://infourok.ru/konspekt-nod-v-sredney-gruppe-bumazhnaya-laboratoriya-2104633.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по опытно – экспериментальной деятельности детей.

Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детейподготовительной группы.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Развивать речь, мышлен...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебник –невидимка».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебник –невидимка».Ведущая образовательная область: познавательное развитие.Цель: Развивать у ...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мы - волшебники»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии опытно-экспериментальной деятельности  «Мы - волшебники»....