Опыты и эксперименты
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Музяева Эльвира Равилевна

Картотека опытов и экспериментов в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty_v_sredney_gruppe.docx727.18 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Downloads\hello_html_2693669d.png

Картотека опытов и экспериментов в средней группе

                          Подготовила:

                                                     Музяева Э.Р.

                                                                                                                                                                                 

                                 

Вода              

Тема. Окрашивание воды

Цель: Помочь выявить свойства воды

Материал: вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель.

Оборудование: емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Дети с воспитателем рассматривают в воде 2-3 предмета. Предметы хорошо видны. (Вода прозрачная)

- Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет. Частички краски попали в воду).

Нельзя брать грязные пальцы в рот.

- Как еще можно окрасить воду? (Добавить краситель в оба стаканчика)

- Как изменится окраска, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной, запах – сильнее)

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод: Вода прозрачна, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Может быть теплой и холодной. Может нагревать другие вещества. Некоторые вещества в воде растворяются.

Тема. Играем с красками

Цели: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Материал: прозрачная вода, краски.

Оборудование: 2 баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.

Краски, словно радуга,

Красотой своей радуют детей.

Оранжевые, желтые, красные,

Синие, зеленые – разные.

- Равномерно ли краска будет растворяться в воде и что произойдет, если смешать 2 разные краски?

Добавляем немного красной краски в баночку с водой. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется). В другую баночку добавляем немного синей краски. (Краска растворяется равномерно). Смешиваем воду из двух баночек. (Вода стала коричневой).

Зарисовка результатов эксперимента.

Вывод: Капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Воздух

Тема. Танец горошин

Цели: Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Материал: вода, горошины.

Оборудование: баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши.

Научим горох плавать и выполнять манипуляции с горохом, как в цирке.

Аккуратно обращайтесь со всеми материалами.

Дети опускают в баночку с водой 4 горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большей силой.

- Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее? (Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличивалась – и скорость движения горошин возрастала). Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

Зарисовка результатов эксперимента.

Вывод. Сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

   

                              Тема. Поиск воздуха

Цели: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Материал: вода.

Оборудование: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость.

Докажем, что вокруг нас есть воздух. Как?

Не размахивайте сильно предметами, особенно, когда рядом есть другие дети.

Дети показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели (дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет).

Вывод. Вокруг нас есть воздух.

Тема. Веселая полоска

Цели: Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.

Оборудование: полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши.

Будем мы сейчас играть

И полоску оживлять.

Раз, два, три – посмотри!

- Что произойдет, если на полоску будет воздействовать воздух?

Нельзя брать бумагу в рот.

Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее.

- Почему она движется?(Она легкая)

Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух.

- Что происходит? Почему? (Полоска прилипает к губам: на нее действует воздух)

Делают зарисовки.

Вывод: Бумага легкая. Движется под воздействием воздуха.

Растения

Тема: Что любят растения?

Цель: Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Материал: 2 -3 одинаковых растения.

Оборудование: предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

Суть эксперимента – в разном уходе за растениями.

Воспитатель выполняет рисунки – прогнозы результата эксперимента: что будет, если одно растение своевременно пропалывать, поливать, рыхлить, второе – своевременно пропалывать, поливать, без рыхления, третье – только поливать.

Дети по – разному ухаживают за растениями, длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением.

Зарисовывают каждый результат, сравнивают с рисунками – прогнозами.

Вывод: За растениями требуется уход: прополка, полив, рыхление почвы.

Тема. Где живут зернышки?

Цель: Познакомить со строением колоска.

Материал: колоски.

Оборудование: подносы.

Воспитатель показывает зернышки.

- Знаете ли вы, где их домики?

Дети разбирают колоски и отыскивают в них зернышки.

Вывод: Колосок состоит из зернышек. Зернышки живут в колоске.

Тема. Хитрые семена

Цель: Познакомить со способами проращивания семян.

Оборудование: 2 баночки, палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши.

- Весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю, однако не все из них прорастают и не все дают ростки одинаково быстро. Давайте научимся правильно проращивать семена и узнаем, какие прорастают быстро, а какие – медленно.

Рисунки – прогнозы сухих и ранее замоченных семян.

Один боб и одно семечко кабачка дети закапывают в землю, поливают. Другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку из марли, кладут в розетку, смачивают водой. На другой день дети высаживают семена, пролежавшие во влажной салфетке всю ночь, в землю.

Отмечают, какие семена взошли первыми. Результаты зарисовывают и сравнивают с рисунками – прогнозами.

Вывод: Заранее замоченные семена проросли быстрее.

Тема: Соревнование

Цели: Познакомить с состоянием почвы, развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции.

Оборудование: 2 стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши.

- Где мягче почва – на газоне или на тропе?

Трогают почву в баночках, делают луночки.

- В какую почву палочка проходит легко, в какую – с трудом?

Сажают в лунки черенки традесканции, поливают их.

Баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают: где почва высохнет быстрее? Почему?

Делают зарисовки.

Вывод: Уплотненная почва не подходит растениям – плохо пропускает воздух и воду, рыхлая почва хорошо пропускает воду и воздух, быстро высыхает.

Солнечный свет

Тема: Солнечные зайчики

Цели: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Материал: вода.

Оборудование: зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Поиграть с зеркалом, посмотреть в него и сказать, что видят. - От каких предметов будут отражаться солнечные зайчики? Обращаться с зеркалом аккуратно, чтобы его не уронить.

Зеркала сделаны из стекла, потрогайте их. – Какая поверхность на ощупь? (Гладкая) – Блестящие предметы отражают солнечные лучи. «Ловят» зеркалом луч солнца. Играют с солнечным лучиком. Берут баночку с водой, «ловят» солнечные зайчики. – Пошевелите рукой. Что происходит? (Поверхность воды приходит в движение, зайчики начинают прыгать). Эксперимент с пластиной. Пластина имеет блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи. Зарисовки.

Вывод: Все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи. 

Тема. Радуга

Цель: показать способ, как можно увидеть радугу в комнате.

Материал: вода.

Оборудование: миска, зеркало, белый лист бумаги.

- Можно ли увидеть радугу в комнате?

Аккуратно пользоваться зеркалом.

Устанавливают зеркало на краю миски с водой. Ловят зеркалом солнечный луч и направляют его отражение на лист бумаги.

Зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод: Радугу можно увидеть и в комнате.

Предметы

Тема. Необычные кораблики

Цели: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал: вода.

Оборудование: 2 стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши.

Ты плыви, кораблик, по речке, ручейку.

Ты вези, кораблик, песенку мою.

Рассмотреть бутылочки, подуть в них. – что вы услышали? (Песенку). Давайте превратим бутылочки в кораблики. –Что нужно сделать, чтобы бутылочка не утонула? Нужно очень аккуратно обращаться со стеклянными бутылочками. Опускают бутылочку на воду. – Что происходит? (Она постепенно наполняется, становится тяжелой и тонет). Другую бутылочку плотно закрываем крышкой и опускаем на воду. – Что происходит? (Бутылочка не тонет). Погружают бутылочку в воду. Она всплывает.

Зарисовывают результаты.

Вывод. Первая бутылочка наполнилась водой и стала

Тяжелой, тяжелее воды – такие предметы тонут. В бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылка может плавать.

Тема. Как замесить тесто?

Цель: Познакомить с составом теста.

Материал: мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло.

- Как замешивается тесто? Какой основной продукт в составе теста? Рассмотрение ингредиентов будущего теста. Воспитатель замешивает тесто. – что можно слепить и испечь из теста?

Дети проговаривают названия ингредиентов, из которых замешивается тесто.

Вывод: Тесто изготавливают из воды.

Тема. Мой веселый, звонкий мяч

Цели: Дать понятие о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

Материал: вода.

Оборудование: ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаш, лист бумаги.

Давайте поиграем с мячиком в прятки. – Утонет ли мячик в воде? Дети мнут мяч в ладонях. – Какой он? (Упругий, легкий). Опускают в ванночку с водой. – Что происходит с мячиком, почему он не тонет? (Мяч плавает, он легкий). Дети погружают мяч на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко опускают. – Что произошло с мячиком? (Он выскакивает на поверхность воды). Зарисовки.

Вывод: Мячик заполнен воздухом, он легкий, легкие предметы не тонут. Вода выталкивает легкие предметы на поверхность.

Тема. Угадай-ка

Цель: Помочь понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера, установить зависимость веса предмета от его размера.

Оборудование: предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие мячи, матрешки, машины, мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.

Пара мячей, отличающихся по размеру. Выясняют, чем похожи и чем отличаются.

- Зависит ли вес предмета от его размера и материала?

Помещает все игрушки в коробочку и предлагает определить на ощупь, какая это игрушка – большая или маленькая. Затем кладет предметы в мешочек. Воспитатель предлагает ребенку достать тяжелый или легкий предмет и выясняет, как они об этом догадались.

Вывод. Если большой предмет, то он тяжелый, а если маленький – легкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»

Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...